Расстояние, проходимое автомобилем, называется пробегом. Пробег автомобиля с грузом является производительным пробегом, так как в это время производится перемещение груза. Пробег автомобиля без груза может быть холостым и нулевым.
Х о л о с т ы м пробегом называется пробег без груза, совершаемый в процессе перевозки при подаче подвижного состава от места разгрузки к месту погрузки.
Н у л е в ы м пробегом называется пробег, вызванный необходимостью подачи автомобиля к месту работы (погрузки) из гаража и из пункта выгрузки в гараж. К нулевому пробегу относятся также все заезды автомобиля, не связанные с выполнением транспортного процесса, - на заправку, на техническое обслуживание, на текущий ремонт и т. д.
Показатель, характеризующий величину степени полезного использования общего пробега, называется коэффициентом использования пробега:
где β - коэффициент использования пробега;
LГ - пробег автомобиля с грузом, км;
LСС - общий (среднесуточный) пробег автомобиля, км;
|
|
LХ - пробег автомобиля без груза, км;
LО - нулевой пробег автомобиля, км.
Величина коэффициента использования пробега зависит от взаимного расположения и размера грузовых потоков, состава грузопотоков, взаимного расположения автотранспортных предприятий, объектов работы, пунктов заправки горюче-смазочными материалами, а также от организации смены водителей при двух- и трехсменной работе, от качества суточного планирования и других факторов.
Величина использования пробега иногда характеризуется коэффициентом нулевых пробегов
где ω - коэффициент нулевых пробегов.
Взаимосвязь между коэффициентом нулевых пробегов и коэффициентом использования пробега может быть установлена через коэффициент использования пробега за ездку.
Если автомобиль за день работы делает Ze ездок, при средней длине ездки с грузом Leг и коэффициент использования пробега за ездку βe, то его пробег по выполнению перевозок
,
а общий пробег за день работы
где Leг - средняя длина ездки с грузом, км;
βe - коэффициент использования пробега за ездку;
Ze - число ездок за рабочий день;
Lcc - общий пробег автомобиля за рабочий день, км;
Lo - нулевой пробег автомобиля за рабочий день, км;
ω- коэффициент нулевых пробегов.
После преобразования получается
β = βe (1- ω).
где β - коэффициент использования пробега за рабочий день.
Увеличение коэффициента использования пробега увеличивает производительность подвижного состава и значительно снижает себестоимость перевозок, так как объем перевозок увеличивается без увеличения общего пробега автомобиля.