Международного экономического права

У международного экономического права те же источники, что и у международного права в целом: международный договор и меж- дународно-правовой обычай, хотя есть определенная специфика, свя-


1 Completion of the Code of Conduct on Transnational Corporations (Doc. UN: E/C.IO. 1986).


занная прежде всего с деятельностью международных экономических организаций.

Основные источники ‒ многосторонние и двусторонние догово- ры, регламентирующие различные аспекты экономических отноше- ний. Экономические договоры столь же многообразны, как и много- образны международные экономические связи. Такие договоры, как торговые, инвестиционные, таможенные, расчетно-кредитные и дру- гие, содержат нормы, составляющие нормативное тело соответству- ющих подотраслей международного экономического права. Главным образом они заключаются на двусторонней основе.

Среди подобных договоров выделяются качественно новые со- глашения, появившиеся во второй половине XX в., когда экономиче- ское сотрудничество государств стало все шире выходить за рамки чисто торговых связей, – соглашения об экономическом, промышлен- ном и научно-техническом сотрудничестве. Они определяют общие направления и сферы сотрудничества (строительство и реконструкция промышленных объектов, производство и поставка промышленного оборудования и иных товаров, передача патентов и иных объектов интеллектуальной собственности, совместное предпринимательство и пр.); содержат обязательства государств содействовать сотрудниче- ству между гражданами и юридическими лицами договаривающихся государств в указанных областях; определяют основы финансирова- ния и кредитования и др. Такие соглашения предусматривают созда- ние межправительственных смешанных комиссий.

С развитием многостороннего экономического сотрудничества увеличивается роль многосторонних договоров. Примером универ- сального договора в сфере международной торговли является Гене- ральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г. В различ- ных юридических формах в ГАТТ участвовали более 150 государств. СССР в 1990 г. получил статус наблюдателя, однако и до сих пор Рос- сия не стала полноправным участником этого соглашения. В качестве источников международного экономического права выступают мно- госторонние договоры о создании экономических организаций (например, Бреттон-Вудские соглашения о создании МВФ и МБРР). В 1992 г. Россия стала участницей обеих организаций. Получили широ- кое распространение многосторонние соглашения по сырьевым това- рам, так называемые международные товарные соглашения. Приме- рами многосторонних договоров являются конвенции, направленные


на унификацию правовых норм, регулирующих частноправовые от- ношения в экономической сфере (например, Конвенция ООН о дого- ворах международной купли-продажи товаров 1980 г.).

Из краткого перечня многосторонних договоров ясно, что в сфе- ре международного экономического сотрудничества отсутствуют многосторонние (универсальные) договоры, которые создавали бы общую правовую основу для развития такого сотрудничества. Общие положения, принципы экономического сотрудничества сформулиро- ваны лишь в многочисленных резолюциях и решениях международ- ных организаций и конференций, что является особенностью между- народного экономического права. Среди них отметим наиболее важ- ные: Женевские принципы, принятые на первой конференции ЮНКТАД в Женеве в 1964 г. («Принципы, определяющие междуна- родные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию»); Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Хартия экономических прав и обязанно- стей государств, принятые в форме резолюций Генеральной Ассам- блеи ООН в 1974 г.; резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «О ме- рах укрепления доверия в международных экономических отношени- ях» (1984 г.) и «О международной экономической безопасности» (1985 г.).

Наконец, особенность международного экономического права и его источников ‒ значительная роль так называемого «мягкого» пра- ва, т. е. правовых норм, которые используют выражения типа «при- нимать меры», «содействовать развитию или осуществлению»,

«стремиться к осуществлению» и т. д. Такие нормы не содержат чет- ких прав и обязанностей государств, но тем не менее являются юри- дически обязательными. В соглашениях по сотрудничеству в различ- ных сферах экономических отношений нормы «мягкого» права встре- чаются довольно часто.

Цели и принципы международного экономического права оп- ределяются целями и принципами международного права в целом. Кроме того, Устав ООН уделил специальное внимание экономиче- скому сотрудничеству. Все общие принципы международного права применимы и в международном экономическом сотрудничестве. Од- новременно они формулируют специальные принципы международ- ных экономических отношений и международного экономического права. К ним относятся:


– принцип всеучастия, означающий полное и эффективное уча- стие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономи- ческих проблем в общих интересах;

– принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью, вклю- чающий право государства на владение, использование и эксплуата- цию природных ресурсов, право регулировать и контролировать ино- странные инвестиции и деятельность ТНК в пределах действия своей национальной юрисдикции;

– принцип преференциального режима для развивающихся стран;

– принцип международной социальной справедливости, означа- ющий развитие международного экономического сотрудничества на основе равенства и взаимной выгоды с предоставлением определен- ных односторонних выгод для развивающихся стран для достижения фактического равенства;

– принцип свободного доступа к морю для стран, не имеющих к нему выхода.

Кроме общих международно-правовых принципов и специаль- ных принципов международного экономического права, существуют правовые режимы, которые также служат правовой основой для осу- ществления экономического сотрудничества. Однако в отличие от принципов правовые режимы не являются общеприменимыми. Это договорные режимы, т. е. они применяются только тогда, когда заин- тересованные государства договорятся об этом. К ним можно отне- сти: режим наибольшего благоприятствования; национальный ре- жим; преференциальный режим.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: