Международное морское право

Международное морское право ‒ одна из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность норм меж- дународного права, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов.

Для международного морского права характерны следующие принципы:

– принцип свободы открытого моря – открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и так далее, а также свободу воздушно- го полета над открытым морем;

– принцип мирного использования моря – отражает принцип не- применения силы;

– принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;

– принцип охраны морской среды.

В 1958 г. на Конференции ООН по морскому праву были приня- ты четыре конвенции по морскому праву:

1) о территориальном море и прилежащей зоне;

2) открытом море;

3) континентальном шельфе;


4) рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

Пространства Мирового океана с международно-правовой точки зрения подразделяются:

1) на пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каждого из них;

2) пространства, на которые не распространяется суверенитет одного из них.

Принадлежность какого-либо пространства к одной из указанных категорий определяется правовым статусом и правовым режимом.

К первой группе традиционно относятся территориальные воды (территориальное море), внутренние морские воды и т. д. Ко второй группе принадлежат прилежащая зона, исключительная экономиче- ская зона, континентальный шельф и т. д.

Территориальное мореполоса морского пространства опре- деленной ширины, начинающаяся у берега суши или у границы внут- ренних морских вод, на которую распространяется суверенитет госу- дарства. Территориальное море (территориальные воды) – это часть государственной территории. Ширина территориального моря у по- давляющего большинства стран составляет 12 морских миль. Боковая граница территориальных вод смежных государств и расстояние между берегами противолежащих государств, берега которых нахо- дятся друг от друга на расстоянии менее чем 24 мили, определяются международными договорами.

Все иностранные гражданские суда пользуются правом свобод- ного прохода через территориальное море. При этом проход должен быть мирным, непрерывным и быстрым. Военные суда вправе пере- сечь территориальное море с предварительного уведомления, при этом подлодки следуют на поверхности и с поднятым флагом. При проходе суда должны соблюдать правила прохода, установленные прибрежным государством.

Внутренние морские водыводы, находящиеся между бере- гом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для от- счета ширины территориального моря. Внутренние воды считаются частью территории соответствующего государства. Во внутренние воды входят: акватории портов; водоемы, полностью окруженные бе- регами одного и того же государства, а также море, все побережье ко- торого принадлежит одному государству (например, Белое море в


Российской Федерации); морские бухты, лиманы и заливы, берега ко- торых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль, а если превышает, то для от- счета внутренних вод внутри залива проводится от берега к берегу прямая исходная линия в 24 морские мили таким образом, чтобы этой линией было ограничено возможно большее морское пространство.

Исторические заливы, которые независимо от ширины считают- ся внутренними водами прибрежного государства в силу историче- ской традиции (залив Петра Великого на Дальнем Востоке, Гудзонов залив в Канаде и т. д.).

Правовой режим внутренних морских вод устанавливается при- брежным государством по его усмотрению, т. е. регламентируется внутренним законодательством. Иностранные суда могут заходить в эти воды только с разрешения прибрежного государства. Все суда во внутренних водах обязаны соблюдать законы и правила, а также рас- поряжения властей прибрежного государства. В то же время внутрен- ний распорядок на этих судах регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно.

От территориального моря следует отличать прилежащую зонупространство открытого моря ограниченной ширины, прилегающее к территориальному морю, где государство осуществляет таможен- ный, фискальный, эмиграционный и санитарный контроль. Ввиду быстроходности современных судов, которая не дает порой возможно- сти застать и подвергнуть их контролю в пределах территориального моря, и установлена прилежащая зона. Ширина прилежащей зоны определяется государством, но не может быть больше 24 морских миль, которые исчисляются от тех же линий, что и территориальное море.

Цель установления прилежащей зоны – предотвращение воз- можного нарушения законов и правил прибрежного государства в пределах его территориальных вод и наказание за нарушение этих за- конов и правил, совершенное в пределах его территории.

Экономическая зона представляет собой район, прилегающий к территориальному морю и находящийся за его пределами, шириной не более 200 миль. Отсчет ширины производится от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Суверенные права государства в пределах экономической зоны касаются разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых ресурсов, нахо-


дящихся на дне и в его недрах. Прибрежное государство в экономиче- ской зоне вправе управлять экономической деятельностью, соору- жать, а также разрешать и регулировать создание и эксплуатацию ис- кусственных островов и установок, определять время и место лова, устанавливать допустимый улов живых ресурсов, а также условия по- лучения лицензии, взимать сборы и т. д.

Под континентальным шельфом понимается затопленная морем часть материковой территории.

С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом понимается морское дно, включая его недра, простирающе- еся от внешней границы территориального моря прибрежного госу- дарства до установленных международным правом пределов. Кон- венция ООН по морскому праву 1982 г. устанавливает максимальную ширину континентального шельфа в 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представ- ляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м.

Прибрежное государство имеет право возводить над континен- тальным шельфом соответствующие сооружения и установки в целях разведки и разработки его природных ресурсов, не ущемляя прав су- доходства и других прав иных государств. Права прибрежного госу- дарства на континентальный шельф не распространяются на покры- вающие его воды и воздушное пространство над ним.

Открытое мореэто пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в со- став территории ни одного из государств. Открытое море не нахо- дится под суверенитетом ни одного из государств. Никакое государ- ство не вправе претендовать на подчинение пространств, входящих в состав открытого моря, своему суверенитету, все государства имеют равное право свободно пользоваться открытым морем в мирных це- лях (свобода судоходства, рыболовства, полетов над морским про- странством, научных исследований и т. д.).

Открытое море находится в общем, равном и свободном пользовании народов всех стран. Здесь нет какой-либо иной юрис- дикции, кроме юрисдикции государства, под флагом которого пла- вает судно.


Досмотру может быть подвергнуто любое судно, если есть осно- вание полагать, что оно занимается работорговлей, несанкциониро- ванным вещанием, не имеет национальной принадлежности либо от- казывается поднять флаг.

В открытом море возможно преследование иностранного судна в случае нарушения им законов прибрежного государства во время нахождения в его внутренних, территориальных водах, а также в при- лежащей зоне.

Закрытое мореэто море, которое омывает берега несколь- ких государств и по своему географическому положению не может быть использовано для транзитного прохода через него в другое море. Доступ из открытого моря в закрытое море осуществляется по узким морским путям, ведущим только к берегам государств, рас- положенных вокруг закрытого моря (например, Черное и Балтий- ское моря).

Проливестественный морской проход, соединяющий меж- ду собой районы одного и того же моря или отдельные моря и океаны. Международными считаются все проливы, используемые для междуна- родного судоходства и соединяющие между собой части открытого мо- ря (или экономических зон) или части открытого моря (экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких государств.

Проливы играют важную роль в международном мореплавании, создании единой системы морских путей.

Проливы, ведущие во внутренние воды государства (например, Керченский), или проливы, которые не используются для междуна- родного судоходства и в силу исторической традиции составляют внутренние морские пути (например, Лаптева), не относятся к между- народным. Их правовой режим определяется законами и правилами прибрежного государства.

Международные каналыэто искусственные сооружения, соединяющие моря и океаны, расположенные на путях морского су- доходства и используемые всеми государствами в соответствии с международным правом и национальным законодательством. Кана- лы в мирное время открыты для всех судов и военных кораблей всех государств. Администрация канала устанавливает правила прохожде- ния канала, также предусматривается уплата сборов.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: