Методы управления – это приемы, способы, применяемые органами исполнительной власти в целях оказания воздействия на иных участников управленческой деятельности.
Среди методов административно- правового воздействия по содержанию можно выделить:
- нормативно-правовое воздействие;
- оперативно-распорядительную деятельность (учет, контроль, поощрение, структуризация, распределение);
- легализацию (регистрация, нострификация;
- правонаделение (прием на службу, выдача разрешений, лицензирование);
- юрисдикционную деятельность (разрешение споров, принуждение).
В административной практике одновременно используются разные способы. Их выбор зависит от конкретных обстоятельств объективного (например, возникновение чрезвычайной ситуации природного характера) и субъективного характера (например, субъективных качеств руководителя).
По способу воздействия методы управления можно подразделить на методы косвенного и прямого воздействия.
Методы косвенного воздействия применяются главным образом в сфере экономики, им присущи такие признаки:
- руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через интересы, потребности исполнителей;
- акты органов власти предоставляют право на совершение определенных действий;
- наличие возможности выбора одного из нескольких вариантов поведения;
- наличие развитого механизма решения споров, обеспечивающего защиту законных интересов граждан и их коллективов.
Среди методов косвенного воздействия выделяют методы экономические (налоги, тарифы, кредитование) и организационные (нормативное регулирование, координация, легализация, регистрация, убеждение).
3.Методы прямого воздействия применяются во всех областях и сферах государственного управлениях. Для них характерно:
- прямое воздействие на волю, сознание субъекта;
- директивность, властный характер;
- однозначность команд, которые, как правило, не оставляют исполнителям возможности выбора вариантов поведения;
- широкое использование актов исполнительной власти;
- наличие большого административного аппарата, контролирующего выполнение команд и применяющего принудительные меры за их нарушение.
К методам прямого воздействия относятся: оперативное распорядительство, установление плановых и иных заданий, распределение, административный надзор, принуждение.
Административный надзор, являясь разновидностью государственного контроля, обладает рядом специфических признаков:
- осуществляется специальными органами государства (федеральными службами);
- осуществляется в условиях внеслужебного подчинения;
- характерно широкое использование мер принудительного воздействия.
Надзор осуществляется как в отношении юридических, так и физических лиц. Правовую основу надзора в отношении юридических лиц составляет Федеральный закон от 26 дек. 2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Среди видов надзора, осуществляемого в отношении отдельных граждан, можно выделить административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, за владельцами оружия, лицами, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы и др.
4. Административное принуждение – применение органами исполнительной власти мер принудительного воздействия к субъектам, совершившим противоправные действия. Признаки принуждения:
- это правоприменительная деятельность, которая призвана обеспечить защиту правопорядка;
- реализуется в рамках охранительных правоотношений;
- применяется в связи с антиобщественными деяниями (как правило, административными проступками), нарушающими нормы многих отраслей права, охраняемые административно-принудительными средствами;
- осуществляется в рамках внеслужебного подчинения, при отсутствии организационного, линейного подчинения между сторонами этого охранительного отношения;
- наличие множественности субъектов, осуществляющих применение админитстративно - принудительных мер;
- применяется как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам;
- в отдельных случаях может применяться и при отсутствии конкретных противоправных деяний.
По целевому назначению меры административного принуждения подразделяются на четыре группы: предупредительные, пресекательные, наказания и обеспечительные.
Меры административно - предупредительные применяются с целью предупреждения возможного противоправного деяния либо для предотвращения вредных последствий, которые могут наступить в результате объективных обстоятельств, например, стихийных сил природы. К их числу относятся: проверка документов, досмотр авиапассажиров и их багажа, медицинское освидетельствование, изъятие огнестрельного оружия у лиц, состоящих на учете в органах здравоохранения по поводу алкоголизма, наркомании либо психического заболевания,
Основания и порядок применения данных мер регулируется правовыми актами федерального, регионального и местного уровня.
Меры административного пресечения применяются с целью пресечения конкретного противоправного деяния. Таковыми являются принудительное лечение, требование прекратить противоправное поведение, запрещение эксплуатации транспортных средств, приостановление деятельности общественных объединений, приостановление действия лицензии, применение специальных средств, применение оружия.
Меры пресечения во многих случаях применяются непосредственно на основании факта нарушения без составления процессуального документа.
Административные наказания применяются с целью предупреждения новых правонарушений и наказания правонарушителя. Перечень административных наказаний определен КоАП РФ (гл.3): предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности.
Меры административно - обеспечительные применяются с целью обеспечения своевременного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении и полного исполнения назначенного по делу наказания. Правовую основу данной группы мер составляет КоАП РФ (гл.27). К их числу относятся доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств, осмотр территорий и помещений, освидетельствование на состояние опьянения водителей транспортных средств, изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод, временное приостановление деятельности.
Кодексом административного судопроизводства РФ предусмотрены такие меры процессуального принуждения, как предупреждение и удаление из зала судебного заседания, привод, обязательство о явке и др.
Тема. Административная ответственность:
материальные и процессуальные аспекты.
1. Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении органами государства административных наказаний к субъектам, совершившим административные правонарушения.
Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности: она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении лица, применении к нему санкций правовых норм, осуществляется в процессуальной форме. Вместе с тем их реализация характеризуется определенным своеобразием:
- административная ответственность наступает, как правило, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение административных норм;
- представляет собой особый вид государственного принуждения в виде применения административных наказаний;
- оказывает воспитательное воздействие на правонарушителя и других лиц, направлена на предупреждение новых правонарушений;
- наступает независимо от наличия вредных последствий, совершенного противоправного деяния;
- субъектами ответственности могут быть физические и юридические лица;
- применяется в основном во внесудебном порядке;
- законодательством установлен особый порядок привлечения к административной ответственности - производство по делам об административных правонарушениях;
- правовую основу административной ответственности составляют федеральные законы (КоАП РФ) и законы субъектов Российской Федерации.
Административная ответственность имеет много общего с уголовной ответственностью. Но при этом имеются и существенные различия. Так, во-первых, меры административной ответственности (административные наказания) значительно мягче, чем уголовные наказания. Во-вторых, уголовная ответственность может быть установлена только федеральным законом, административная ответственность – как федеральным законодательством, так и законами субъектов РФ. В третьих, меры уголовной ответственности могут быть применены только судом, меры административной ответственности налагаются как судьями, так и должностными лицами органов исполнительной власти федерального и регионального уровня.
От дисциплинарной ответственности административная отличается тем, что основанием ее наступления является только административное правонарушение. Дисциплинарная может наступать как в связи с совершением дисциплинарного проступка, так и в отдельных случаях в связи с совершением административного правонарушения. При этом в законодательстве отсутствует не только понятие дисциплинарного проступка. Но и их четкий перечень.
Правовую основу дисциплинарной ответственности составляют федеральные законы («О государственной гражданской службе в РФ») и подзаконные акты, например, например, Дисциплинарный устав органов внутренних дел РФ утв. Указом от 14 окт. 2012г.
2. Административное правонарушение - противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.
Правонарушение как правовое явление характеризуется определенными признаками, представляющими определенные стороны данного явления. Ими являются противоправность, общественная вредность, виновность, наказуемость. Отсутствие хотя бы одного из них будет означать, что совершенное деяние не является административным правонарушением.
Состав правонарушения – совокупность установленных правом элементов, при наличии которых общественно вредное деяние признается административным правонарушением. Такими элементами являются: объект правонарушения, объективная сторона, субъект правонарушения и субъективная сторона.
В качестве объекта правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления на которые посягает административное правонарушение.
Объективная сторона характеризует внешнее выражение административного правонарушения. Она включает само противоправное деяние (действие или бездействие), наступление вредных последствий, а также причинную связь между совершенным деянием и наступившими последствиями. Особенностью объективной стоироны большинства административных правонарушений явлется отсутствие вредных последствий. Достаточно совершения противоправного деяния.
Субъект правонарушения – лицо, совершившее правонарушение. Это может быть физическое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста и находящееся во вменяемом состоянии, либо юридическое лицо (предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности).
Субъективная сторона – характеризует внутреннее проявление противоправного деяния. Она включает вину, в отдельных случаях также мотив и цель. Вина может быть в форме умысла или неосторожности.
3. Административное наказание выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Карательная сущность наказания состоит в предусмотренных КоАП РФ ограничениях прав и свобод физического или юридического лица. Кара – сущность, а не цель наказания. Целью является предупреждение новых правонарушений.
Основания и порядок применения административных наказаний могут быть установлены только законом (федеральным, законом субъекта РФ).
Административные наказания налагаются широким кругом органов государства и должностных лиц, (разд. 3 КоАП РФ).
Административное наказание, являясь мерой ответственности, влечет особое состояние административной ответственности, которое продолжается в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания.
Административные наказания налагаются, как правило, должностными лицами органов исполнительной власти путем вынесения специального правового акта – постановления.
Виды административных наказаний: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни проведения. Необходимо рассмотреть правовую характеристику каждого из них.
При назначении наказаний необходимо соблюдать общие правила, которые, определены в КоАП РФ. К их числу относятся законность, справедливость и индивидуализация.
Законность предполагает назначение наказания в пределах санкции, предусмотренной конкретной статьей КоАП РФ. Необходимо также учитывать, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же правонарушение.
Справедливость наказания заключается в том, что более строгое наказание из числа предусмотренных за совершенное правонарушение назначается только в тех случаях, когда менее строгий вид наказания недостаточен для достижения целей наказания.
Индивидуализация наказания - это определение меры наказания с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, обстоятельств смягчающих и отягчающих обстоятельств.
К обстоятельства, смягчающим ответственность, относятся:
- раскаяние лица, добровольное сообщение о совершенном правонарушении;
- предотвращение виновным вредных последствий правонарушения;
- добровольное возмещение ущерба или устранение последствий причиненного вреда;
- совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
- добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор).
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и иные обстоятельства, не указанные в законодательстве.
Обстоятельства, отягчающие ответственность:
- продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченного лица прекратить его;
- повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию;
- вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
- совершение правонарушения группой лиц;
- совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
- совершение правонарушения в состоянии опьянения.
Важное значение имеют также правила, определяющие порядок назначения наказания при совершении нескольких правонарушений (ст.4.4 КоАП РФ).
В целях повышения эффективности административной ответственности законом установлены сроки давности назначения наказаний (ст.4.5 КоАП РФ).
Законодательством установлен также порядок возмещения материального ущерба, причиненного в результате совершения правонарушения.
4. Производство по делам об административных правонарушениях – урегулированный нормами права порядок рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях. Правовую основу названного производства составляет Кодекс РФ об административных правонарушениях (разд. 4 и 5).
Задачами производства являются всестороннее, объективное выяснение всех обстоятельств дела; разрешение дела в соответствии с законом; обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Существует два вида производства – обычное и упрощенное. Обычное осуществляется по большинству административных правонарушений. Оно характеризуется составлением ряда процессуальных документов, сбором доказательств, применением разнообразных мер процессуального обеспечения, проходит несколько стадий. Упрощенное производство применяется при совершении незначительных правонарушений, при этом вся процедура привлечения к ответственности осуществляется на месте совершения правонарушенияи характеризуется вынесением единственного процессуального документа - постановления. Данное производство применяется лишь в тех случаях, когда правонарушитель не оспаривает привлечение к ответственности и согласен с налагаемым наказанием (ст.28.6 КАП РФ). В противном случае производство осуществляется в обычном порядке.
Принципы производства по делам об административных правонарушениях – это те основные начала, идеи, которые лежат в основе данного вида поцессуальной деятельности и закреплены в нормах административного права (КоАП РФ). К их числу относятся:
- законность;
- объективной истины;
- презумпции невиновности;
- права на защиту;
- родного языка;
- равенства;
- открытости;
- состязательности;
- оперативности.
Порядок реализации названных принципов регламентируется различными статьями КоАП РФ.
Участников производства по делам об административных правонарушениях можно подразделить на три группы:
Первую группу составляют субъекты, наделенные властными полномочиями по разрешению дела. К ним относятся судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и их территориальные органы и др. Перечень названных органов и их должностных определен в разд. 3 КоАП РФ. К этой группе можно отнести также прокурора, полномочия которого определены ст. 25.11 КоАП РФ.
Вторую группу составляют субъекты, имеющие личный интерес в деле. Это лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физических лиц; законный представитель юридического лица; защитник и представитель. Их правовое положение регулируется ст. 25.1 – 25.5 КоАП РФ. Особенностью их статуса является то, что им в основном предоставлены права для защиты собственных интересов, а какие-либо обязанности не налагаются.
Основным и обязательным участником производства является лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В качестве такового может выступать физическое дееспособное лицо, достигшее 16-летнего возраста (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), либо юридическое лицо, совершившее правонарушение, предусмотренное Особенной частью КоАП РФ или законами субъектов РФ.
Полномочия правонарушителя определены ст. 25.1 КоАП РФ правонарушитель наделен широкими правами, согласно которой он вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять различного рода ходатайства: о назначении экспертизы, вызове и опросе свидетелей, истребовании дополнительных доказательств, имеющих значение для дела, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, пользоваться юридической помощью защитника, который допускается к участию в деле с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Лицо, привлекаемое к ответственности, вправе также обжаловать постановление о назначении наказания, применение мер обеспечительного характера, а также пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ.
Обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу, носят в основном пассивный характер, поскольку их содержанием является только воздержание от совершения определенных действий(например, не препятствовать установлению истины по делу). К числу обязанностей активного характера можно отнести обязанность являться по вызову органа, должностного лица и присутствовать при рассмотрении дела. При невыполнении этой обязанности лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в определенных законом случаях может быть подвергнуто приводу (ст. 27.15 КоАП РФ).
Потерпевший – это лицо, пострадавшее от неправомерных действий, лицо, которому причинен физический, моральный или имущественный вред. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо.
Потерпевший вправе ознакомиться со всеми материалами дела, дать объяснения, представить доказательства, заявить ходатайства и отводы, обжаловать постановление по данному делу, потребовать возмещения причиненного ущерба и т. п. (ст.25.2 КоАП РФ).
Потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля. В этом случае он обязан дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в протоколе правильность данных им показаний.
Законные представители физического лица (потерпевшего и лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении) участвуют в производстве, если лицо, привлекаемое к ответственности, или потерпевший не достигли совершеннолетия либо в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права. Законными представителями являются родители и лица, их заменяющие: усыновители, опекуны и попечители, чьи родственные связи удостоверяются соответствующими документами.
Законные представители совершают все процессуальные действия, право на которые имеют представляемые ими лица.
Законные представители юридического лица защищают его права и интересы, если в отношении юридического лица ведется производство по делу либо если оно является потерпевшим (ст. 25.4 КоАП РФ).Ими могут быть руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Правонарушитель и потерпевший могут воспользоваться квалифицированной юридической помощью соответственно защитника и представителя. В качестве защитника или представителя допускаются адвокат, полномочия которого удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, или иное совершеннолетнее лицо, действующее на основе доверенности.
Они допускаются к участию в производстве с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Их полномочия аналогичны полномочиям лиц, чьи интересы они представляют (ст. 25.5 КоАП РФ).
Третью группу составляют лица, которые призваны оказать помощь представителям органов государства в осуществлении процессуальных действий. В эту группу входят свидетель, понятой, переводчик, эксперт и специалист. Их правовое положение регулируется статьями 25.6 - 25.10 КоАП РФ.
Свидетель – это лицо, призванное сообщить компетентному органу полученные им путем личного восприятия сведения о фактах, имеющих значение по делу. Свидетелем может быть любое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, относящиеся к рассматриваемому правонарушению.
Свидетель обязан явиться по вызову органа (должностного лица), в производстве которого находится дело, и дать правдивые показания. Он не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 25.6 КоАП РФ).
Эксперт призван оказать помошь в получении доказательств, когда требуется проведение специального исследования, например, при наличии сомнений в психической полноценности нарушителя, а также по делам о нарушении правил дорожного движения, правил пожарной безопасности и др.
Основной обязанностью эксперта является дача объективного заключения по поставленным перед ним вопросам.
От эксперта необходимо отличать специалиста, которого также привлекают к участию в производстве по делам об административных правонарушениях, потому что он обладает специальными знаниями и может помочь в применении специальных технических средств, найти ответы на другие вопросы, возникающие у лица, рассматривающего дело. В отличие от эксперта специалист не проводит экспертных исследований, не дает заключения по делу.
Привлечение специалиста к участию в производстве по делу – право, а не обязанность судьи, должностного лица. Закон не оговаривает право других участников производства привлекать специалиста. Однако лица, имеющие личный интерес, могут заявлять ходатайства, в том числе и о привлечении специалиста.
Переводчик. При рассмотрении административных правонарушений каждому лицу, участвующему в деле, должно быть предоставлено право пользоваться родным языком. Поэтому ему предоставляется пользоваться услугами переводчика. Присутствие переводчика необходимо также при участии в процессе глухого, немого, глухонемого.
Переводчиком может быть любое лицо, обладающее необходимыми познаниями в соответствующих языках или навыками сурдоперевода. Он назначается должностным лицом, в производстве которого находится административное дело.
Понятой – это постороннее лицо, которому ничего не известно об обстоятельствах дела. Основное назначение его состоит в том, чтобы удостоверить правильность отражения совершения процессуальных действий и их результатов в соответствующем документе.
Участие понятых фиксируется в протоколе об осуществлении соответствующего процессуального действия. При необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля
Особенностью правового положения участников данной группы является то, что они (кроме понятых) могут быть привлечены к административной ответственности за неисполнение возложенных на них обязанностей.
Выяснение обстоятельств совершенного правонарушения осуществляется посредством доказывания, которое включает в себя выявление, процессуальное оформление и исследование доказательств.
Основными обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются следующие: наличие события административного правонарушения (время, способ и другие обстоятельства, имеющие отношение к событию), виновность лица в его совершении, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, характер и размер ущерба, причиненного правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В качкстве доказательств используются любые фактические данные, на основе которых устанавливаются наличие и отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательства могут быть использованы в административном производстве, если они получены в порядке и из источников, предусмотренных законом, и имеют значение для всестороннего, объективного рассмотрения дела. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ источниками доказательств являются: 1) показания различных лиц; 2) заключение эксперта; 3) материальные носители информации; 4) непосредственные наблюдения уполномоченных должностных лиц; 5) показания специальных технических средств.
Показания различных лиц: свидетелей, потерпевшего, правонарушителя. Показания свидетелей – это сообщения об имеющих значение для дела фактах, сделанные лицами, воспринявшими эти факты непосредственно или получившими о них сведения из определенных источников.
Восприятие фактов свидетелем может быть и опосредованным, т. е. сведения могут быть получены им от других лиц или из документов. При этом источники сообщаемых сведений должны быть точно выяснены и проверены. Если свидетель не в состоянии указать конкретный источник своей осведомленности, то его показания теряют значение источника доказательств.
Свидетельские показания могут быть получены различным образом, например, путем опроса во время составления протокола. В этом случае свидетель, подписывая протокол, подтверждает тем самым соответствие излагаемых в нем сведений объективной действительности. При необходимости от свидетеля могут быть получены подробные объяснения, в которых излагаются известные ему факты.
Показания потерпевшего как очевидца совершенного правонарушения, позволяют установить истину по делу, Они могут быть процессуально оформлены также как и показания свидетеля.
Рассматривая показания лица, привлекаемого к административной ответственности, следует учитывать их роль как источника доказательств и их значение в осуществлении правонарушителем права на защиту.
Правонарушитель вправе отказаться от дачи объяснений вообще или по поводу каких-либо обстоятельств. Однако это не может рассматриваться как прямое или косвенное доказательство его вины.
Показания лица, привлекаемого к административной ответственности, излагаются, как правило, в протоколе о нарушении либо могут быть зафиксированы отдельно и приложены к протоколу.
Заключение эксперта. Решение о назначении экспертизы выносится в виде определения, в котором указываются основания для назначения экспертизы, сведения об экспертизе или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, а также перечень материалов, предоставляемых в его распоряжение.
С данным определением должны быть ознакомлены лицо, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевший. Они вправе ходатайствовать о дополнении или изменении вопросов, поставленных перед экспертом.
Эксперт дает заключение в письменной форме. В заключении описываются проведенные исследования, приводятся сделанные в результате их выводы и даются обоснованные ответы на поставленные вопросы.
Материальные носители информации – вещественные доказательства и документы. Вещественные доказательства – это различные предметы, которые своими свойствами, внешним видом, изменениями, местом нахождения, принадлежностью способны подтвердить или опровергнуть существование обстоятельств, имеющих значение для дела. Это предметы, служившие орудием совершения проступка, или сохранившие на себе следы противоправных действий, или явившиеся объектом этих действий. К вещественным доказательствам близко примыкают специально созданные носители информации, на которых фиксируется информация с целью ее хранения и передачи (документы).
Информация о событиях, явлениях, фактах объективной действительности может быть зафиксирована посредством письма, рисунка, фотографии, аудио-, видеозаписи и т. д. Следовательно, документами могут быть не только письменные акты, но и материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационные базы и иные носители информации.
Основными способами обнаружения и приобщения материальных источников доказательств являются досмотр, изъятие, представление заинтересованными лицами. При этом каждое названное действие оформляется специальным процессуальным документом.
Важное значение имеют непосредственные наблюдения уполномоченных должностных лиц. Например, инспектор государственного пожарного надзора во время обследования объекта обнаружил нарушение правил пожарной безопасности, инспектор дорожно-патрульной службы ГИБДД выявил нарушение правил дорожного движения.
Наблюдения полномочного лица фиксируются непосредственно в протоколе об административном правонарушении, который является самостоятельным источником доказательств.
В некоторых случаях в процессе доказывания используются показания специальных технических средств. Например, они могут применяться для определения уровня радиационного загрязнения, фиксации нарушений правил дорожного движения в автоматическом режиме и т. д.
Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку. Их показания отражаются непосредственно в протоколе об административном правонарушении.
Оценка доказательств по делу об административном правонарушении осуществляется судьей, должностным лицом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом следует исходить из равенства их доказательственного значения. Ни одно доказательство не может иметь большего или меньшего значения, никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.
5. Производство по делу об административном правонарушении развивается во времени как ряд последовательно совершаемых действий, при этом производство проходит несколько сменяющих друг друга этапов или стадий.
Каждая стадия характеризуется наличием собственных задач, вытекающих из общих задач производства, и кругом участников. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности на данном этапе. После принятия такого акта начинается новая стадия.
Производство включает четыре стадии:
- возбуждение дела об административном правонарушении (гл.28 КоАП РФ);
- рассмотрение дела об административном правонарушении (гл.29 КоАП РФ);
- пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушений (гл.30 КоАП РФ);
- исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (гл.31,.32).
Возбуждение дела [1], являясь начальной стадией производства, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств административного правонарушения: их фиксацию и квалификацию. На этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к виновному предусмотренных законом мер воздействия.
Основанием для возбуждения административного дела является совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения. Действия, сходные по фактическим обстоятельствам с правонарушением, но не запрещенные нормами административного права, не могут рассматриваться в качестве основания для возбуждения дела.
Возбуждению дела предшествует получение информации о деянии, имеющем признаки административного правонарушения, т. е. наличие повода к возбуждению и расследованию дела, ибо латентное нарушение нормы не вызывает административно-процессуальных отношений. Поводами к возбуждению дела могут быть сообщения, заявления граждан и юридических лиц, средств массовой информации, органов государства и местного самоуправления, общественных объединений, а также непосредственное обнаружение неправомерного деяния уполномоченным должностным лицом.
При наличии хотя бы одного из перечисленных поводов дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении.
В тексте ст. 24.5 КоАП РФ названы обстоятельства, при наличии которых административное дело не возбуждается, а возбужденное дело подлежит прекращению. Таковыми являются: 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом 16-летнего возраста или невменяемость лица, совершившего противоправные действия; 3) совершение лицом действия в состоянии крайней необходимости; 4) издание акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания; 5) отмена закона, устанавливающего административную ответственность; 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; 7) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела. Это основание может иметь место в случаях, когда надзор за исполнением административно-правовых норм возложен на несколько органов; 8) смерть лица, совершившего административное правонарушение; 9) ликвидация юридического лица.При установлении указанных обстоятельств уполномоченное должностное лицо, рассмотревшее материалы, сообщения или заявления, выносит определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения. Такой протокол составляется в случае нарушения правил дорожного движения, в результате которого были причинены телесные повреждения легкой или средней степени тяжести потерпевшему (ст. ст. 12.24, 12.30 КоАП РФ);
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении дела и проведении административного расследования. Оно может быть назначено, когда имеющихся данных недостаточно для возбуждения дела;
5) вынесения постановления по делу в упрощенном порядке, предусмотренном ст. 28.6 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после его выявления. В случае необходимости выяснения дополнительных обстоятельств либо данных о физическом или юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. При проведении административного расследования протокол составляется после его окончания.
Правом составления протоколов о правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, наделены должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 Кодекса, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов. Их перечень указан в ст. 28.3 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении является основным и нередко единственным документом, в котором фиксируются обстоятельства проступка. В ст. 28.2 КоАП РФ приводится перечень сведений, которые должны содержаться в протоколе, которые могут быть подразделены на три группы.
Первую - составляют сведения, характеризующие обстоятельств совершения административного правонарушения. Это место, время совершения правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за его совершение, дается описание самих противоправных действий. Названные сведения необходимы для правильной квалификации правонарушения.
Вторую группу составляют сведения, характеризующие личность правонарушителя. Это фамилия, имя, отчество, возраст, семейное положение, род занятий, размер заработной платы, место жительства и работы. Выяснение этих сведений позволяет индивидуализировать меры наказания.
Протокол должен составляться на основании паспорта или других документов, удостоверяющих личность лица, привлекаемого к административной ответственности. Если правонарушитель не имеет при себе соответствующих документов и нет свидетелей, которые могли бы сообщить о нем необходимые сведения, он может быть доставлен в органы внутренних дел, помещение органа местного самоуправления сельского поселения для установления личности и составления протокола.
К третьей группе сведений относятся дата и место составления протокола, данные о его составителе, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются. Отсутствие сведений о лице, составившем протокол, делает его дефектным, так как неизвестно, составлен протокол уполномоченным на то лицом или кем-то другим.
Протокол подписывается его составителем и нарушителем (представителем юридического лица), а при наличии свидетелей и потерпевшего подписывается также этими лицами.При составлении протокола правонарушителю, представителю юридического лица должны быть разъяснены их права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе. Они вправе ознакомиться с содержанием протокола, внести в него свои замечания и объяснения, изложить мотивы отказа от подписи протокола. Объяснения граждан могут быть изложены на отдельном листе и приложены к протоколу. Отказ правонарушителя подписать протокол не останавливает дальнейшего движения дела, но он должен быть зафиксирован специальной записью.
По наиболее сложным делам об административных правонарушениях, по которым для установления истины необходимо проведение экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование ( ст. 28.7 КоАП РФ).
Решение о возбуждении дела и проведении административного расследования принимается уполномоченным должностным (ст. 28.3 КоАП РФ) немедленно после выявления правонарушения и оформляется в виде специального определения, а прокурором – в виде постановления. Копия указанного определения в течение суток вручается под расписку лицу (физическому, юридическому), в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему.
Расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Срок его производства не может превышать одного месяца. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен до одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также по делам о незаконной организации и проведении азартных игр – до 6 месяцев.
По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу.
В течение трех суток протокол об административном правонарушении направленяется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать соответствующую категорию дел.
Рассмотрение дела является центральной стадией производства по делам об административных правонарушениях, на которой органы и должностные лиц наделенные юрисдикционными полномочиями рассматривают материалы об административном правонарушении, принимают решение о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу, и определяют меру наказания.
По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство, дело может быть рассмотрено по месту его жительства. В случае проведения административного расследования дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование.
Дела, подведомственные комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, рассматриваются по месту жительства нарушителя.
Согласно ст. 29.6 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения компетентным органом, должностным лицом протокола и других материалов. Дела, подведомственные судье, подлежат рассмотрению в течение 2-месячного срока[2]. Если поступило ходатайство от участников производства по делу либо имеется необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств совершенного правонарушения, судья, орган, должностное лицо, в чьем производстве находится дело, могут продлить срок рассмотрения дела на период до 1 месяца (кроме случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 29.6 КоАП РФ).
В некоторых случаях предусмотрены более короткие сроки. Так, материалы о нарушении избирательного законодательства рассматриваются в 5-дневный срок с момента получения протокола об административном правонарушении. В 7-дневный срок с момента применения временного запрета деятельности рассматриваются дела о правонарушениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности. Дела об административных правонарушениях, влекущих назначение административного ареста либо административного выдворения, рассматриваются в день получения протокола и других материалов, а в отношении лиц, подвергнутых административному задержанию, – не позднее 48 ч. с момента их задержания.
При рассмотрении дела об административномправонарушенииорган (должностное лицо) обязан выяснить следующие вопросы:
– относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;
-имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом.
- правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие материалы дела. Если протокол об административном правонарушении другие процессуальные документы составлены неправомочным лицом либо в них имеются иные нарушения, дело возвращается составителю протокола. Недостатки должны быть устранены в трехдневный срок со дня поступления материалов. Доработанные материалы возвращаются в течение суток со дня устранения недостатков.
– имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ;
– достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Дело об административном правонарушении рассматривается открыто в присутствии лица, привлекаемого к ответственности. В его отсутствие это возможно лишь в случаях, когда имеются сведения о том, что гражданин своевременно извещен о времени и месте рассмотрения, но от него не поступило ходатайства об отложении разбирательства.
В ряде случаев присутствие правонарушителя при рассмотрении дела обязательно. Это требование относится к лицам, совершившим правонарушения, влекущие административный арест, административное выдворение иностранного гражданина или обязательные работы. Кроме того, судья, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу. Для обеспечения его присутствия может быть применена такая мера принуждения, как привод (ст. 27.15 КоАП РФ).
Рассмотрение дела – это оценка всех данных о правонарушении и правонарушителе. На основании всей совокупности доказательств необходимо выяснить, было ли совершено правонарушение, виновно ли данное лицо, имеются ли обстоятельства, влияющие на степень и характер его ответственности. Орган, должностное лицо, рассматривающее дело, не связаны данным перечнем обстоятельств и обязаны выяснить все вопросы, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании представленных материалов и собственного мнения орган или должностное лицо, рассматривающее дело, выносят постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу. При определении меры наказания учитываются характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
При малозначительности совершенного проступка должностное лицо, рассматривающее дело, вправе освободить правонарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В этом случае выносится постановление о прекращении дела.
В соответствии со ст. 29.10 Кодекса постановление должно быть надлежащим образом оформлено и в нем необходимо указать должность, фамилию, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшего постановление, их адрес, дату и место рассмотрения дела, сведения о лице, привлеченном к ответственности, обстоятельства, установленные в процессе рассмотрения дела, статью нормативного акта (КоАП РФ или закона субъекта РФ), предусматривающего ответственность за данное правонарушение, принятое по делу решение, срок и порядок обжалования постановления, информацию о получателе штрафа, необходимую в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, если таковой наложен.
Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Одновременно разъясняется порядок его обжалования. В отдельных случаяхсогласно ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем на три дня со дня окончания разбирательства дела. Однако резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.
Копия постановления вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней. Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях является одним из важнейших средств обеспечения законности деятельности субъектов административной юрисдикции.
Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении является факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях, поскольку лишь определенное, незначительное количество рассмотренных дел об административных правонарушениях проходит эту стадию административного производства.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено по жалобе лиц, име\ющих личный интерес в деле, либо по протесту прокурора.
Жалоба подается в письменной форме и может затрагивать любые вопросы, связанные с производством по административному правонарушению. Правом подачи жалобы преимущественно пользуются лица, в отношении которых вынесено постановление о назначении административного наказания, потерпевшие. Кроме того, данное право может быть реализовано и другими участниками производства, а именно: законными представителями физического или юридического лица, защитником и представителем, а также Уполномоченным Президента РФ по защите предпринимателей. Постановление, вынесенное судьей, может обжаловано также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.
Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении установлен ст. 30.1 КоАП РФ. В соответствии с ней данное постановление обжалуется следующим образом:
–жалоба на постановление, вынесенное судьей, подается в вышестоящий суд;
–жалоба на постановление, вынесенное коллегиальным органом,– в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
– жалоба на постановление, вынесенное должностным лицом, – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
– жалоба на постановление, вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, – в районный суд по месту рассмотрения дела.
Если постановление обжалует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то жалоба подается в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. При этом подача жалобы в установленный срок приостанавливает исполнение постановления до ее рассмотрения компетентным органом (должностным лицом). В соответствии с законодательством жалоба подается в орган (должностному лицу), вынесший постановление. В течение трех суток она должна быть направлена вместе с делом об административном правонарушении в орган (должностному лицу), которому адресована и который правомочен разрешить ее по существу.Жалоба на постановление судьи о назначении наказания в виде административного ареста, административного выдворения или административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день ее получения.
Для обеспечения оперативного рассмотрения дел об административном правонарушении законодательством установлен 10-дневный срок разрешения жалобы по существу с момента ее поступления должностному лицу. Отсчет 10-дневного срока начинается со дня регистрации жалобы в органе, правомочном ее рассматривать. Окончанием срока рассмотрения жалобы считается момент принятия по ней соответствующего решения.
Судьи вправе рассматривать поступившие жалобы в двухмесячный срок (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ). Жалоба на постановления по делам, связанным с нарушением законодательства о выборах и референдумах, а также на постановления о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности рассматривается в течение 5 дней. Жалоба на постановление об административном аресте должна быть рассмотрена в течение суток с момента ее подачи.
Основанием для принесения протеста является издание органами (должностными лицами) противоречащих законодательству постановлений по делам об административных правонарушениях. Протест на постановление приносится как по собственной инициативе прокурора при выявлении имнарушений законности, так и по жалобе гражданина и адресуется в орган (должностному лицу), вынесший постановление, или в вышестоящий орган. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу, подлежит рассмотрению в порядке и в сроки, предусмотренные для рассмотрения жалоб, поступивших от иных участников производства.
После рассмотрения жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении орган (должностное лицо) в соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ принимает одно из следующих решений:
– оставляет постановление без изменения, а жалобу, протест без удовлетворения;
– отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение.
– отменяет постановление и прекращает дело.
– изменяет меру наказания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение. При этом, как правило, решается вопрос об изменении суммы налагаемого на правонарушителя штрафа или сокращении срока лишения специального права.
Орган (должностное лицо), рассмотревший дело по жалобе или по протесту прокурора, обязан сообщить заинтересованным лицам о принятом им решении. В этих целях копия решения по жалобе или протесту в течение трех дней высылается заявителю.
Решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в судебном порядке либо опротестовано прокурором. случае если жалоба признана обоснованной, а постановление об административном наказании уже исполнено, гражданину возмещается ущерб, причиненный незаконным назначением наказания.
Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях является завершающей стадией производства.
Постановление о наложении административного наказания приводится в исполнение либо органом, должностным лицом, которые вынесли его, либо иным органом.
Следует отметить, что нормы, регулирующие рассматриваемую стадию, изложены в самостоятельном разделе КоАП РФ, тогда как нормы, регламентирующие три предыдущие стадии, изложены в разделе «Производство по делам об административных правонарушениях». Однако это не означает, что законодатель выводит исполнение постановлений за рамки названного производства. Иное противоречило бы ст. 24.1 КоАП РФ, закрепляющей задачи производства по административным правонарушениям, в том числе и задачу обеспечения исполнения вынесенного постановления.
Постановление подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Таковым оно считается:
– после истечения срока, установленного для обжалования, если постановление не было обжаловано или опротестовано;
– после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе или протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано;
– немедленно после вынесения, если решение по жалобе либо протесту не подлежит обжалованию.
Подача жалобы на постановление или его опротестование прокурором приостанавливают его исполнение. Данный порядок распространяется и на решение суда общей юрисдикции или должностного лица, принятое по жалобе или протесту прокурора.
Это положение не распространяется на постановления о применении меры наказания в виде предупреждения, а также в случаях наложения штрафа в упрощенном порядке. В то же время законодательством предусмотрена возможность отсрочки исполнения таких наказаний, как штраф, лишение специального права, административный арест и административное выдворение за пределы РФ в принудительном порядке (ст. 31.5 КоАП РФ).
Основанием предоставления отсрочки служат обстоятельства, препятствующие немедленному исполнению постановления, например: болезнь правонарушителя и др. Отсрочка предоставляется на срок до одного месяца.
С учетом материального положения лица, привлеченного к ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки принимает судья, должностное лицо, орган, вынесшие постановление по делу. Не предоставляется отсрочка или рассрочка исполнения штрафа в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которым одновременно назначено наказание в виде административного выдворения.
В целях обеспечения эффективности исполнения постановлений о наложении административных наказаний ст. 31.9 КоАП РФ установлен срок давности исполнения этих постановлений. Постановление не подлежит исполнению, если оно не было обращено к исполнению в течение двух лет со дня вступления его в законную силу. В этот срок не включается время, на которое исполнение приостанавливается в связи с отсрочкой или рассрочкой, предоставленной согласно ст. 31.5 КоАП РФ.
В случае вынесения нескольких постановлений о назначении административных наказаний в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.
Исполнение постановлений о назначении административных наказаний прекращается в случае:
– издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
– отмены или признания утратившим силу закона или его положения, устанавливающего административную ответственность за содеянное;
– смерти лица, привлеченного к административной ответственности;
– ликвидации юридического лица;
– истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания;
– отмены постановления.
Порядок исполнения постановлений о назначении конкретных административных наказаний урегулирован в ст. 32.1–32.14 КоАП РФ, необходимо обратить внимание на их специфику.
[1]Некоторые авторы именуют данную стадию стадией расследования административного правонарушения. См.: Административное право России. М., 2006.С. 349.
[2] Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ.






