Сотрудничество госуда рств в борьбе с международной преступностью

Международная преступность представляет собой совокупность всех преступных деяний, совершенных в определенный период в госу- дарствах. При этом различают два основных вида сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью: заключение международных договоров по различным аспектам этой деятельности и участие государств в международных организациях, специализиру- ющихся на борьбе с преступностью.

В международных договорах регулируются вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам, выдачи преступников, пере- дачи осужденных для отбывания наказания в страны их гражданства, защиты прав своих граждан при уголовном преследовании их в дру- гом государстве, обмена оперативной и правовой информацией, а также проведения совместных профилактических мероприятий.

В настоящее время большое распространение получили такие опасные для международного правопорядка деяния, как международ- ный терроризм, преступления на воздушном транспорте, наемниче- ство, фальшивомонетничество, незаконный оборот наркотиков, раб- ство, работорговля и пытки. Рассмотрим подробнее международную


борьбу с международным терроризмом и рабством как один из наиболее ярких примеров.

Международный терроризм (от лат. terror – страх, ужас) – об- щественно опасное в международном масштабе деяние, влекущее бессмысленную гибель людей, нарушающее нормальную дипломати- ческую деятельность государств и их представителей и затрудняю- щее осуществление международных контактов, встреч, а также транспортных связей между государствами. Для современных меж- дународных отношений наиболее опасным видом терроризма являет- ся политический терроризм. Впервые политический терроризм был признан преступлением после подписания 24 государствами Конвен- ции о предупреждении и пресечении терроризма и Конвенции о меж- дународной уголовной палате для суда над террористами и другими уголовными преступниками в 1937 г. Однако в силу они не вступили. Рост числа террористических актов в отношении дипломатов и дру- гих лиц ускорило принятие Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов в 1973 г.

В системе ООН был создан Специальный комитет по междуна- родному терроризму в составе 35 человек. В настоящее время здесь готовятся проекты конвенций о борьбе с бомбовым терроризмом, о борьбе с актами ядерного терроризма и проект единого определения понятия международного терроризма. Свои рекомендации данный ор- ган регулярно предоставляет Генеральной Ассамблее, которая в своих решениях нацеливает государства на усиление борьбы с терроризмом. Политические установки по борьбе с этими преступлениями включены в итоговые документы встреч в Хельсинки, Мадриде, Вене и Париже, проходивших в рамках СБСЕ. В настоящее время действу- ют три региональных соглашения: Конвенция ОАГ о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, принимающих форму преступлений против лиц, и связанного с этим вымогательства, ко- гда такие акты носят международный характер, 1991 г., Европей- ская конвенция о борьбе с терроризмом 1976 г. и одобренная Ассоци- ацией регионального сотрудничества Южной Азии Конвенция по пре- сечению терроризма 1987 г. Определенную роль в предупреждении терроризма может сыграть Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ (1991 г.), которые применяются при соверше-


нии терактов. Принято решение о прекращении их производства и по- степенном уничтожении.

Ряд стран заключили двусторонние договоры. Например, в Дого- воре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Феде- рацией и Украиной 1997 г. в ст. 33 подчеркнуто, что стороны сотрудни- чают в борьбе «с терроризмом во всех его формах и проявлениях».

В примерный перечень актов международного терроризма вхо- дят: убийства глав иностранных государств и правительств, диплома- тов и других лиц, пользующихся международной защитой; взрывы и обстрелы помещений посольств, миссий, представительств, штаб- квартир международных организаций; нападения на жилые помеще- ния и транспортные средства указанных лиц; диверсионные акты на улицах, в аэропортах, вокзалах и других общественных местах и др.

Субъектами преступления являются отдельные физические ли- ца, преступные группы или преступные организации, все члены кото- рых должны нести ответственность как соучастники совершенных преступлений. Форма вины может быть только умышленная, а цель ‒ стремление вызвать международные осложнения или их сознательное допущение.

Нормы МУП обязывают государства выдавать террористов тем государствам, на территории которых совершены теракты, или судить их по своим законам. В Уголовном кодексе Российской Федерации ответственность за указанные преступления предусмотрена ст. 205, 206, 207, 210, 211, 212.

Рабство и работорговля ‒ наследие рабовладельческого обще- ства. Международное сотрудничество по борьбе с рабством и рабо- торговлей начало складываться в начале XIX в. после отмены рабства в США. В 1815 г. на Венском конгрессе был принят акт об отмене торговли неграми, в 1841 г. – договор о запрещении перевозки негров-рабов в Америку. Однако эти первые международные догово- ры лишь осуждали рабство, запрещали работорговлю и рекомендова- ли государствам установить ответственность за эти деяния. Только в 1926 г. была принята Конвенция о рабстве. Государства-участники обязались полностью отменить на своих территориях рабство во всех его формах, пресекать работорговлю и оказывать друг другу содей- ствие в борьбе с этими преступлениями. Впервые были изложены ре- комендации о постепенном искоренении принудительного труда.


Однако ни международные соглашения, ни наступивший после Второй мировой войны крах колониальной системы не искоренили рабства. По официальным данным, в 1947 г. в мире насчитывалось 9 млн рабов. Не случайно поэтому в ст. 4 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. особо подчеркнуто: «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запре- щаются во всех их видах».

В 1956 г. принимается Дополнительная конвенция об упраздне- нии рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с раб- ством. Впервые здесь регламентированы не запреты и формы борьбы с конкретными преступлениями, а предписание об их упразднении. Как преступления квалифицируются не только сами рабство и рабо- торговля, но и деяния лиц, способствующих обращению других в рабство, перевозка рабов, калечение, клеймение других людей, скло- нение других лиц к отдаче себя в рабство, обмен невольников и т. п. Конвенция о рабстве 1926 г. дополнена перечнем институтов и обы- чаев, сходных с рабством, квалификация которых уточняется в других международных соглашениях и национальных законах. В частности, преступлениями признаются:

1. Похищение и продажа детей с целью использования их в ка- честве бесплатной рабочей силы, лишения собственного имени и ос- новных прав человека. Преступлением считается передача за возна- граждение родителями или опекунами своих детей в услужение со- стоятельным лицам.

2. Обращение в домашнее рабство женщин путем выдачи их за- муж за вознаграждение без права ее отказа, передача на таких же условиях замужней женщины другим лицам или по наследству.

3. Долговая кабала в виде труда должника, не учитываемого в погашение долга и не ограниченного продолжительностью работы и характером самого труда.

4. Крепостное состояние землепользователя, при котором поль- зователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого лица или за вознаграждение, или без такового и не может изменить своего состояния (ст. 1). Крепостное состояние кре- стьянина не может быть оправдано национальным законом.


5. Принудительный и обязательный труд, регулируемый рамка- ми национального законодательства. Такой труд допускается только по приговору суда, в общественных целях при ликвидации стихийных бедствий, аварий, катастроф, а равно на военной службе. Об этом же говорится в ст. 8 Международного пакта о гражданских и политиче- ских правах человека 1966 г. Однако в Конвенции МОТ № 29 о при- нудительном или обязательном труде запрещены каторжные работы даже по приговору суда.

В последние годы в России отмечается рост фактов рабства и торговли людьми в открытой или завуалированной формах, в том числе купли-продажи женщин и детей. Однако в новом Уголовном кодексе Российской Федерации нет норм об ответственности за раб- ство, работорговлю и сходные с ними институты и обычаи, а конвен- ции, которые предусматривают подобные преступления и участника- ми которых является Российская Федерация, не применяются непо- средственно, хотя об этом говорится в п. 4 ст. 15 Конституции Рос- сийской Федерации.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: