Значительное место занимают упражнения

 

                               -  индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения,

                              - выбор наиболее подходящей интонации и др.

Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала — все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.

 

Учитель, объясняя назначение установочных приемов, должен предостеречь от ошибки:

                - не следует в подготовительной беседе досконально (иногда даже по каждой фразе) разбирать текст,

                       - задавать детям излишне много вопросов, требующих только простого припоминания содержания.

Беседа должна ориентировать детей на правильность их предстоящих выступлений, она сравнительно кратковременна.

 

 

Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность, их применяют с целью обеспечить полное воспроизведение детьми текста.

Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы учителем.

На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз).

Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.

 

Между пересказами, если их качество невысоко, так же, как и в беседе, используют указания, упражнения.

В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.

Активную обучающую роль играет оценка пересказа педагогом:

 

           - наиболее развернуто анализируют первый и второй пересказы, хотя и в этом случае отмечают немногие (1—2) качества положительного характера.

           - иногда педагог сравнивает два последовательно прозвучавших пересказа, привлекая к оценке детей.

 

Очень полезно предлагать некоторым детям

                          - исправить,

- улучшить пересказ, повторив по-новому реплику, концовку или небольшой, неудавшийся им отрывок.

Иногда вместо оценки хорош оценочный вопрос (ко всему классу  или к рассказчику):

             - Не кажется ли вам, что рассказывать надо было веселее?

                - Достаточно ли прозвучала у Юры в конце пересказа гордость за друзей?

Нужно помнить, что оценка творческой деятельности, какой является пересказ, должна быть тактичной, допускающей вариативность исполнения.

 

Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...» ….
Среди других словесных приемов используются и вопросы, но меньше, чем в установочной части занятия. Лучшее место вопроса — после пересказа.

Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно при формировании выразительности речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).

Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик. Например, в пересказе рассказа «Для всех» Л. Пестина роли Иринки и Васи могут исполнять все девочки и все мальчики группы.

Поскольку предварительно проводилась достаточная работа по поиску и закреплению детьми выразительных средств передачи этих реплик, то в хоровых повторениях (с учителем) дети сохраняют индивидуальность речи.

 

Учеными были заложены методические основы обучения пересказу:

предложены классификации видов пересказа (В.В. Голубков,

Н.В. Колокольцев, М.Р. Львов и др.), названы приемы, высказаны рекомендации по организации и содержанию обучения пересказу.

 


Метод Кассиля

            Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения.

         Выбирается интересный текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически "нет времени" на чтение ребенку.

           Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что кто-то сжалится и прочитает ему, убили все-таки главного героя или нет.

        Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают с ним вместе - строчку ты, две строчки я. И так далее.

         Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

        Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там - то.

        Подарок в нужном месте находится. Ребенок подозревает игру, но все же очень радуется.

           На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются.

         С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

Метод древнего народа

(который еще называют Народом Книги)

         Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента.

     Чтение - радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу.

             Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу).

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: