Разрешение международных экономических споров

Специфика разрешения международных экономических споров связана с неоднородностью международных экономических отноше- ний. Экономические споры между государствами разрешаются на ос- нове международного права, как и иные межгосударственные споры. Значительную роль в разрешении экономических споров играют международные организации. Но так как международное экономиче- ское сотрудничество осуществляется преимущественно во взаимоот-


ношениях между частными лицами разных государств, то разрешение споров между ними имеет серьезное значение для стабильности и эф- фективности международной экономической системы.

Споры между физическими и юридическими лицами разных стран относятся к национальной юрисдикции. Они могут рассматри- ваться судами (общей юрисдикции или арбитражными) государств либо международными коммерческими арбитражами (MICA). Участ- ники международных экономических связей предпочитают МКА.

МКА учреждается по национальному праву и руководствуется им в своей деятельности. Определение «международный» относится лишь к характеру рассматриваемых споров – хозяйственные споры междуна- родного характера между частными лицами. Некоторые МКА стали вы- сокоавторитетными центрами рассмотрения международных экономи- ческих споров. К ним относятся Арбитражный суд Международной торговой палаты (Париж), Лондонский международный третейский суд, Американская арбитражная ассоциация (Нью-Йорк), Арбитражный ин- ститут Стокгольмской торговой палаты и др. В России – это Междуна- родный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная ко- миссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Функции международного экономического права в области раз- решения международных коммерческих споров состоят в следующем: а) унификация арбитражных процессуальных норм в целях обеспече- ния единообразия в процедуре рассмотрения международных ком- мерческих споров в арбитражах разных государств; б) создание меж- дународно-правовой основы для признания и принудительного ис- полнения решений арбитража одного государства на территории дру- гих государств; в) создание специализированных международных центров по рассмотрению коммерческих споров.

Целям унификации арбитражных процессуальных норм служит ряд международных актов, подготовленных в рамках ООН. Под эги- дой Экономической комиссии ООН для Европы была подготовлена и принята в Женеве в 1961 г. Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (Россия участвует), которая содержит правила относи- тельно формирования арбитража, порядка рассмотрения дела, выне- сения решения. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) подготовила Типовой закон о международном ком- мерческом арбитраже, который был принят резолюцией Генеральной


Ассамблеи ООН в 1985 г. и рекомендован государствам в качестве модели национального закона (по этой модели принят Закон Россий- ской Федерации о международном коммерческом арбитраже 1993 г.). В практике довольно часто применяются арбитражные регламенты, разработанные в рамках ООН, которые представляют собой своды процессуальных арбитражных правил, применяемых только при наличии договоренности об этом между сторонами спора. Наиболее популярен Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г.

Особенно сложна и важна проблема принудительного исполне- ния решения иностранного арбитража в случае уклонения одной из сторон от его исполнения. Решается эта проблема при помощи меж- дународного экономического права. В 1956 г. на конференции ООН в Нью-Йорке была принята Конвенция о признании и приведении в ис- полнение иностранных арбитражных решений. О ее значении свиде- тельствует уже сам факт участия в ней 102 государств, включая Рос- сию. Конвенция обязывает государства признавать и исполнять ар- битражные решения, вынесенные на территории иностранных госу- дарств, так же как и решения собственных арбитражей.

В рамках СНГ в 1992 г. было подписано Соглашение о порядке рассмотрения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. Оно решает комплекс вопросов, связанных с рассмот- рением хозяйственных споров не только в арбитраже, но и в суде, включая споры с участием государства и его органов. Соглашение со- держит нормы о взаимном признании и исполнении арбитражных и судебных решений, а также исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых в исполнении может быть отказано (ст. 7 – 9).

Третье направление сотрудничества государств ‒ создание спе- циализированных международных центров для разрешения опреде- ленных видов хозяйственных споров, имеющих особое значение для развития международных экономических отношений. Так, на основе Вашингтонской конвенции о разрешении инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. был учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Конвенция была разработана под эгидой МБРР, Центр действует при нем. В Конвенции участвуют более ста государств. Россия подписала ее, но пока не ратифицировала.





Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятие «международное экономическое право» и охарактеризуйте составляющие его признаки.

2. Назовите и кратко охарактеризуйте известные вам положения международных договоров, которые посвящены регулированию меж- дународных экономических отношений.

3. Назовите и раскройте отраслевые принципы международного экономического права.

4. Раскройте особенности субъектов международного экономи- ческого права.

5. Раскройте способы и методы разрешения международных экономических споров.

6. Раскройте процедуру разрешения международных экономиче- ских споров в рамках ООН.

 

Темы для докладов

1. Нормативно-правовое регулирование Транснациональных корпораций (ТНК).

2. Евразийский экономический союз.

3. Требования к государствам при вступлении в ВТО.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: