Тема. Формы и методы управленческой деятельности органов исполнительной власти

       1. Форма управления – внешнее выражение конкретных управленческих действий, совершаемых органом исполнительной власти.

По юридическим свойствам различают правовые и неправовые формы управленческой деятельности. Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет определенные правовые последствия и осуществляется на основе довольно полной правовой базы. Среди правовых выделяют принятие административных актов (решений), заключение договоров, юридическое признание актов, совершение иных юридически значимых действий.

Юридическое (официальное) признание фактов в административном порядке осуществляется достаточно часто. Это, например, экзамены, составление актов проверки и т.п.

К иным юридически значимым действиям органов исполнительной власти можно отнести выдачу справок, паспортов, составление протоколов об административных правонарушениях т.п. Не будучи административными актами, они непосредственно влияют на права и обязанности других участников управленческой деятельности.

Неправовые формы подразделяются на организационные действия и материально-технические операции. Главная их особенность в том, что часто такая деятельность правом регламентируется лишь в общем и непосредственно юридических последствий не влечет. К таким действиям можно отнести проведение совещаний, обсуждений, проверок, разработку программ, методических рекомендаций и др.

Выполнение материально-технических операций связано с делопроизводством(регистрация, оформление, рассылка документов), обработкой информации и т.д.

По способу принятия формы управленческой деятельности подразделяются на коллегиальные и единоличные, по способу выражения - на словесные (письменные и устные) и совершаемые в виде конклюдентных действий.

Правовые акты органов исполнительной власти – это основанные на законе властные предписания (решения), издаваемые в сфере исполнительно-распорядительной деятельности и порождающие юридические последствия.

Признаки административных актов управления:

- государственно - властный характер;

- подзаконность;

- издаются в одностороннем порядке;

- влекут юридические последствия;

- принимаются в определенном порядке.

 Правовые акты подразделяются:

- по правовым свойствам - на нормативные и индивидуальные, смешанные;

- по способу воздействия на субъектов права на запрещающие, обязывающие, уполномачивающие, рекомендательные, поощряющие;

- по юридической силе - на акты Правительства РФ, акты центральных органов исполнительной власти специальной компетенции, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты исполнительных органов местного самоуправления.

 Акты органов исполнительной власти, не соответствующие требованиям законности признаются ничтожными либо оспоримыми.

 Отличие актов управления от иных правовых актов:

- от законов;

- от актов судебных органов;

- от актов общественных объединений.

Порядок опубликования и вступления в силу правовых актов органов исполнительной власти регулируется указом Президента РФ от 23 мая 1996г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

 

Административный договор – соглашение, заключаемое органомисполнительной власти с иными субъектами об осуществлении деятельности, имеющей значение для государства по вопросам, входящим во властную компетенцию органа исполнительной власти. Особенности административных договоров:

- являются разновидность публично - правовых соглашений;

- участниками договоров могут быть как субъекты, обладающие властными полномочиями, так и субъекты такими полномочиями, не обладающие, например, граждане, предприятия, учреждения;

- административные договоры в качестве обязательных условий их заключения могут содержать удовлетворение общественных (публичных) либо государственных интересов, определение административного режима реализации определенных задач и функций;

- возможность разрешения возникающих споров как в административном, так и в судебном порядке;

- отсутствие возможности требовать принудительного исполнения условий договора.

Порядок заключения административных договоров регулируется актами органов исполнительной власти. Например, приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010г. № 2094 определен порядок заключения соглашений между названным министерством и субъектами РФ по вопросам предоставления субсидий из федерального бюджета для приобретения школьных автобусов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: