Прочитайте текст и выполните задания 20–23

 

(1)Однажды один из моих знакомых академиков в минуту откровенности выло жил свои размышления о судьбах некоторых знакомых ему учёных.

(2) «Из всех, кто забрался на самый верх и сохранил интеллигентность,  я знаю лишь Дмитрия Анатольевича Сахарова. (3) И какая участь постигла его,  как жестоко исторгла среда у власти стоящих, каким отступником сочла! (4) Сахаров оставался в генеральском обществе самим собой, не подлаживался и, что удивительно, отдавал должное генеральскому солдатскому юмору, острословию, не без удовольствия пересказывал услышанные байки».

(5)Братья Анатолий и Борис Александровы, оба талантливые физики, второе их поколение, стали хорошими учёными. (6)Любопытно, на чём разошлись их пути, а затем и характеры. (7)Анатолий решал некоторые проблемы военного флота, размагничивания кораблей, делал работы секретные и входил в высшие сферы военно-промышленного комплекса. (8)Его засекретили. (9)Общение с генеральской средой не прошло бесследно: он приспосабливался к их юмору, их анекдотам, их языку, выпивкам. (9)Придворный учёный! (10)Секретность искажала натуру. (11)Секретность наделяет человека как бы исключительностью, отгораживает от обычного люда — ни о чём и ни с кем. (12)Появляется какой-то стопор внутри.

(13)Борис жил куда свободнее, критичнее воспринимал происходящее. (14)Интеллигентность его сохранялась. (15)К ряду событий того времени — борьбе с космополитами, преклонением и т.п. — он относился брезгливо. (16)Хотя завидовал карь      ере брата. (17)Расхождение шло с обеих сторон.

(18)Анатолий Петрович огрубел. (19)Всё он понимал и со всем мирился. (20)Летом ездил под Астрахань, раскидывал там палаточный семейный лагерь. (21)Его посещало местное начальство с дарами, потом — выпивки, песни. (22)Член ЦК пожаловал! (23)И он принимал это холопство, и дети его принимали. (24)Он оправдывал себя: таков порядок, ничего не поделаешь, ради дела.

(25)Попадая наверх, интеллигенты теряли интеллигентность, снимали её при входе, иначе они туда не допускались, от них тогда избавлялись.

(26)Жизнь разводила братьев…

(27)Власть, секретность — они, несомненно, портят любого, и всё же талант — это такая штука, которая помогает устоять, приводит к несогласию, к независимым суждениям. (28)Когда пришло сверху указание изгнать Сахарова из Академии наук, Анатолий Петрович не подчинился, устоял и не допустил исключения великого учёного.

(По Д. Гранину*) * Даниил Александрович Гранин (род. в 1918) — писатель, публицист.

 

 

20

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1) Никакая секретность не может исказить натуру интеллигентного человека.

2) Борис завидовал карьере брата, поэтому критиковал существующий государственный строй.

3) Академик Сахаров любил пересказывать армейские байки, услышанные в генеральской среде.

4) Анатолий Александров не любил подарки, которые ему делало руководство регионов.

5) Власть портит человека.

 

21

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 2—4 содержат обоснование высказанного в предложении 1 суждения.

2) Предложение 5 содержит элемент описания.

3) В предложениях 20, 21 представлено повествование.

4) В предложении 27 представлено рассуждение.5) В предложении 15 представлено описание.

 

22

Из предложений 6—28 выпишите слово со значением «Правила, по которым совершается что-нибудь».

 

23

Среди предложений 7—14 найдите такое(ие), которое(ые) соединяется(ются) с предыдущим при помощи лексического повтора и синтаксического параллелизма. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).

                                                                         .

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных сим волов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

Часть

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не со         гласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Критерии оценивания

баллы оценка
40-37 5
36-26 4
25-13 3
с 12 и ниже 2

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: