Содержание модели составляют

Методика работы

Над планом и пересказами

 

Пересказ - связная и последовательная устная передача содержания прочитанного.

Художественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова, а затем переданные детьми, способствуют

- формированию правильной речи, её культуре;

- развивают художественный вкус, языковое чутьё;

- формируют нравственно-эстетические качества личности (упорство, настойчивость).

 

Полный или подробный пересказ вводится в период обучения грамоте.

Он помогает

-   учить логике рассуждений,

- развивает речь,

- обогащает память,

- приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения.

Оценивая подробный пересказ, учитель, прежде всего, должен обращать внимание на передачу смысла каждой части и связей между ними, а не на механическое запоминание текста.

Он может осуществляться

- по готовому плану или

- по коллективно составленному.

Его цель:

- научить детей, опираясь на готовый текст,

- строить предложения и

- соединять их в связный рассказ.

 

Разновидности пересказа

- пересказ «цепочкой»,

 - пересказ по опорному материалу (иллюстрации, запись на доске основных событий и т.д.),

                          - пересказ с дополнительным языковым заданием:

проследить за употреблением глагольных синонимов, за заменой имен существительных личными местоимениями и др.

Краткий (сжатый) пересказ

Наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, т.к. при его подготовке требуется

- выявить в тексте самые существенные детали и

- передать их в собственной речи.

 

 

2 варианта работы над сокращением текста:

- логическая  переработка текста, основанная  на выявлении главного в каждой части текста с последующим созданием «сжатого текста»;

- расширение составленного плана до объема «малого текста».

 

Выборочный пересказ

Это пересказ, при котором необходимо выбрать ту его часть, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме (характеристика героя, пересказ одного эпизода, например кульминации).

 

Творческий пересказ

 предполагает передачу содержания с какими – либо изменениями:

             - времени изложения,

- с изменением начала (конца),

 - с изменением лица,

- с элементами рассуждения и т. д.

 Такой пересказ направлен на осознание основной мысли текста, способы же выражения этой мысли выбираются самостоятельно.

 

Пересказ, близкий к тексту.

Используется при работе над лирической прозой или художественным описанием.

Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей

- включения в речь слов и оборотов из текста,

             -  употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении.

Критерием оценки будет умение ребенка воссоздать в своем пересказе эмоциональный тон произведения, воспользовавшись изобразительно – выразительными средствами.

 

 

                 Методика работы над пересказом

Подробный пересказ.

-Прочитайте текст рассказа полностью.

-Разделите текст на смысловые части.

-Запишите план рассказа в виде заголовков смысловых частей или вопросов, на которые они отвечают.

-Подчеркните в тексте слова и предложения, которые хорошо передают мысль автора (можно выписать).

-Расскажите каждую часть текста по пунктам или вопросам плана, используя выделенные тобой слова и предложения. (Разраб.В.П.Стрекозин)

 

Краткий пересказ.

- Напротив каждого пункта плана нужно записать количество предложений, с помощью которых передаётся содержание текста.

               - Отрабатывается каждое предложение и первый раз записывается на доске.

                     - Сравниваем с текстом учебника и подводим к выводу, что краткий пересказ – это главное содержание части.

Учитель сам дает образец краткого пересказа.

                            - Далее под руководством учителя дети сами определяют, сколькими предложениями можно передать содержание каждой части, и составляют эти предложения.

На первых этапах обучения можно использовать плёнку или кальку, которую накладывают на текст.

Творческий пересказ.

Составляем план, напротив каждого пункта записываем начало предложения с прямой речью, а рядом – предложение с косвенной речью (если это пересказ с заменой прямой речи на косвенную).

Составление

Характеристики героя

(выборочный пересказ)

- Перечитайте произведение про себя, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу или действию.

- Определите, о чем говорится в каждом отрывке.

- Расположите отрывки по порядку. Подумайте, как их можно объединить

- Продумайте порядок своего рассказа, перечитав еще раз отмеченные отрывки.

- Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот герой.

- Составьте рассказ для себя, при работе в паре – для товарища.

- Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.

           В методике принято различать

несколько типов пересказа:

 

- подробный;

- близкий к тексту;

- выборочный;

- краткий;

- творческий.

 

Подробный пересказ

 

– наиболее доступный детям вид пересказа.

    Он помогает учить

                    - логике рассуждений,

                    - развивает речь ребенка,

                     - обогащает память,

                   - приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения.

Пересказ, близкий к тексту, используется при работе над лирической прозой или художественным описанием.

Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей

              -включения в речь слов и оборотов из произведения,

      -употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении.

 

 

Выборочный пересказ

 

                  удобен в том случае, если надо

              -  привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения,

              - помочь проследить отдельные мотивы,

              - отобрать материал для характеристики героя и т.п.

 

 

Краткий пересказ

 

– наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется

-  выявить в тексте самые существенные детали

и

- передать их в собственной речи.

Краткому пересказу нужно целенаправленно учить на уроках чтения. З.Д. Кочаровская предлагает различные варианты инструкции при работе над кратким пересказом сравнительно небольшого произведения. В.И. Яковлева, М.Р, Львов, З.Д. Кочаровская выделили несколько путей работы при сокращении текста произведения.

Все вышеописанные типы пересказа относятся к репродуктивной форме изложения. Как показывают наблюдения, репродуктивный пересказ является малоэффективным. В качестве причин малоэффективности следует выделить: низкий уровень интереса детей как к изучаемому тексту, так и к пересказу как виду учебной деятельности, невысокую степень активности и самостоятельности школьников в данном виде работы, отсутствие у них необходимого личного опыта, незначительный уровень восприятия и понимания прочитанного.

Действительно, при репродуктивном пересказе лексический, синтаксический, текстовый материал прочитанного либо воспроизводится с большой нагрузкой на память, либо забывается.

Другое дело, когда данные элементы будут не только свободно воспроизводится, но и использоваться детьми в собственной речи. В этой связи речь идет об обучении детей продуктивному или творческому пересказу.

Под продуктивным пересказом Л.Ф. Ни понимает воспроизведение готового материала, осуществляемого на основе его творческой переработки с целью построения модели изложения и ''наполнения'' ее содержанием.

Л.Ф. Ни определяет модель изложения как логическую структуру текста произведения, которая строится на основе аналитико-синтетической деятельности, направленной на выделение смысловых ориентиров в произведении на уровне абзаца, предложения, текста в целом.

 

Содержание модели составляют

 - лексические, синтаксические элементы исходного произведения, а также

   - ''свои'' языковые средства.

Таким образом, понимание продуктивного пересказа связывается с пониманием структуры текста.

Всовременной методики термин ''творческий пересказ'' по отношению к ''продуктивному пересказу'' является наиболее употребительным. Поэтому вдальнейшей в работе будет использоваться термин ''творческий пересказ''.

 

Творческий пересказ

 

в школе применяется редко.

Его воспитательная направленность, путь подготовки к нему учащихся отличаются от других видов пересказа. М.И. Оморокова считает, что цель творческого пересказа

-  вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение,

                       -  помочь им глубже осознать его идею,

                           - пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе.

Иными словами, усилить воздействие образной системы художественного произведения на читателя, то есть осуществить те задачи, в имя которых литература и создается.




double arrow
Сейчас читают про: