Нормативное правовое регулирование проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся

Введение

 

Независимая оценка качества подготовки обучающихся является важным объективным механизмом независимой оценки качества образования согласно ст. 95 и 95.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

Ст. 95 Закона об образовании определено, что независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, включая в себя независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Независимая оценка качества подготовки обучающихся согласно ст. 95.1 Закона об образовании проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.

С целью обеспечения развития системы независимой оценки качества подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования (далее – НОКО) в соответствии с государственным контрактом № Ф-14-кс-2020 от 18.05.2020 г. необходимо совершенствование модели НОКО в части проведения оценки освоения обучающимися общепрофессиональных компетенций (далее – ОПК) и проведение НОКО на основании усовершенствованной модели и разработанных оценочных средств.

Совершенствование, актуализация, дополнение и развитие модели НОКО осуществляется на основании модели НОКО, разработанной и реализованной в 2019 году в рамках государственного контракта № Ф-21-кс-2019 от 06.08.2019, в соответствии с изменениями в законодательстве Российской Федерации в сфере образования и при проведении оценки освоения обучающимися ОПК в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) высшего образования (далее – ВО) с учетом вариативности оценочных процедур для разных направлений подготовки и специальностей.

Модель НОКО содержит цели и задачи проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся по основным образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата и специалитета); нормативное правовое регулирование проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся; требования к оценочным средствам независимой оценки качества подготовки обучающихся с учетом этапности формирования общекультурных (универсальных) (далее – ОК) и ОПК, установленных ФГОС; а также требования к фондам оценочных средств (далее – ФОС) для оценки уровня освоения обучающимися ОК и ОПК. В модели НОКО представлены технология проведения, принципы и механизмы обеспечения объективности независимой оценки качества подготовки обучающихся, методические рекомендации по реализации модели НОКО, а также принципы оценки образовательной деятельности образовательной организации (далее – ОО) на основании полученных результатов.

Модель НОКО может быть использована для совершенствования методики и технологий проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся и формирования ФОС для проведения независимых оценочных процедур качества подготовки обучающихся в ОО ВО, в том числе в ходе проведения аккредитационных экспертиз и мероприятий федерального государственного контроля качества образования.

Разработанная модель НОКО и результаты ее реализации могут быть использованы для информирования ОО о результатах проведенной независимой оценки качества подготовки обучающихся в целях выработки мер по совершенствованию образовательной деятельности, федеральными органами государственной власти в сфере образования в целях принятия управленческих решений, при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности.



Цели и задачи проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся по основным образовательным программам высшего образования

Основной целью проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся является обеспечение развития системы НОКО и подготовка информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.

Задачи НОКО:

- совершенствование модели НОКО в части проведения оценки сформированности ОПК;

- разработка ФОС для проведения мероприятий по независимой оценке качества подготовки обучающихся в части оценивания сформированности ОПК;

- разработка методики использования ФОС для проведения мероприятий по независимой оценке качества подготовки обучающихся в части оценивания сформированности ОПК;

- проведение НОКО на основании усовершенствованной модели с использованием разработанных оценочных средств;

- систематизация и анализ результатов проведения НОКО в ОО ВО.

Проведение НОКО должно обеспечить оценивание у обучающихся уровня освоения обучающимися образовательной программы в части сформированности ОПК на основе ФОС и способствовать:

- формированию максимально объективной оценки качества подготовки обучающихся по результатам освоения ОПК;

- повышению эффективности управления образовательным процессом в ОО ВО;

- совершенствованию ресурсного обеспечения образовательного процесса в ОО ВО;

- установлению диалога между ОО ВО и потребителями образовательных услуг;

- усилению взаимодействия ОО ВО с профильными предприятиями и организациями по вопросам совершенствования образовательного процесса.

 



Нормативное правовое регулирование проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся

Основными нормативными правовыми документами, регулирующими НОКО, являются:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»;

4. Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2017 № 47415);

5. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.11.2019 № 1628 «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и/или приложения (приложений) к нему, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности, о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и/или приложения (приложений) к нему, формы сведений о реализации основных образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации образовательной деятельности, и требований к их заполнению и оформлению» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2020 N 57083);

6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки уровня высшего образования бакалавриат;

7. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки уровня высшего образования магистратура;

8. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки уровня высшего образования специалитет;

9. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (ч. 29 ст. 2 Закона об образовании).

Важным механизмом оценки качества образования является независимая оценка качества подготовки обучающихся. Независимая оценка качества подготовки обучающихся согласно ст. 95.1 Закона об образовании проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.

Федеральным законом от 25.12.2018 № 497-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в ч. 29 ст. 92 Закона об образовании внесены дополнения об установлении Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности порядка учета сведений о независимой оценке качества подготовки студентов при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности.

В начале 2019 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 377 утверждена государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», в которой в рамках основного мероприятия 2.5 «Оценка и контроль качества высшего образования» подпрограммы 2 «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования», предусмотрено развитие системы независимой оценки качества подготовки обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, посредством проведения мероприятий по независимой оценке качества подготовки обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с использованием ФОС, разработанных для реализации модели независимой оценки качества подготовки обучающихся.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2019 № 1052 «О внесении изменений в Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности» внесены изменения, касающиеся учета результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся. Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности дополнено разделом V(1). Порядок учета сведений о независимой оценке качества подготовки обучающихся при проведении государственной аккредитации. Внесенные дополнения определяют порядок учета сведений о проведенной независимой оценке качества подготовки обучающихся по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам. В частности, определено, что аккредитационная экспертиза в части качества подготовки обучающихся не проводится, если результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся подтверждают соответствие качества их подготовки по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам результатам освоения основных образовательных программ, установленным ФГОС. Указанные изменения направлены, в том числе, на создание сети организаций, осуществляющих независимую оценку качества подготовки обучающихся, в связи с формирующейся потребностью со стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в получении такой оценки.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.11.2019 № 1628 «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности …» утверждена форма предоставления сведений о проведенных в отношении основной образовательной программы, заявленной для государственной аккредитации образовательной деятельности, процедур независимой оценки качества подготовки обучающихся.

В этой связи модель НОКО, а также технология и механизмы проведения такой оценки имеют практическую значимость при проведении процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности.

Таким образом, существует объективная необходимость усовершенствования модели НОКО, расширения перечня компетенций, по которым целесообразно проводить мероприятия по независимой оценке качества подготовки обучающихся, разработки соответствующих оценочных средств и методики их использования. Изменения и дополнения, внесенные в нормативные правовые документы, касающиеся государственной аккредитации образовательной деятельности и независимой оценки качества подготовки обучающихся, отражают дополнительные стимулы для ОО ВО для принятия активного участия в процедурах независимой оценки качества подготовки обучающихся.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: