Субъекты международного экономического права

В системе регулирования международных экономических отно- шений центральное место занимает государство. Оно является основ- ным субъектом международного экономического права, как и между- народного права в целом. Суверенитет государства как имманентно присущее ему качество распространяется и на экономическую сферу. Однако в этой сфере особенно зримо проявляется взаимозависимость членов международного сообщества. Мировой опыт свидетельствует, что максимальное осуществление государством своего суверенитета, своих суверенных прав в экономической сфере реально возможно лишь при активном использовании международных экономических связей в интересах своего национального хозяйства в рамках между- народного экономического права. И такое сотрудничество ни в коей мере не означает ограничения суверенных прав государства.

В двух международных пактах о правах человека (п. 2 ст. 1 обо- их пактов) содержится положение о том, что в силу права на само- определение все народы могут свободно распоряжаться своими при- родными богатствами, однако «без ущерба для каких-либо обяза- тельств, вытекающих из международного экономического сотрудни-


чества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из междуна- родного права». Аналогичное положение сформулировано в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. в преломле- нии к государству и его суверенитету.

Государство может непосредственно вступать в хозяйственные отношения международного характера с физическими и юридически- ми лицами, принадлежащими другим государствам (создавать сов- местные предприятия, заключать концессионные соглашения или со- глашения о разделе продукции в сфере добычи полезных ископаемых и пр.). Такие отношения являются частноправовыми и регламентиру- ются национальным правом. Тем не менее участие государства вно- сит определенную специфику в регулирование таких отношений. Она выражается в том, что государство, его собственность, сделки с его участием обладают иммунитетом от юрисдикции иностранного госу- дарства. В силу иммунитета государство не может быть привлечено в иностранный суд в качестве ответчика без его согласия; в отношении государства и его собственности не могут быть применены принуди- тельные меры по предварительному обеспечению иска и по исполне- нию иностранного судебного решения; сделки с участием государства подчиняются праву государства, которое является стороной этой сделки, если только стороны не договорятся об ином1.

Рост значения и усложнение международных экономических отношений делают необходимым усиление управления ими совмест- ными усилиями государств через международные организации, что ведет к росту числа международных организаций и их роли в разви- тии экономического межгосударственного сотрудничества. В резуль- тате международные организации являются важными субъектами международного экономического права. Принципиальная основа у международных экономических организаций та же, что и у иных международных организаций. Но есть и некоторая специфика. В этой


1 В 1993 г. французский суд рассматривал дело по иску о виндикации кар- тин А. Матисса, предъявленному И. Щукиной – наследницей известного русско- го собирателя картин французских импрессионистов, коллекция которого была национализирована советским правительством в 1918 г., – к Российской Федера- ции. В своем решении от 16 июня 1993 г. французский суд признал, что он не вправе рассматривать исковые требования со ссылкой на иммунитет Российско- го государства и его собственности. См. об этом подробнее: Богуславский М. М. Иск Ирины Щукиной // Московский журнал международного права. 1994. № 2.


сфере государства склонны наделять организации более широкими регулирующими функциями. Резолюции экономических организаций играют важную роль, дополняя правовые нормы, приспосабливая их к меняющимся условиям, а там, где они отсутствуют, и заменяя их. В некоторых организациях существуют достаточно жесткие механизмы по осуществлению принятых решений.

Международные организации, действующие в сфере экономиче- ских отношений, условно можно разделить на две группы. К первой от- носятся организации, которые своим действием охватывают всю сферу экономических отношений; во вторую группу входят организации, функционирующие в рамках отдельных подотраслей международного экономического права (например, торговые, финансовые, инвестицион- ные, транспортные и иные). Некоторые организации из второй группы будут рассмотрены ниже в соответствующих параграфах.

Из первой группы организаций главное место по своему значению занимает Организация Объединенных Наций, имеющая разветвленную систему органов и организаций. Развитием международного экономиче- ского сотрудничества, что является одной из целей ООН, занимаются два центральных ее органа: Генеральная Ассамблея и Экономический и со- циальный совет (ЭКОСОС). Генеральная Ассамблея организует исследо- вания и дает рекомендации государствам в целях содействия междуна- родному сотрудничеству в экономической, социальной и других обла- стях (ст. 13 Устава ООН). Под ее руководством функционирует ЭКОСОС, который несет главную ответственность за выполнение функ- ции ООН в области экономического и социального сотрудничества.

В литературе, особенно западной, обсуждается вопрос о между- народной правосубъектности транснациональных корпораций (ТНК), которые наряду с государствами и международными организациями часто рассматриваются в качестве субъектов международного эконо- мического права. Объясняется такое положение тем, что ТНК стано- вятся все более важными субъектами международных экономических связей, оказывающими возрастающее влияние как на национальную, так и на мировую экономику.

Действительно, ТНК с их инвестиционной мобильностью, ши- рокой системой связей, в том числе и с правительствами, с большими возможностями организации наукоемкого, высокотехнологичного производства служат важным фактором развития мировой экономики.


Они способны оказывать положительное влияние и на национальную экономику принимающих стран, ввозя капитал, передавая техноло- гию, создавая новые предприятия, обучая местный персонал. В целом ТНК отличаются от государств более эффективной, менее бюрокра- тической организацией и поэтому они нередко успешнее решают эко- номические проблемы, нежели государство. Правда, не следует чрез- мерно возвышать ТНК. Многочисленные факты свидетельствуют, что ТНК размещают на территории принимающих государств экологиче- ски вредные производства, уходят от уплаты налогов используя ввоз товаров, препятствуют развитию национального производства и пр. Более того, используя свое экономическое могущество, ТНК способ- ны оказать влияние и на политику принимающего государства.

Учитывая, что деятельность ТНК носит трансграничный харак- тер, что они способны причинить ущерб национальной экономике принимающего государства даже без нарушения его законов, жела- тельно и международно-правовое регулирование их деятельности. Однако можно констатировать, что такое регулирование пока отсут- ствует, хотя попытки предпринимались. В международных докумен- тах есть лишь некоторые общие положения, носящие в основном де- кларативный характер. Так, в рамках ЭКОСОС были созданы Центр по ТНК и Комиссия по ТНК, на которую была возложена задача раз- работки Кодекса поведения ТНК. Проект Кодекса был подготовлен1, но в окончательном варианте он не принят государствами. Государ- ства, граждане которых контролируют большинство ТНК, считают, что Кодекс должен носить рекомендательный, а не юридически обя- зательный характер.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: