Возраст от 14 до 18 лет - юношеский

Действенность книги, как уже говорилось, связана, прежде всего, с тем, чтобы в каждом возрастном периоде человек получил такую книгу, которая отвечала бы на его запросы, влияла бы на эмоциональную сферу, вызывала интерес. Причем, возрастные границы подвижны, так как одни дети взрослеют раньше, другие позже. 

В то же время, произведение для детей дол­жно быть «на вырост». Психологи установили: если взрослый помогает читать книгу, ребенок может понять очень многое и выйти довольно далеко за пределы того, на что спосо­бен самостоятельно. Поэтому не стоит бояться, как бы ребенок не встретился в книге с чем-то, до чего он вроде бы не дорос. Когда детей охраняют от непонятного, им нечего постигать, некуда тя­нуться. Возникает опасность, что такие читатели не научатся ду­мать и познавать, вырастут инфантильными.       

С возрастом читателей заметно меняются требования к сюжету детской книги. Сюжет составляет основу литературного произведения и обусловливает силу его воздействия на читателя. При оценке сюжета в детской книге используются критерии воспитательной ценности и занимательности произведения.

Дошкольники и младшие школьники не способны подолгу сосредоточиваться, им трудно держать в поле зрения несколько сюжетных линий. Поэтому им предпочтительны однолинейные сюжеты с непрерывным повествованием. Двигателем сюжета должен быть герой - сверстник читателя с теми же проблемами, которые читателя волнуют. Самые маленькие читатели воспринимают события целиком, крупным планом, не вдаваясь в детали, свойства, мотивировки (Сутеев, Чуковский, Михалков). Динамика подробностей, качеств, логики вещей открывается ребенку позже. Далее наступает пора приключений: острых конфликтов, напряженного развития событий, тайн, подвигов (Жюль Верн, В. Крапивин, Ю. Томин). Основное в сюжете это его напряженность, динамичность, включение интересных событий, волнующих приключений, таинственность, необычность. Младших детей мало интересуют психология характера, портрет героя, описания природы. Самое важное для них - поступки героев, события, действия. Постепенно интересным и увлекательным для подростка и юноши становиться не только внешнее развитие событий. Появляются сюжеты, построенные на движении внутреннем, нравственном, психологическом (двухуровневые сюжеты) – В. Крапивин, А. Алексин, В. Железников, Ю. Яковлев. Т.о., одновременно с взрослением читателя происходит изменения и взаимообогащения сюжета книг, ему предназначенных.

Содержание детской книги, как правило, отвечает представлениям общества о главных педагогических задачах соответствующего времени, определяется воспитательными идеалами, а также уровнем развития литературы. Так, первые шаги становления книги для детей связаны с задачами религиозного воспитания, поэтому основное место среди рукописных книг занимает религиозная литература.

В книге взрослой или детской главное — это художественный образ. Насколько удастся писателю создание образа (в частности, героя, реального или сказочного, но непременно полнокровно­го), настолько и будет его произведение достигать ума и сердца ребенка. Легче всего маленький ребенок откликается на простые рассказы о близких ему людях и знакомых вещах, о природе. Еще одна черта малышовой книжки — максимальная конкретность образа. Как сказал чешский поэт Ян Ольбрахт, «для детей следует писать не "на дереве сидела птица", а "на дереве сидела овсянка"». Может ребенок воспринимать и произведения с более слож­ным содержанием, даже некоторые психологические тонкости в подтексте.

Книга участвует в формировании нравственного идеала ребенка. В связи с этим особенно важна в детской книге разработка образа положительного героя, поскольку дети склонны к подражанию. Поведение положительного героя должно возбуждать одобрение читателя, вызывать желание ему подражать. Особенно важно, чтобы в книге раскрывался смысл поступков героев, были показаны причины, их побуждающие, раскрыта их цель. Бездеятельный, пассивный герой не может привлечь внимание читателя-ребенка.

Однако дети не всегда способны разобраться в ситуации, верно оценить поведение героя. Так, мерилом жизни в рассуждениях детей становится порою не поступок, а авторитет личности. «Если положительный герой соврал, подслушал (ради занимательности сюжета), обманул старика, посмеялся над слабым, над попавшим в беду, проявил жестокость и автор никак не отметил неприглядность этих фактов, - они могут войти в сознание ребенка как норма, а это - недопустимо».

Действительно, дети ориентируются на положительных героев, стремятся им подражать. Однако не всегда могут самостоятельно понять все нюансы их поведения. Именно поэтому большое значение в книге для детей имеет позиция автора. Автор должен объяснять ситуации, черты характеров героев. Следовательно, каждая книга для детей должна быть оценочной, чему-то учить и что-то пояснять. (Пушкин «третья молвила сестрица»).

При анализе данного аспекта содержания необходимо учитывать возрастные особенности читателей. Произведения, которые предназначаются дошкольнику, могут быть поучительными, поскольку ребенок не только органично воспринимает объяснения, но и стремится учить сам, с удовольствием наставляя своих младших сестер, братьев, приятелей: «Так нельзя. Надо так» (В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», стихи А. Барто, К. Чуковского). Но чем старше становятся дети, тем менее охотно они откликаются на нравоучения.   Школьники уже не принимают прямолинейных, изложенных «в лоб» сентенций, бездоказательных, неубедительных рассуждений автора. Здесь назидательные моменты должны обеспечиваться отбором материала, умелым использованием сюжетных линий, мотивировкой поступков героев.

Еще одна особенность заключается в соотношении художественных образов. Дети-читатели любят книги о них самих, о школе, о дружбе, о первой любви. Поэтому, исходя из особенностей читателей, запросов их возраста, писатели изображают в качестве гл. героев в дет. книгах детей, подростков. Однако, книги для детей не должны исключать образы взрослых, т.к. это ведет к искажению жизненной правды, к односторонности, меньшей убедительности.

Детям всегда интересно читать о своих ровесниках. Жизнь детей – гл. область, затрагиваемая детской литературой. В книгах о сверстниках ребенок реализует свою потребность в самопознании. Отсюда постоянный интерес юных читателей к автобиографическим повестям о детстве.

Не все произведения о детях входят в собственно дет­скую литературу Большое, если не подавляющее, число произведений о детстве оказывается своеобразной вариацией воспоминаний с ярко выраженной ностальгической тональностью. Ребенку невозможно «изнутри своей эпохи» постичь не только «ностальгическую тональность». Детскому восприятию труден и сам стиль, диктуемый «ностальгической тональностью». Отсюда та затрудненность, с которой зачастую воспринимается автобиографическая повесть или роман, стремящиеся в мельчайших подробностях описать быт, уклад и душевную жизнь ребенка. «Воспомиания» провоцируют должный ритм и темп повествования, чуждый чрезмерному динамизму эпохи детства. Счастливое сочетание двух, кажется, взаимоисключающих взглядов — искушенного взрослого и несведущего младенца — иногда позволяет снять психологический барьер, который неизбежно возникает, если это условие не будет соблюдено. Примерами такого удачного снятия подобного барьера могут служить, например, «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова, «Детство Никиты» А. Н. Толстого или «Детство Темы» Г. Гарина-Михайловского.

Психология детей отличается от психологии взрослых. Дети, особенно дошкольники, верят в незыблемость и открытость мира, в доброту и справедливость, К.И. Чуковский – замечательный детский писатель, много внимания уделявший изучению детей. Он писал: «Все дети от двух до пяти верят (и жаждут верить), что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера - одно из важнейших условий их нормального психологического роста». Это наблюдение позволяет определить еще одну важную сторону предметной области литературы для детей. Как правило, произведения детской литературы оптимистичны, в них добро побеждает зло, правда торжествует над ложью. В связи с этим, д етская система драматических жанров, например, практически не знает трагедии, так как сознание ребенка оттор­гает печальные развязки конфликтов со смертью положительного героя, да еще «взаправду» представленные на сцене.

Дети жаждут счастливой развязки, требуют «правдивости» даже в сказочно-фантастических произведениях (н-р, в повести А. Погорельского, есть точные указания места и времени «Лет сорок тому назад на Васильевском острове, в третей линии …», детали одежды, интерьер – все это создает иллюзию достоверности),  они очень чутки к эти­ческой позиции автора и ждут от него одобрения мира детства, допуская благожелательную критику частных недостатков.

К характерным признакам литературы для малышей относятся динамичный сюжет и юмор. Детские книги должны быть, по мнению Белинского, «динамичными по содержанию, даваться в повествованиях и картинах, полных жизни и движения».

«Без сжатости нет художественности, – говорил Н. Чернышевский, – Посмотрите, любит ли ребенок растянутость, водянистость рассказа. Нет, он постоянно понукает вас: ну что же дальше, говорите скорее!».

Интересно построение образа в детской книге в сравнении с литературой для взрослых. Здесь писатель более свободен в выборе средств создания образа. Вспомним, как рисуется знаменитый Илья Обломов. Гончаров целую главу посвящает детальному описанию внешности Ильи Ильича, его кабинета, слуги Захара, без которого будет не до конца понят гл. персонаж. Утро Ильи Ильича описывается в 8-ми главах. Такая замедленность в повествовании является одним из приемов показа неторопливого течения жизни помещика. Детский писатель должен помнить о своем читателе: длинные монологи, сложные авторские отступления его утомят, подробные портретные характеристики наскучат. Поэтому характер развивается в действии, в поступках. Портретные характеристики сжаты.

Важной характеристикой книги в глазах детей является ее способность смешить. Конечно, детям доступны самые про­стые формы комического. В отличие от взрослых им трудно почув­ствовать смешное в самих себе, зато легко представить смешное положение, в которое попадают другие — герои книг. Острый, стремительно развивающийся сюжет, юмористическая компанента всегда привлекательны для ребенка. Мастера именно такого повествования стали классиками детской литературы (например, Борис Житков, Николай Носов, Виктор Драгунский и др.). «Юмор – драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастает, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами. У ребенка вообще есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности – одна из не последних задач воспитания» (К.И. Чуковский).

Детской книге должна быть присуща сказочность, фантазия. Сам мир ребенка сказочен. Фантастика для него органична. Фантазия врывается в действительность. В детской книге, как и в детской жизни, мечта и достоверность существуют вместе в единстве. Не случайно, один из главных источников фантастического в литературной сказке – детская фантазия («Черная курица» А. Погорельского, «Летящие сказки» В. Крапивина, «Неизвестные приключения Баранкина» В. Медведева).

Исследования психологов показали, что маленькому читателю более, чем взрослому, свойственно действенное воображение, побуждающее не только созерцать читаемое, но и мысленно уча­ствовать в нем (прочитаю, а потом сыграю). Среди литературных героев у него заводятся друзья, да и сам он нередко перевоплощается в них. Так возникло тимуровское движение.

От самых своих истоков детская литература ориентирована на гуманистические ценности, учит различать добро и зло, правду и ложь. При этом детский писатель не может быть вполне свободен от общественных идей своего времени, и его индивидуальный художественный стиль соответствует стилю эпохи.

Каждый писатель вырабатывает свою манеру разговора с ма­лышами. Он может прийти к лироэпическим интонациям (как К.И. Чуковский), использовать фольклорные приемы повество­вания (как В.И. Даль), максимально приблизиться к свежему и поэтичному мировосприятию ребенка (как И.П. Токмакова). По мере взросления читателя возрастает психологизм в изображении героев, быстро сменяющиеся сюжетные события постепенно уступают место размышлениям и описаниям (например, рефлек­тирующий герой характерен для рассказов Виктора Драгунского, Радия Погодина, Виктора Голявкина).

Язык и стиль произведения обеспечивают усвоение содержания книги. Произведения детской литературы должны быть высочайшего художественного качества. В книге «От двух до пяти» Чуковский последней заповедью для детских поэтов провозгласил: «Не забы­вать, что поэзия для маленьких должна быть и для взрослых поэ­зией». Говоря другими словами, детская литература должна быть «высоким искусством». Только в случаях, когда взрослые и дети едины в признании достоинств того или иного произведения и это признание неизменно на протяжении нескольких историче­ских эпох, произведение станет классикой. Можно назвать клас­сикой детской литературы рассказ А.П.Гайдара «Чук и Гек», по­тому что он до сих пор сохраняет очарование для читателей раз­ных возрастов.

Известно, что дети обладают повышенной речевой одаренно­стью, постепенно убывающей к семи-восьми годам. Проявляется она в памяти на слова и грамматические конструкции, в чуткости к звучанию и значению слов. Язык детской книги должен быть особенно богат и выразителен, чтобы помочь ребенку расширить горизонты, научить новым формам речи. Вместе с тем язык дол­жен быть доступен. Эти качества речевого стиля достигаются тща­тельным отбором каждого слова, строго выверенной граммати­ческой структурой каждого предложения.

Язык детской книги должен оставаться живым при всей своей литературности. Однако недопустимо проникновение в детскую книгу сленга кри­минального мира, нецензурных слов и т. п. Детская книга призва­на нести этическое начало, и язык ее должен соответствовать вы­сокому назначению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: