Должны ли верующие заниматься политикой?

 

Вопрос этот правомерный. Но формулировать изначально его следовало бы несколько шире: Существуют ли принципиальные ограничения для верующих в их общественной и профессиональной деятельности?

 

Проблема эта образовалась, прежде всего, по причине фактической временной неотделенности церкви от государства. Невзирая на то, что многие государственные правовые системы сформированы с учетом так называемых общечеловеческих (а по существу духовно-религиозных) ценностей, реальность такова, что вовлеченность человека в определенные виды деятельности приводит к неизбежному попранию основ истинной веры. Одним из наиболее ярких примеров этому - политическая деятельность.

Как бы человек не был мудр и всесторонне подготовлен к активной включенности в политику, он неминуемо повседневно будет вставать перед выбором: либо принимать решения, которые будут вести к политическому поражению, либо действовать согласно правилам политики, но против воли божьей. Такова специфика современной политики.

Однако, степень вовлеченности человека в политическую деятельность может быть различной. Например:

 

1) Изучение политической ситуации и ведение разговоров на политические темы в обычных повседневных контактах.

2) Принятие пассивного участия в выборах, целью которых является формирование политической власти в государстве.

3) Участие в общественных организациях, косвенно влияющих на политическую сферу.

4) Активное участие в политической жизни общества без вступления в политические партии.

5) Активное участие в политической жизни общества в составе политических партий.

6) Занятие ответственных должностей в политически вовлеченных сферах.

 

Представляется вполне очевидным, что первые три степени вовлеченности в сферу политики вполне возможно сочетать со служением богу. Четвертый уровень - проблематичный и неоднозначный. А вот пятый и шестой - совместить с соблюдением божьих истин невозможно.

 

В любом случае, - то ли вопрос касается политической сферы, то ли речь идет о некой иной сфере, - критерием совместимости служат божьи заповеди: если некая общественная или профессиональная деятельность не принуждает человека нарушать божьи заповеди - значит никаких особых ограничений для участия в ней верующих не существует.

Не лишним будет напомнить: 1) Приступая ко всякому делу, верующий обязан объективно оценивать свои силы, способности и возможности, поскольку божья воля заключается в том, чтобы верующий всякое дело, за которое он берется - исполнял добросовестно и хорошо. 2) Приступая ко всякому делу, верующий обязан объективно оценивать свои силы и возможности, поскольку божья воля заключается в том, чтобы верующий постоянно уделял время для своего духовного возрастания.

(См. также ПУТЬ К БОГУ)

 

ПОСТ.

Пост - одна из форм высшей духовной деятельности (духовного труда). Прежде всего выражается в жестком контроле верующего за каждым своим поступком и каждым действием своей души: за мыслями, чувствами, эмоциями, желаниями, словами, целями своих действий, причинами возникновения чувств и т.д. Подобное контролирование направлено на то, чтобы в процессе обычной жизнедеятельности человек сам мог выявлять в себе несоответствия вероучению и воле божьей и волевыми усилиями направлять себя в правильное русло. Задача поста - достичь в повседневной земной жизни максимально возможного воздержания от всего греховного, суетного и всего чрезмерно-излишнего (специфические ограничения). Задача поста - сделать для человека более высокий уровень духовного совершенства - более привычным. В продолжении поста человек стремится к всецелому подчинению своей души и тела - духу божьему. Цель поста - утверждение в вере и духовное возрастание. Длительность постов может составлять от одного до нескольких дней. Верующий может сам определять длительность поста, но лучше этот вопрос решать либо с духовным наставником, либо совместно с близкими по духу. Предложения о проведении поста могут исходить от служителей церкви или от духовных наставников. Внутренняя потребность у верующего в выполнении поста часто возникает после того, как ему случится заметить за собой некий недобрый проступок или согрешение. Проведение поста в таких ситуациях не только способствуют совершенствованию верующего в следовании воле божьей, но и способствует привнесению в душу верующего должного эмоционального равновесия. Пост научает, совершенствует и исцеляет. Пост - одна из наиболее эффективных форм самопознания и богопознания.

 

Усиленную внутренне-духовную активность во время поста возможно сочетать с различными видами неспецифических добровольных самоограничений.

Неспецифическими ограничениями во время поста следует считать ограничения, касающиеся негреховного, несуетного и неизлишнего.

Например. Если человек не страдает чревоугодием, то ограничения в пищевом рационе для него будут неспецифическими.

Если же имеются проблемы с обузданием чрезмерных нездоровых желаний верующего к употреблению пищи (или отдельных ее видов: сладкого, острого...), т.е. если необходимо противостоять чревоугодию, то желательно в продолжение поста полное или частичное ограничение от употребления таких продуктов. В тех ситуациях, когда у верующего нет проблем в культуре питания, вводить какие-либо значимые ограничения в дневной рацион не обязательно. Особенно, если пост выполняется без прекращения обычной трудовой (физической) деятельности.

Во многих случаях ограничения в питании просто недопустимы.

Если верующий в процессе выполнения поста замечает за собой, что некое неспецифическое ограничение (пищевое, коммуникативное, материально-вещевое и пр.) существенно отвлекает его внимание, затрудняет возможность заниматься духовным самоконтролем, то целесообразно от таких неспецифических ограничений отказываться и проводить пост без таких ограничений.

Решения о включении в пост неспецифических ограничений необходимо принимать с учетом рекомендаций профильного специалиста. Если, например, речь идет о гастрономических ограничениях - желательно консультироваться с диетологом или терапевтом, если ограничения касаются интимных супружеских отношений, то желательно предварительно советоваться с гинекологом, сексологом, сексопатологом, андрологом, психотерапевтом, акушером (в зависимости от проблематики и возможностей).

Коллективный религиозный опыт подтверждает необходимость (обязательность) сочетания поста и большего усердия в молитве.

Выполнение верующим постов не должно вызывать у него чувства гордости или некоего превосходства перед другими. Если нечто подобное замечено - значит имеются серьезные основания для выполнения последующих постов, дополнительных духовных усилий, направленных на избавление верующего от подобных внутренних нездоровых состояний.

После выполнения поста человеку рекомендуется дать своей душе некоторое время максимального покоя. Например, переключиться на выполнение полезного физического труда и т.д. (См. также ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА.)

 

 

ПОСТУЛАТ – см. ИСТИНА.

 

 

ПРАВЕДНОСТЬ.

Праведность проявляется в постоянстве неуклонного результативного стремления человека к исполнению воли божьей.

Праведность обретается не сразу, а в результате множества целенаправленных усилий и труда.

неизбежным условием достижения праведности является совершенствование в любви и богопознании.

Праведность - временнАя категория: праведность возможно обрести, возможно ей обладать длительное время, но возможно ее и утратить.

Человекам не дано обретать праведность от рождения в силу богоустановленных законов развития человеческого организма и человеческой души.

Праведность есть несовершенное отражение божьей святости в человеке.

Праведность есть сочетание относительной безгрешности и добродеятельности.

За праведность бог награждает: иногда в нескольких поколениях потомков праведника.

Противоположное значение - ОДЕРЖИМОСТЬ.

 

 

ПРИЗНАКИ ИСТИННОГО ВЕРОУЧЕНИЯ.

Основные признаки истинного вероучения.

= истинное вероучение проистекает из познания и принятия духа любви и святости;

= истинное вероучение побуждает к совершению добрых дел;

= истинное вероучение направлено на объединение верующих;

= истинное вероучение никого не оскорбляет;

= истинное вероучение отвращает от совершения зла;

= истинное вероучение никогда одобрительно не оценивает человекоубийство или детоубийство;

= истинное вероучение никогда не призывает к насилию;

= истинное вероучение учит активно противостоять злу;

= истинное вероучение призывает к деятельной жизни (бог милостив к плачущим, смиренным, жаждущим правды и чистым сердцем, но судить будет по делам);

= истинное вероучение утверждает превалирование духовных ценностей над материальными и общих интересов над личными;

= истинное вероучение направлено на достижение всеобщего блага;

= истинное вероучение ведет к здоровому образу жизни и отрицает полезность любых форм самоистязания;

= истинное вероучение осуждает порабощение человека;

= истинное вероучение утверждает равноценность мужчины и женщины;

= истинное вероучение не может прямо или косвенно рекламировать (пропагандировать) какие-то определенные национально-этнические, политические, корпоративные или чьи-то индивидуальные ценности (интересы);

= истинное вероучение призывает к отстранению от всего греховного;

= истинное вероучение признается людьми истинным не под влиянием слабости и старости, не от переживаемых страхов, не от переживаемых страданий, не от стремления к стяжательству (материальному благополучию), не от одиночества и желания найти свой круг общения, но прежде всего по искренней убежденности;

= истинное вероучение ведет к абсолютной независимости церкви от государства;

= истинное вероучение излагается правдиво, просто, ясно;

= истинное вероучение не претендует на статус уникально-самодостаточного источника духовных истин;

= истинное вероучение открыто для совершенствования;

= истинное вероучение открыто для изучения всеми;

= и т.д. (См. статью ВЕРОУЧЕНИЕ)

 

 

ПРИОРИТЕТЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ – см. ПУТЬ К БОГУ.

 

 

ПРОРОКИ. ПРОРОЧЕСТВА. ЛЖЕПРОРОКИ. ЛЖЕПРОРОЧЕСТВА.

Чаще всего, в восприятии и толковании понятия "пророк" доспускается два заблуждения.

1) Якобы пророки - это уже почти не люди, а некие особые существа, принципиально отличающиеся от людей.

2) Якобы пророки, только тем и занимались, что ежечасно с высоких трибун вещают народам мира божью волю.

 

Из коллективного духовного опыта следует, что пророки - такие же человеки, как и все мы. Конечно же, избирая человека для пророческой миссии, бог смотрит на душевные способности человека и отдает свое предпочтение самым достойным. Но тем не менее, все человеки - несовершенны. Уж если и церковь истинная земная несовершенна, то также и пророки, равно как и все люди не застрахованы от ошибок и даже от согрешений. Этого не следует забывать.

 

Из коллективного духовного опыта следует, что пророки, будучи человеками, часто могут вести самый обычный образ жизни, и лишь в определенные моменты бывают задействованы богом для выполнения особых миссий. А потому уясним, что не каждое слово пророка - пророчество, и не каждое действие пророка - богоугодная миссия.

Из истории религии и нашей действительности известно, что пророкам поручалось:

- и создание религии (т.е. установление прочной истинной связи между некими сообществами и богом);

- и соучавствие в создании религии (написание отдельных богоугодных текстов);

- и выполнение различных общественно-деятельных миссий (спасение от стихийных или социальных бедствий);

- и обличение согрешающих;

- и утешение и ободрение скорбящих;

- и призывание к соблюдению божьих заповедей;

- и толкование событий и природных явлений в прошлом и настоящем;

- и целительство;

- и многое многое другое.

На мысль о том, что пророкам свойственно лишь предсказание будущего, нас наталкивает само славянское наименование "пророк", т.е. прорицающий.

Для более правильного понимания сущности понятия "пророк" необходимо несколько абстрагироваться от этого наименования и, конечно же, необходимо изучать и учитывать всю многовековую историю этого явления.

Как мы знаем, в разные времена у разных народов люди, в той или иной мере причастные к исполнению особых божьих миссий, назывались по разному: шаманы, друиды, жрецы, волхвы, гуру, ясновидцы, гаруспики, прозорливцы, божьи человеки, чудотворцы, старцы, вещуны, характерники, оракулы...

Еще чаще, людей исполнявших особую божью волю не признавали и называли их: шарлатанами, самозванцами, лжецами и т. д.

Т.е. следует более ориентироваться на сущность явления, нежели на всяческие его наименования.

 

Человеки, которых бог призывал к осуществлению особых миссий, могли ясно осознавать над собой божье начало в некоем особом деле, а могли и не осознавать.

Могли открыто публично заявлять о существовании у них прямой или опосредованной связи с богом, а могли не заявлять. Это в сущности ничего не меняло и не меняет.

 

Говоря о пророках, нельзя умолчать и о многочисленных фактах фальсификации пророчеств и фактах неправдивого недобросовестного присвоения кому-либо этого особого наименования - пророк.

Как свидетельствует древняя и современная история, созданием лжепророков и лжепророчеств занимались, как в рамках отдельных псевдо-религиозных сообществ, так и в совершенно нерелигиозных ведомствах: спецслужбах, политических партиях, олигархических группировках.

 

Важным представляется проблема различения пророчеств от лжепророчеств.

 

Наиболее надежными критериями различения следует считать заповеди божьи.

Например. Если некий пророк призывает людей к действиям, в которых усматривается нарушение каких-либо божьих заповедей, то становится ясным факт лжепророчества.

Если некто своими публичными действиями сам нарушает общеизвестные божьи заповеди, то как бы и кто бы не называл его пророком (или другими "почетными" перечисленными здесь именами), как бы этого человека не рядили в блистательные одежды - все это лишь мистификация, обман. Божий человек божью волю не нарушает и к нарушению никого не призывает.

 

Также надежным критерием различения пророчеств от лжепророчеств является способ логического сопоставления открытых и общеизвестных истин о сущности божьей

со словами и делами некоего пророка.

Например. Для бога свойственно из хаоса творить порядок, творить красоту и упорядоченность. И никогда наоборот! Бог не благоволит ко всяческим излишествам, чрезмерностям. Бог всезнающий и премного мудрый. Бог совершенен. Если мы замечаем, что некто, претендующий на звание глашатая божьего, проявляет в своей деятельности явную несистемность, хаотичность, путаность, склонен в высказываниях к мистической туманности, сложносимволической загадочности... то все это явные признаки лжепророческого.

Да и простая логика указывает на это. Представим себе, если всевышнему богу, НАШЕМУ СОЗДАТЕЛЮ понадобилось донести нечто до нашего сознания, неужто он не в силах выполнить это свое устремление хорошо, четко и ясно? Зачем богу понадобилось бы туманить нам мозги какими-то двузначностями, полунамеками, полусимволами, полузагадками? В подобном проявляются либо мошенники, либо дилетанты, либо люди с нездоровыми психокомплексами.

 

Опираться на факты исполнения неких пророчеств (т.е. когда предсказанное сбывается), как на верный признак истинного пророчества не всегда возможно. Этот критерий не надежен. Поскольку все это: и предсказания, и их реалистическое осуществление - могут быть событиями единого человеческого недоброго замысла и человеческого целенаправленного исполнения.

 

Иногда надежным критерием истинности пророчества может быть сам факт его правдивого исполнения, но только в том случае, когда речь идет о предсказании событий или явлений, которые человеки пока еще не в силах фальсифицировать.

 

Употребление слова "пророк" даже в религиозном контексте не представляется особо необходимым и оправданным. Всякого человека предпочтительнее называть просто по имени (отчеству, фамилии). Подобная рекомендация естественным образом вытекает из самого определения понятия "пророк". Всем нам должно исполнять волю божью. Не зависимо от того, какой статус обретает эта воля в некий определенный момент - особый или не особый. Исполнение божьей воли следует понимать не как геройский подвиг, но как нормальное обычное явление. И это будет вдвойне справедливо, если еще и учесть, что пророческое на самом деле в реальной жизни распространено намного шире, чем мы об этом знаем из религиозных первоисточников. Ну, разве правильно с похвалой идти к одному человеку, если этой похвалы, к примеру, достойны тысячи человек? Не правильно.

 

И последнее. Как мы знаем из истории, многих пророков (наряду со лжепророками), часто подвергали различным гонениям и даже убивали. Ну, вот почему-то установилась в человеческом сообществе такая жестокая традиция. А по симу, когда нас одолевает сильное желание кого-то из своих современников назвать пророком - лучше этого не делать. Из гуманных соображений.

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – см. ПОЛИТИКА.

 

 

ПРОЩЕНИЕ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: