Использование грузоподъемности подвижного состава характеризуется коэффициентом использования грузоподъемности. Различают коэффициент статического использования грузоподъемности и коэффициент динамического использования грузоподъемности. Коэффициент статического использования грузоподъемности определяется отношением количества фактически перевезенного груза к количеству груза, которое могло быть перевезено.
За одну ездку с грузом статический коэффициент использования грузоподъемности

где γс – статический к-т статической грузоподъёмности;
qф - количество фактически перевезенного груза за ездку, т;
q - номинальная грузоподъемность подвижного состава, т.
За любое время работы
.
Для каждого автомобиля эти коэффициенты будут равны только при одинаковом количестве перевозимого груза и одинаковом расстоянии перевозки.
Коэффициент динамического использования грузоподъемности определяется отношением количества фактически выполненных тонно-километров к количеству тонно-километров, которые могли быть выполнены при полном использовании грузоподъемности подвижного состава.
За одну ездку:

где γд - коэффициент динамического использования грузоподъемности;
qф - количество фактически перевезенного груза за ездку, т;
Le г- длина ездки с грузом, км;
q - номинальная грузоподъемность автомобиля, т.
За день работы

Для определенного автомобиля за любой отрезок работы эти коэффициенты могут быть равны только в двух случаях: за каждую ездку перевозится постоянное количество груза или когда все ездки совершаются на одно и то же расстояние.
Увеличение использования грузоподъемности подвижного состава достигается:
- подбором подвижного состава, соответствующего условиям перевозок;
- тщательной укладкой груза в кузове; предварительной сортировкой и укрупнением мелких партий; применением автомобилей с увеличенным объемом кузова; наращиванием бортов и другими мероприятиями.
Для автомобильных перевозок установлены классы грузов в соответствии с коэффициентами, определяющих грузоподъемность каждого автомобиля. В перевозках автомобильным транспортом введено 4 следующих класса:
| Класс | Коэффициент |
| 1 | 1,00 |
| 2 | 0,71-0,99 (среднее 0,8) |
| 3 | 0,51-0,70 (среднее 0,6) |
| 4 | 0,41-0,50 (среднее 0,45) |






