Государственная территория

Под государственной территорией понимается часть земного шара, включающая сушу с ее недрами, воды и воздушное простран- ство над ними, которая является национальным достоянием народа и находится под исключительной и полной властью каждого госу- дарства. Территория – материальная база государства, без обладания которой невозможно его нормальное существование.

В современном праве существует значительное количество раз- личных теорий, обосновывающих принадлежность государству тер- риторий.

Широкое распространение получила теория публично-вещного права государства на территории. В этой теории территория рас- сматривается как объект особого вещного права, в качестве субъекта права собственности на территорию выдвинут народ. «Территория принадлежит народу», – гласит ст. 10 якобинской конституции рес- публиканской Франции периода революции.


Уже в середине ХIХ в. была выдвинута пространственная тео- рия, или теория предела власти, которая впервые была обоснована в работах русского ученого В. А. Незабитовского и стала классической теорией территориального верховенства.

Территория согласно этой теории – не вещь, которой владеет государство, а пространство, в пределах которого государство суще- ствует и действует. Государство осуществляет власть в пределах тер- ритории, и территория не объект, а предел суверенной власти.

Пространственная теория, утверждающая, что территория госу- дарства включает любое пространство, где распространяется его юрисдикция, расширяла понятие государственной территории далеко за рамки национальной территории, включая в ее состав (без всяких оснований) национальную территорию других народов – колониаль- ных и зависимых стран.

В середине ХХ в. была выдвинута так называемая теория ком- петенции, которая отрицает исключительный характер государствен- ной власти в пределах границ и утверждает, что территория государ- ства является не определенно отграниченной частью земной поверх- ности, служащей материальной базой государств, а любым простран- ством, в котором действует государственный правопорядок, включая пространство за пределами границ данного государства.

По мнению сторонников теории компетенции, понятие террито- рии складывается из совокупности территориальной компетенции (пространство в рамках государственных границ, где действует власть государства) и экстерриториальной – личной компетенции (власть государства над своими гражданами за пределами границ этого госу- дарства). Игнорируя понятие национальной территории и провозгла- шая возможность взаимного проникновения экстерриториальных компетенций государств в их внутреннюю юрисдикцию, теория ком- петенции направлена против государственного суверенитета и, по существу, сводит на нет понятие территориального верховенства и государственной территории.

Теория компетенции дополняется теорией так называемых международных границ. По мнению сторонников теории компетен- ции, последние служат линией размежевания экономических, полити- ческих, стратегических и даже идеологических интересов отдельных государств.


Полная научная несостоятельность этих теорий по вопросу о юридической природе государственной территории совершенно оче- видна. Современное международное право представляет собой про- дукт соглашения суверенных государств и, следовательно, не может устанавливать пределов территориального верховенства государств, оно только признает, утверждает и охраняет территориальное верхо- венство каждого государства.

В современную эпоху при сложившейся системе международ- ных отношений высшим правовым основанием владения и распоря- жения территорией является суверенная воля народа, населяющего данную территорию. В соответствии с принципом самоопределения наций, закрепленным в Уставе ООН и ряде других международных актов, территориальное верховенство принадлежит народу. Народ – полновластный хозяин своей территории, и только он один обладает высшим правом распоряжаться ею.

Государство только тогда по праву владеет своей территорией, когда эта территория ‒ достояние организованного в государство об- щества в соответствии с правом нации на самоопределение.

Однако значение принадлежащей государству территории не ограничивается только тем, что она представляет собой пространство, в пределах которого данное государство осуществляет свою власть. Территория государства – это также объект публично-правовых пол- номочий каждого государства. Государство устанавливает в своем за- конодательстве правовой режим государственной территории как в целом, так и отдельных ее частей.

Государство распоряжается своей территорией, делит ее на ад- министративно-территориальные единицы, организует по территори- альному принципу государственную власть и государственное управ- ление. Оно определяет и изменяет режим своих границ пограничных и иных специальных зон, режим и условия навигации в своих внут- ренних и территориальных водах, воздушном пространстве и т. д. Оно регулирует вопросы гражданства, поселения и передвижения собственных граждан, а также условия въезда, выезда и передвиже- ния иностранцев. Государство организует охрану и оборону своей территории от любого посягательства на нее со стороны других госу- дарств.


В состав государственной территории входят суша и воды, очер- ченные границами данного государства, их недра, а также воздушное пространство над сушей и водами. К государственной территории при- равниваются морские, речные, воздушные и космические корабли, но- сящие флаг или знак данного государства, подводные кабели и трубо- проводы, проложенные в открытом море и соединяющие части терри- тории данного государства, технические сооружения, возведенные на континентальном шельфе или под дном открытого моря, а также искус- ственные национальные спутники Земли или других планет, запущен- ные в космическое пространство данным государством.

Сухопутная территория. Государственная территория включа- ет прежде всего всю сушу, находящуюся под суверенитетом данного государства, независимо от места расположения ее отдельных частей. Правовое положение сухопутной территории государства регулирует- ся исключительно его внутренним законодательством.

Сухопутная территория государства включает также недра су- ши, национальных вод на технически доступной глубине.

Водная территория. В состав государственной территории вхо- дят национальные воды, находящиеся в пределах границ данного гос- ударства. К ним относятся воды внутренних рек, озер, каналов, внут- ренних морей и исторических заливов, воды морских заливов и бухт, воды морского пояса, примыкающего к берегу государства, называе- мые территориальным морем, или территориальными водами.

«Плавучая», «летучая» и «космическая» территория. Как уже от- мечалось, морские, речные, воздушные и космические корабли, нося- щие флаг или знак данного государства, условно считаются его терри- торией. На них действуют законы и юрисдикция государства флага суд- на. При этом военные суда признаются территорией государства повсе- местно, а другие морские и воздушные суда – соответственно только в водах и воздушном пространстве своего государства или в открытом море и воздушном пространстве над ним. На территории других госу- дарств (в портах, внутренних и территориальных водах, в воздушном пространстве) иностранные суда, кроме военных, подчиняются местной юрисдикции и местным законам. К территории государства должны быть отнесены также все виды национальных искусственных космиче- ских тел (спутники, станции, платформы и т. д.) и национальные науч- но-технические сооружения на других планетах.


Полярные секторы. В состав государственной территории ряда стран (России, США, Канады, Норвегии и Дании) входят все земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора данного государ- ства в Арктике, а также постоянные ледяные поля, припаянные к бе- регу. Под полярным сектором понимается пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной – Север- ный полюс, а боковыми границами – меридианы, соединяющие Се- верный полюс с крайними точками северной границы территории данного государства.

Границы Российского полярного сектора в Арктике определены постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. В этом поста- новлении указывается, что в территорию России входят все земли и острова как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, рас- положенные в Северном Ледовитом океане между границей Российской Федерации, Северным полюсом и меридианами 32º4´35´´ восточной долготы и 168º49´30´´ западной долготы. Исключение составляют земли и острова, которые признаны Советским государством иностранной территорией по состоянию на 15 апреля 1926 г., а именно восточные острова Шпицбергенского архипелага, лежащие между 32º и 35º во- сточной долготы и находящиеся под суверенитетом Норвегии.

Большое значение в современном международном праве имеет разделение государственных территорий между собой, т. е. государ- ственные границы.

Государственная границаэто линия, обозначающая на кар- тах и на местности пределы государственной территории на суше, на воде, в воздухе и в недрах, т. е. пространственный предел дей- ствия государственного суверенитета конкретного государства.

В зависимости от места прохождения различают сухопутные, водные и воздушные границы.

Сухопутная граница отделяет сухопутную территорию одного государства от аналогичной территории другого государства и уста- навливается, как правило, в договорном порядке между сопредель- ными государствами с учетом рельефа местности (орографические границы). При невозможности учета рельефа (горные хребты, водо- разделы, реки и т. п.) могут устанавливаться геометрические (прямые линии, соединяющие естественные или искусственные ориентиры


или характерные точки вне населенных пунктов) или астрономиче- ские (по параллелям и меридианам) границы.

Водная граница может проходить:

– на озере – по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к противоположным берегам озера, независимо от изменяю- щегося уровня воды и изменения очертания его берегов;

– на судоходной реке – по главному фарватеру (тальвегу – линии наибольших глубин). В случае естественного изменения фарватера под действием денудации (текущего водного потока) граница также может соответственно изменяться (так называемые подвижные границы);

– на водохранилищах – гидроузлов и других искусственных со- оружений – по линии государственной границы до их заполнения во- дой, если иное не установлено международным договором между за- интересованными сопредельными государствами;

– на море – по внешней границе территориального моря в соот- ветствии с национальным законодательством (в России государствен- ная граница на море проходит на расстоянии 12 морских миль от ис- ходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря) или соглашениями с сопредельными государствами. Такие со- глашения заключены, например, с Норвегией и Финляндией.

Воздушная граница (боковая) представляет собой вертикальную плоскость, восстановленную по линии прохождения сухопутной и вод- ной государственной границы. Верхний высотный предел воздушного пространства, отделяющий его от космического пространства, между- народным правом не установлен. По утверждающемуся в международ- ной практике мнению высотный предел воздушного пространства со- ставляет примерно 110 км от поверхности Земли – наименьшая устой- чивая высота орбиты искусственных спутников Земли.

Государственная граница между сопредельными государствами определяется и устанавливается путем делимитации и демаркации, которые осуществляются смешанными комиссиями, образованными заинтересованными государствами на паритетных началах.

Делимитацияэто определение в договорном порядке общего направления прохождения линии государственной границы с обозначе- нием ее на картах, схемах и планах. При делимитации составляется по- дробное описание прохождения линии границы, исключающее двоякое толкование, с нанесением ее на карты и схемы по специально выбран-


ным и согласованным естественным или искусственным точкам или ориентирам (рекам, ручьям, горным вершинам, хребтам и т. д.).

Демаркацияэто проведение линии государственной границы на местности с обозначением ее специальными пограничными знака- ми (пирамидами, столбами, буями, створными знаками, маяками и т. п.). При демаркации составляется протокол – подробное описа- ние прохождения линии границы на местности со схемами, фотогра- фиями и описанием каждого пограничного знака и его отличительных характеристик (размеры, цвет, характеристики огней и т. п.).

Редемаркацияэто проверка ранее демаркированной границы с восстановлением, ремонтом (заменой) ранее выставленных погра- ничных знаков.

В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости гра- ниц, их охраны и содержания внутренним законодательством и меж- дународными договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает: поря- док охраны и пересечения государственной границы на суше, море и в воздухе, размещение и регламентацию деятельности контрольно- пропускных пунктов и таможенных учреждений, воздушные коридо- ры над границей и порядок пролета в них летательных аппаратов; ве- дение сельскохозяйственной, производственной, транспортной, про- мысловой и иной деятельности в районе государственной границы, в том числе в пределах территориального моря; специальные правила проживания, перемещения и деятельности населения в пограничной зоне и переезда в нее, порядок расследования и урегулирования по- граничных инцидентов и др.

В Российской Федерации режим государственной границы определяется Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 г. с изменениями и дополнениями 1994, 1996 и 1999 гг., Таможенным кодексом РФ 2003 г., Воздушным кодексом РФ 1997 г., другими федеральными законами, относящимися к государ- ственной границе, и международными договорами Российской Феде- рации. Охрана и оборона государственной границы осуществляются на основе внутреннего законодательства государства. Для обеспече- ния на государственной границе надлежащего порядка могут уста- навливаться пограничная полоса и пограничная зона.


Пограничная полосаэто расположенная непосредственно на границе полоса местности небольшой ширины, на которой мо- жет быть установлена контрольно-следовая полоса и оборудованы инженерные сооружения, препятствующие несанкционированному переходу и пересечению государственной границы.

Пограничная зонаэто местность шириной до 5 км вдоль государственной границы на суше, морское побережье, выходящее к открытому морю, берега пограничных рек и озер, водоемов и водо- хранилищ и расположенные на них острова.

Режим в пунктах пропуска через государственные границы включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, това- ров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах созда- ния необходимых условий для осуществления пограничного, тамо- женного, санитарного, фитосанитарного и иных видов контроля.

Иностранные невоенные суда и военные корабли заходят в пор- ты государств в соответствии с правилами, принятыми в этих госу- дарствах и опубликованными в «Извещениях мореплавателям».

Лица, виновные в нарушении режима государственных границ, пограничного режима и правил в пунктах пропуска через государ- ственные границы, привлекаются к административной или уголовной ответственности.

 








ТЕРРИТОРИИ С ОСОБЫМ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: