IV. Работа над темой урока

ВВЕДЕНИЕ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.

УРОК № 1.

Тема:     

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX в.

Цель:        

Выявить уровень литературного развития, читательские  интересы, литературный кругозор обучающихся;

Охарактеризовать историческое развитие России в XIXв., дать общую характеристику литературы первой половины XIX в., выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.

Оборудование:

Учебник; раздаточный материал; выставка произведений; репродукции картин (К.П. Брюллов «Последний день Помпеи», А.А. Иванов «Явление Христа народу»);

«Читательская анкета» (для каждого ученика).

Тип урока:

    Комбинированный урок; урок-лекция.

Прогнозируемые результаты:

Обучающиеся составляют тезисы лекции учителя, принимают участие в беседе, используя знания, полученные ранее;

Анализируют историческое развитие России в XIXв.;

Классифицируют основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров.

      Ты, светлый житель будущих веков,

Ты старины любитель, в день урочный

Откроешь антологию стихов,

Забытых незаслуженно, но прочно.

И будешь ты, как шут, одет на вкус

Моей эпохи фрачной и сюртучной.

Облокотись. Прислушайся.

Как звучно былое время – раковина муз.

В.В. Набоков

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя:

- Независимо от того, какой путь мы выбираем в жизни, всем надо уметь понимать себя и происходящее вокруг, научиться слушать и слышать, наблюдать явления, передавать состояние, сопоставлять и делать выводы, выражать словом свои ощущения, находить нестандартные решения. А еще… чувствовать и наслаждаться. А значит, нельзя представить нашу жизнь вне мира литературы.

Об этом – слова известного русского писателя Владимира Набокова, вынесенные в эпиграф нашего урока. Эти слова обращены к нам, живущим в XXI веке, и призывают они нас открыть для себя вершины искусства слова. Итак, путешествие в мир литературы продолжается.

В «летописи эпох», представленной в художественных произведениях, которые вы будете изучать в этом учебном году, русские писатели XIX века раскроют вам свои сердца, доверят свои чувства и мысли, поделятся своим духовным опытом. Они помогут нам разобраться в себе, сформировать свой взгляд на мир, определить шкалу духовно-нравственных ценностей.

III. Актуализация опорных знаний.

Выявление уровня читательского интереса: самостоятельное заполнение «Читательской анкеты» (письменно)

Учитель:

  - Задумывались ли вы над тем, зачем мы читаем книги? Почему именно умение читать является одной из уникальных особенностей человека разумного? Что ищем мы в художественных произведениях? Заполните анкету. Ответьте на вопросы или выберите вариант ответа.

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АНКЕТА

1. Любите ли вы читать? Что заставляет вас обратиться к книге? С какой целью вы читаете книги?

а) познаю мир и себя в нем;

б) хочу быть эрудированной личностью;

в) хочу хорошо учиться;

г) хочу развлечься.

2. Прокомментируйте высказывание русского писателя М.Е.                                          Салтыкова-Щедрина: «Лично я обязан литературе лучшими минутами моей жизни, всеми сладкими волнениями ее, всеми утешениями. Но я уверен, что не только я один лично обязанный, а всякий, кто сознает себя человеком, не может не понимать, что вне литературы нет ни блага, ни наслаждения, ни даже самой жизни».

3. Как вы считаете, каким читателем вы являетесь? А каким читателем хотели бы стать и почему?

4. Если бы вы были писателем, каких читателей пожелали бы себе?

5. Объясните, как вы понимаете слова немецкого писателя Г. Гессе: «… каждому истинному читателю бесконечно огромный мир книг открывается по-иному, каждый в нем ищет и находит еще и себя самого».

6. Читаете ли вы в данный момент какое-то литературное произведение? Если да, то объясните свой выбор.

7. Каким произведениям вы отдаете предпочтение?

а) научная фантастика и фэнтези;

б) произведения о современниках;

в) произведения о дружбе и любви;

г) развлекательная литература;

д) произведения о природе;

ж) приключения и детективы;

к) исторические произведения;

л) другое.

8. Какие произведения и каких авторов вы хотели бы прочитать? Обоснуйте свой выбор.

9. Согласны ли вы с утверждением аргентинского писателя Х.Л. Борхеса о том, что «книга- не просто словесное устройство или набор таких устройств; книга – это диалог, завязанный с читателем, интонация, приданная его голосу, и череда переменчивых и несокрушимых образов, запавших ему в память. Этому диалогу нет конца…»? Расскажите в какой диалог и с какими книгами вы хотели бы вступить в учебном году.

IV. Работа над темой урока.

1. Беседа с использованием интерактивного приема «Микрофон»

· Как  вы понимаете значение слов «романтический» и «реалистический»?

· В каких литературных произведениях, изученных вами в предыдущих классах, изображены герои-романтики?

· Чем, по вашему мнению, отличается писатель-романтик от писателя-реалиста?

2. Ознакомление со структурой учебника и спецификой курса литературы для 10-го класса.

3. Лекция учителя

(Учащиеся составляют тезисы)

- Борьба и взаимовлияние, параллельное сосуществование и смена различных литературных направлений характеризуют мировую литературу начала XIX века. Основное художественное направление этого периода – романтизм (в переводе с французского – фантастическое). Романтизм отражает мироощущение, берущее свои истоки со времен Великой французской революции. Это был период гигантских общественных потрясений и национально- освободительных войн. А значит – время великих ожиданий и решительных перемен.

Крайняя неудовлетворенность действительностью, мечта о переустройстве мира, стремление найти обобщенный идеальный образ стали сутью романтического искусства. Писатели-романтики в своих произведениях, раскрывая существующие противоречия общества, основное внимание уделяли анализу переживаний и мыслей отдельной личности. Изображение исключительных характеров в необычных обстоятельствах, конфликт между мечтой и действительностью – определяющие черты романтизма.

Романтические тенденции нашли отражение в творчестве почти всех крупных писателей первой половины XIX века. Особых вершин романтизм достигает в наследии таких виднейших представителей европейской литературы, как Дж. Г. Байрон, П.Б. Шелли, В. Скотт (Англия), Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне (Германия), А. Мицкевич (Польша), В. Гюго и Жорж Санд (Франция).

Своеобразие русского романтизма. В это же время в тесной взаимосвязи с западной литературой развивается и русский романтизм, у истоков которого стоят такие поэты, как Василий Андреевич Жуковский и Константин Николаевич Батюшков. Автора известных баллад «Людмила» и «Светлана» называли «русским эхом» западноевропейского романтизма, а его фраза «Жизнь и поэзия – одно» стала творческим кредо чуть ли не всех писателей- романтиков.

Особенностью русского романтизма был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной и свободной личности. В поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкин показал любовь к старине, передал разнообразие чувств молодого человека своего времени.

Романтизм в России напрямую был связан с историческими событиями, происходившими в стране. Так существенное влияние на развитие русской литературы первой половины XIX века оказала война русского народа против армии Наполеона Бонапарта. Отечественная война 1812 г. Пробудила национальное самосознание в обществе. Поэтому народные бунты и восстания, жестоко подавляемые самодержавием, стали распространенным явлением того времени.

Неудачное восстание прогрессивного дворянства против самодержавия 14 декабря 1825 года в Петербурге, жестокая казнь зачинщиков государственного переворота и последующая эпоха безвременья способствовали углублению романтических идей и настроений в творчестве русских писателей, а также появлению реалистических тенденций в литературных произведениях. Главной особенностью реализма становится художественное осмысление взаимодействия личности и общества, стремление отобразить закономерности развития действительности, типизация характеров и обстоятельств.

Реализм  (в переводе с лат. – действительный) – литературное направление, целью которого было, по словам известного французского писателя О. де Бальзака, «указать обществу на его язвы».

Художественный анализ состояния мира, формирование характеров героев под воздействием среды, изображение действительности в развитии – вот основные черты реализма.

В отличие от романтизма, который сосредотачивал внимание на внутреннем мире героя, для реализма основной становится проблема влияния жизненных обстоятельств на формирование характера личности. Литература становится способом познания человеком себя и окружающего мира, поэтому принцип правдивости изображения реальной действительности осознается как критерий художественности произведения.

В первые десятилетия XIX века реализм нашел свое воплощение в баснях И.А. Крылова и бессмертной комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», проникнутой, по выражению литературного критика В.Г. Белинского, «глубокою истиною русской жизни». Однако настоящим основоположником реализма в русской литературе стал А. С. Пушкин, сумевший в своих произведениях раскрыть суть важнейших явлений русской действительности во всем ее многообразии, сложности и противоречивости.

4. Ознакомление со вступительной статьей учебника по теме урока.

5. Составление периодической таблицы «Основные этапы развития русской литературы первой половины XIX в.» (работа в парах)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: