И культурных ценностей

Жертвы войныфизические лица из состава мирного населе- ния и комбатантов, которые в результате вооруженного конфликта оказались во власти противной стороны, интернированными, за- держанными или иным образом лишенными свободы, а также ране- ные, больные, погибшие. Жертвы любой войны должны при всех об- стоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без ка- кой-либо дискриминации по причинам расы, религии или веры, пола, происхождения, имущественного положения или любых других ана- логичных критериев.

Защита раненых и больных. Нормы о защите раненых и больных в войне на суше содержатся в 1-й Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. и в первом Дополнительном протоколе 1977 г. Согласно Конвенции установлен- ный ею режим распространяется на комбатантов. Дополнительный про- токол распространил этот режим на всех раненых и больных, военных


или гражданских, которые нуждаются в немедленной медицинской по- мощи. Такие лица должны быть уважаемы и защищаемы.

Воюющие обязаны принимать немедленные меры для поиска и сбора раненых и больных. В случае необходимости для этого уста- навливается перемирие. К раненым воинам противника следует отно- ситься с уважением, оказывать им необходимую медицинскую по- мощь. Запрещены медицинские эксперименты над ними. Мертвых подбирают и достойно хоронят. Захоронения должны поддерживаться в порядке, к ним обеспечивается доступ родных.

Медицинский персонал находится под защитой международного гуманитарного права, воюющие должны относиться к нему с уваже- нием и обеспечить защиту. Медперсонал может быть задержан про- тивником. В таком случае он должен продолжать выполнение своих функций, предпочтительно в отношении собственных граждан.

Защите подлежат постоянные медицинские учреждения и по- движные медицинские формирования. Они должны иметь отличи- тельные знаки. Защита прекращается лишь в случае их использования в целях причинения вреда противнику. Медперсонал вправе иметь личное оружие для самообороны и защиты пациентов. При захвате противником раненых и больных они пользуются правами военно- пленных, принимается во внимание состояние их здоровья.

Защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. Ре- жим таких лиц определен 2-й Женевской конвенцией об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из со- става вооруженных сил на море 1949 г. и первым Дополнительным про- токолом 1977 г. В целом применяются те же нормы, что и в случае вой- ны на суше, однако есть и специфика. Особое значение имеют поиск и спасение. Они должны предприниматься немедленно после сражения самими боевыми кораблями. При проведении таких операций корабли не обретают защиты. Особую сложность спасательные операции пред- ставляют для подводных лодок. При всех условиях подлодки не вправе предпринимать враждебные действия в отношении спасающихся. Во- юющие могут просить нейтральное судно принять на борт раненых и потерпевших кораблекрушение. Такие суда не подлежат захвату.

Госпитальные суда окрашиваются в белый цвет и несут наряду с национальным красно-крестный флаг. Название и описание судна со- общается противнику. После этого оно не может подвергаться напа-


дению или захвату. Медперсонал и команда судна не подлежат пле- нению, что же касается способных к передвижению раненых и боль- ных, то они могут быть взяты в качестве пленных военным кораблем противника. Госпитальное судно может быть подвергнуто досмотру и даже поставлено под временный контроль противником.

Военнопленные. Основные нормы о режиме военного плена со- держатся в 3-й Женевской конвенции об обращении с военноплен- ными 1949 г., а также в первом Дополнительном протоколе 1977 г. (ст. 43 – 47).

Статус военнопленных предоставляется законным участникам военных сражений, именуемым комбатантами. К ним отнесены лица из состава регулярных вооруженных сил, члены военных или добро- вольческих отрядов, входящих в состав таких сил, а также полицей- ских сил, движения сопротивления, гражданских вспомогательных сил, приданных войскам, включая прокуроров, судей, журналистов, священников.

Условиями законности участия всех этих лиц в военных дей- ствиях являются подчинение командованию, несущему ответствен- ность за их действия, подчинение внутренней дисциплинарной систе- ме, которая кроме всего прочего обеспечивает соблюдение норм меж- дународного гуманитарного права.

Одна из наиболее сложных проблем в этой области – отделение законных участников военных действий от незаконных из числа нево- еннослужащих. Лицо из состава вооруженных сил не может претен- довать на статус военнопленного в случае захвата во время занятия шпионажем. Такое лицо подлежит суду военного трибунала. Однако если оно было захвачено после выполнения задания и присоединения к своим войскам, то на него распространяется режим военного плена. Не имеют статуса комбатанта и не могут рассчитывать на режим во- еннопленных наемники.

С момента пленения ответственность за военнопленных несет захватившее их государство, а не отдельные командиры, что, разуме- ется, не исключает уголовной ответственности последних за преступ- ления против военнопленных. Военнопленный – не преступник, а солдат, выполнявший свой долг. Его изоляция объясняется исключи- тельно военной необходимостью. С военнопленными надлежит об- ращаться гуманно. Любое незаконное действие или бездействие, по-


влекшее смерть или причинившее серьезный ущерб здоровью плен- ного, является преступлением. Запрещены медицинские эксперимен- ты на пленных. Должна быть обеспечена защита от местного населе- ния и запугивания. Особо необходимо отметить, что в отношении пленных репрессии запрещены.

Пленные должны как можно скорее эвакуироваться из зоны сражения. Пленный обязан сообщить только фамилию, имя, звание, дату рождения и военный номер. Ответы на иные вопросы могут быть даны добровольно.

Лагеря пленных не должны располагаться так, чтобы предот- вращать обстрел военных объектов, их следует располагать в доста- точно безопасном месте на суше.

Лагеря должны находиться под управлением офицеров действи- тельной службы. Пленные имеют своего представителя, наблюдаю- щего за условиями их жизни и поддерживающего связь с админи- страцией лагеря. Пленные обеспечиваются необходимой одеждой, питанием, медицинским обслуживанием.

Пленные рядовые могут привлекаться к работе с учетом их фи- зического состояния, пленные же офицеры участвуют лишь в руко- водстве такими работами. Выполненная работа оплачивается соответ- ствующим образом. Исключается работа военного характера. Следу- ет, однако, учитывать, что в условиях военной экономики почти все виды работ имеют значение для войны. Участие в опасных для здоро- вья работах может иметь место только на добровольных началах.

Разрешается переписка с внешним миром. Пленные сохраняют правосубъектность и могут передавать юридические документы через пленившее их государство или через такие учреждения, как МККК. Разрешаются красно-крестные посылки помощи.

Предусмотрена возможность назначения державы-покровитель- ницы из числа нейтральных государств для наблюдения за соблюде- нием прав пленных. Однако такие случаи редки. Соответствующие функции могут осуществляться МККК.

Пленные подчинены законам и положениям, действующим в армии пленившего их государства. За совершенные преступления они отвечают по этим законам. Неудавшийся побег влечет за собой лишь дисциплинарную ответственность. Вновь попавший в плен после удавшегося побега никакому наказанию не должен подвергаться.


После прекращения военных действий пленные подлежат ско- рейшей репатриации. Еще до этого следует репатриировать раненых и больных. По выздоровлении они не могут использоваться в данном конфликте. Пленные, подозреваемые в совершении преступлений, включая военные, могут задерживаться до суда.

Интернирование. Иностранные граждане могут быть интерни- рованы воюющими, только если интересы безопасности делают это абсолютно необходимым. Интернированный вправе обжаловать ре- шение о его интернировании в суде или в специально назначенном для этого административном органе.

Условия содержания интернированных аналогичны тем, что и у пленных, но в ряде отношений более благоприятные. В частности, семьи не должны разлучаться. Места содержания интернированных не должны находиться в местностях, опасных с военной точки зрения. Зоны безопасности. Международное гуманитарное право поощ-

ряет создание зон безопасности и госпитальных зон по согласию во- юющих сторон в целях обеспечения безопасности мирного населения. Такие соглашения заключаются через посредничество МККК или державы-покровительницы. Типовое соглашение такого рода прило- жено к 1-й Женевской конвенции 1949 г. Эти зоны не должны иметь военных установок. Они не подлежат нападению.

В целях сохранения жизни людей или спасения культурных ценностей возможно объявление «незащищаемой местности» (обычно это город или заповедник, ограниченные участки территории, распо- ложенные вблизи от линии фронта). Они могут стать объектом окку- пации противником без боя.

По соглашению воюющих сторон могут устанавливаться и де- милитаризованные зоны.

 








double arrow
Сейчас читают про: