Наций как основа международной правовой системы

Еще в декабре 1941 г. в Декларации правительств СССР и Польши была впервые закреплена идея о создании Всемирной орга- низации по вопросам поддержания и упрочения мира. Начавшаяся Вторая мировая война не дала реализовать эту идею, к которой вер- нулись лишь в 1943 г. на Московской конференции союзников по борьбе с фашизмом: СССР, США, Великобритания. В Московской декларации было отмечено, что правительства этих стран признают необходимость учреждения Всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности. Эта идея была подтверждена на Тегеранской, Думбартон-Окской и Ялтинской конференциях, ре- шения которых легли в основу конференции в Сан-Франциско в июне 1945 г., где был принят Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного суда. В подписании этих документов участ- вовало 50 государств.

Наименование «Объединенные Нации» было предложено впер- вые президентом Рузвельтом и принято в Декларации от 1 января 1942 г.

Уставом ООН предусмотрено, что она состоит из шести главных органов:

– Генеральной Ассамблеи;

– Совета Безопасности;

– Экономического и Социального Совета;

– Совета по опеке;

– Международного суда;

– Секретариата.

Генеральная Ассамблея (ГА) включает в себя все государства- члены ООН. Делегация каждого государства состоит из пяти предста- вителей и пяти их заместителей. ГА является совещательным орга- ном, ст. 9 – 17 Устава закрепляют ее функции, такие как обсуждение, изучение, рекомендации в целях содействия международному со- трудничеству:


– в политической области и для поощрения прогрессивного раз- вития международного права и его кодификации;

– в области экономики, социальной сферы, культуры и образо- вания, здравоохранения.

Прочие функции включают в себя: утверждение соглашений по опеке; рассмотрение и утверждение бюджета; участие в избрании членов Международного суда; избрание шести непостоянных членов Совета Безопасности; членов Экономического и Социального Совета; назначение Генерального секретаря по рекомендации Совета Без- опасности. Кроме того, ГА вправе учреждать вспомогательные орга- ны, которые необходимы для осуществления ее функций. В этом от- ношении положение ГА приближается к положению центрального координирующего органа ООН. Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке находятся в параметрах юридического ведения ГА.

ГА собирается, как правило, на очередные ежегодные сессии, но может собираться и на специальные.

ГА имеет семь главных комитетов, в каждом из которых пред- ставлены все члены ООН:

– по политическим вопросам и вопросам безопасности;

– специальный политический комитет;

– по экономике и социальным вопросам;

– социальным и гуманитарным вопросам;

– вопросам опеки и несамоуправляющимся территориям;

– административным и бюджетным вопросам;

– правовым вопросам.

При этом надо помнить, что ГА не является законодательным органом, ее рекомендации формально не являются обязательными. ГА может обращать внимание Совета Безопасности на ситуации, ко- торые могли бы угрожать международному миру и безопасности.

Совет Безопасности (СБ) ‒ один из главных органов ООН и играет основную роль в поддержании международного мира и без- опасности. СБ по обстоятельствам возложения на него главной ответ- ственности за поддержание международного мира к безопасности (п. 1 ст. 24 Устава ООН) принимает решения по линии мер, не свя- занных или связанных с использованием вооруженных сил (ст.ст. 41, 42 Устава ООН).


СБ состоит из непостоянных и пяти постоянных членов. Посто- янными членами являются: Россия, Китай, Франция, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Непостоянных членов избирает ГА на двухгодичный срок.

К компетенции СБ относятся:

– контроль над исполнением государствами принципов ООН;

– подготовка планов регулирования вооружений;

– определение наличия угрозы миру, нарушения мира или актов агрессии;

– вынесение рекомендаций или принятие мер по принуждению правонарушителя.

Решения по процедурным вопросам в СБ принимаются боль- шинством в девять голосов. Если при голосовании по непроцедурно- му вопросу один из постоянных членов Совета проголосует против, решение считается непринятым (право вето).

Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС) ‒ главный инструмент ООН в области экономического и социального сотрудни- чества. ЭКОСОС состоит из 54 членов ООН, избираемых ГА, 18 чле- нов Совета избирают сроком на три года.

ЭКОСОС уполномочен:

– проводить исследования и составлять доклады по вопросам экономики, социальной сферы, культуры, образования, здравоохране- ния и т. д.;

– давать рекомендации ООН и ГА по вышеизложенным вопро- сам в целях поощрения уважения прав человека;

– созывать международные конференции по вопросам, входя- щим в его компетенцию;

– заключать соглашения со специализированными учреждения- ми, координировать их действия;

– устанавливать связь с неправительственными международны- ми организациями;

– осуществлять иные действия, предусматриваемые Уставом ООН.

Вспомогательный механизм ЭКОСОС включает ряд:

– функциональных комиссий: Статистическую комиссию, Ко- миссию по народонаселению, Комиссию социального развития, Ко- миссию по правам человека, Комиссию по положению женщин, Ко- миссию по наркотическим средствам;


– региональных экономических комиссий (для Европы, Азии и Тихого океана, Африки, Латинской Америки);

– постоянных комитетов: по программе и координации, природ- ным ресурсам, транснациональным корпорациям и др.;

– постоянных экспертных органов по таким вопросам, как пре- дупреждение и борьба с преступностью, сотрудничество в вопросах налогов и др.

Совет по опеке. После Второй мировой войны была создана си- стема опеки. Эта система распространялась:

– на территории, находящиеся под мандатом;

– территории, отторгнутые от вражеских государств;

– территории, добровольно включенные в систему опеки госу- дарствами, ответственными за их управление.

Совет по опеке ООН состоит:

– из государств, управляющих территорией под опекой;

– постоянных членов ООН, управляющих территорией под опекой. Основная цель опеки – способствовать прогрессу населения подопечных территорий и его постепенному развитию к самоуправ-

лению или независимости.

Международный суд – главный судебный орган ООН. Он дей- ствует на основе Устава ООН и Статута Международного суда ООН. Его основное назначение состоит в том, что он должен разрешать лю- бые международные споры, которые будут переданы ему спорящими государствами.

Международный суд состоит из 15 человек, образующих колле- гию независимых судей, избранных из числа лиц высоких моральных качеств в независимости от их гражданства.

Суд избирает председателя и вице-председателя на три года. Выборы проводятся тайным голосованием на основе абсолютного большинства.

Заседания проходят в полном составе, кроме случаев, специаль- но предусмотренных в Статуте. Для образования судебного присут- ствия достаточен кворум в девять судей.

Компетенция данного органа распространяется лишь на между- народные споры между государствами. Суд не может рассматривать споры между частными лицами и государством и тем более споры между частными лицами. Но и споры между государствами могут рассматриваться лишь с согласия сторон.


Официальными языками Международного суда являются фран- цузский и английский, местопребывание – Гаага (Нидерланды).

Секретариат обеспечивает нормальное функционирование главных и вспомогательных органов ООН; обслуживание их деятель- ности; выполнение их решений; осуществление и хранение материа- лов ООН; производит регистрацию и издание международных дого- воров государств-членов ООН. Возглавляет секретариат Генеральный секретарь ООН.

В деятельности ООН большое значение имеют специализирован- ные учреждения. Под ними понимаются межправительственные орга- низации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН. К ним относятся: МОТ, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), ЮНЕСКО, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Меж- дународный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Международная финансовая корпорация (МФК), ФАО, Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), ВПС и т. д.

 





МЕЖДУНАРОДНЫЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: