1. Форма управления – внешнее выражение конкретных управленческих действий, совершаемых органом исполнительной власти.
По юридическим свойствам различают правовые и неправовые формы управленческой деятельности. Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет определенные правовые последствия и осуществляется на основе довольно полной правовой базы. Среди правовых выделяют принятие административных актов (решений), заключение договоров, юридическое признание актов, совершение иных юридически значимых действий.
Юридическое (официальное) признание фактов в административном порядке осуществляется достаточно часто. Это, например, экзамены, составление актов проверки и т.п.
К иным юридически значимым действиям органов исполнительной власти можно отнести выдачу справок, паспортов, составление протоколов об административных правонарушениях т.п. Не будучи административными актами, они непосредственно влияют на права и обязанности других участников управленческой деятельности.
|
|
Неправовые формы подразделяются на организационные действия и материально-технические операции. Главная их особенность в том, что часто такая деятельность правом регламентируется лишь в общем и непосредственно юридических последствий не влечет. К таким действиям можно отнести проведение совещаний, обсуждений, проверок, разработку программ, методических рекомендаций и др.
Выполнение материально-технических операций связано с делопроизводством(регистрация, оформление, рассылка документов), обработкой информации и т.д.
По способу принятия формы управленческой деятельности подразделяются на коллегиальные и единоличные, по способу выражения - на словесные (письменные и устные) и совершаемые в виде конклюдентных действий.
Правовые акты органов исполнительной власти – это основанные на законе властные предписания (решения), издаваемые в сфере исполнительно-распорядительной деятельности и порождающие юридические последствия.
Признаки административных актов управления:
- государственно - властный характер;
- подзаконность;
- издаются в одностороннем порядке;
- влекут юридические последствия;
- принимаются в определенном порядке.
Правовые акты подразделяются:
- по правовым свойствам - на нормативные и индивидуальные, смешанные;
- по способу воздействия на субъектов права на запрещающие, обязывающие, уполномачивающие, рекомендательные, поощряющие;
- по юридической силе - на акты Правительства РФ, акты центральных органов исполнительной власти специальной компетенции, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты исполнительных органов местного самоуправления.
|
|
Акты органов исполнительной власти, не соответствующие требованиям законности признаются ничтожными либо оспоримыми.
Отличие актов управления от иных правовых актов:
- от законов;
- от актов судебных органов;
- от актов общественных объединений.
Порядок опубликования и вступления в силу правовых актов органов исполнительной власти регулируется указом Президента РФ от 23 мая 1996г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
Административный договор – соглашение, заключаемое органомисполнительной власти с иными субъектами об осуществлении деятельности, имеющей значение для государства по вопросам, входящим во властную компетенцию органа исполнительной власти. Особенности административных договоров:
- являются разновидность публично - правовых соглашений;
- участниками договоров могут быть как субъекты, обладающие властными полномочиями, так и субъекты такими полномочиями, не обладающие, например, граждане, предприятия, учреждения;
- административные договоры в качестве обязательных условий их заключения могут содержать удовлетворение общественных (публичных) либо государственных интересов, определение административного режима реализации определенных задач и функций;
- возможность разрешения возникающих споров как в административном, так и в судебном порядке;
- отсутствие возможности требовать принудительного исполнения условий договора.
Порядок заключения административных договоров регулируется актами органов исполнительной власти. Например, приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010г. № 2094 определен порядок заключения соглашений между названным министерством и субъектами РФ по вопросам предоставления субсидий из федерального бюджета для приобретения школьных автобусов.