Модель измерителя НОКО для оценки освоения обучающимися общепрофессиональных компетенций

 

Модель измерителя представляет собой описание структуры измерительного инструмента в соответствии с определенными методическими, тестологическими и математическими правилами.

В основу создания модели измерителя НОКО для проведения оценки освоения обучающимися ОПК в соответствии с ФГОС ВО положена методология В. П. Беспалько[6].

Основные положения методологии В. П. Беспалько:

1. Любую деятельность человек выполняет на основе ранее усвоенной информации о методике выполнения этой деятельности. Уровень мастерства человека обусловлен степенью усвоения информации о деятельности.

2. На основе способа использования исходной информации для решения возникающих задач выделяют репродуктивный и продуктивный виды деятельности. При репродуктивном виде деятельности студент лишь воспроизводит ранее усвоенную информацию (с помощью речи или в уме) о методах деятельности и в практически неизменном виде применяет ее для выполнения типовых действий. Мастерство выполнения действий, в свою очередь, зависит от полноты усвоения. При продуктивном виде деятельности студент не только воспроизводит ранее усвоенную информацию и применяет ее в процессе деятельности, но и преобразует ее для использования в нестандартных (нетиповых) условиях.

3. Имеется четыре уровня, отражающие развитие опыта обучающегося при усвоении предметов в процессе обучения.

Первый уровень – узнавание объектов, свойств, процессов при повторном восприятии информации о них или действий с ними (знания-знакомства).

Второй уровень – воспроизведение, репродуктивное действие – самостоятельное воспроизведение и применение информации для выполнения данного действия (знания-копии).

Третий уровень – применение, продуктивное действие – поиск и использование субъективно новой информации для самостоятельного выполнения нового действия (знания, умения, навыки).

Четвертый уровень – творчество, творческое действие – самостоятельное конструирование способа деятельности, поиск новой информации (знания-трансформации) (рисунок 2).

 

Рисунок 2 − Уровни усвоения по В. П. Беспалько

 

В. П. Беспалько отмечает, что каждый человек в процессе обучения и последующей трудовой деятельности достигает определенного уровня мастерства, которое может быть соотнесено с определенным уровнем освоения.

В соответствии с методологией В. П. Беспалько модель измерителя НОКО для проведения оценки освоения обучающимися ОПК состоит из трех блоков тестовых заданий. Наполнение каждого блока заданиями осуществляется с учетом выделенных уровней усвоения знаний, развития опыта обучающихся, постепенного освоения ОПК на основе определенных индикаторов их достижения (знать, уметь, владеть).

В соответствии с ФГОС ВО и основными профессиональными образовательными программами вузов освоение обучающимися ОПК осуществляется в процессе изучения содержания нескольких дисциплин. В связи с чем модель измерителя НОКО для оценки освоения обучающимися ОПК имеет полидисциплинарный характер и наполнение каждого из трех блоков заданиями осуществляется на основе содержания нескольких дисциплин (рисунок 3). Дисциплины и их количество определяются экспертами–разработчиками оценочных средств для НОКО. Для формирования комплекта ФОС по каждой ОПК разрабатывается структура измерителя, содержащая наименование тем и разделов дисциплин, формирующих определенные ОПК.

Блоки заданий модели измерителя НОКО:

Первый блок – задания уровня «знать», в которых очевиден способ решения, усвоенный студентом при изучении дисциплин. Задания этого блока выявляют знаниевый компонент по дисциплинам. Первый блок состоит из заданий на выбор одного ответа из предложенных или выбор нескольких ответов из предложенных. Задания соответствуют содержанию конкретных тем дисциплин, формирующих определенную ОПК.

Второй блок – задания уровня «знать» и «уметь», в которых нет явного указания на способ выполнения, и студент для их решения самостоятельно выбирает один из изученных способов. Задания данного блока позволяют оценить не только знания по дисциплинам, но и умения пользоваться ими при решении стандартных, типовых задач. Второй блок включает задания на выбор нескольких ответов из предложенных, на установление последовательности, на установление соответствия или на ввод ответа в специальное поле. Задания соответствуют содержанию конкретных разделов дисциплин, формирующих определенную ОПК.

Третий блок – задания уровня «знать», «уметь», «владеть». Он представлен кейс-заданиями по разным дисциплинам, содержание которых предполагает использование комплекса умений и навыков. Кейс-задание представляет собой описание реальной практической ситуации и нескольких тестовых заданий к ней. Выполнение студентом кейс-заданий требует решения поставленной проблемы (ситуации) в целом и проявления умения анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и методы их решения. Третий блок содержит задания на выбор нескольких ответов из предложенных, на установление последовательности, на установление соответствия или на ввод ответа в специальное поле. Отдельные задания могут быть представлены в графической форме. Кейс-задания соответствуют содержанию конкретных дисциплин, формирующих определенную ОПК.

Количество заданий в каждом блоке определяется исходя из веса каждого задания и математической составляющей модели измерителя НОКО:

- вес заданий блока 1 – 1 балл. Количество заданий в блоке 1 определяется итоговой суммой баллов за задания блока 1, которая должна равняться 30% от суммы баллов за задания всего измерителя;

- вес заданий блока 2 – 2 балла. Количество заданий в блоке 2 определяется итоговой суммой баллов за задания блока 2, которая должна равняться 30% от суммы баллов за задания всего измерителя;

- вес заданий блока 3 – определенное количество баллов в рамках установленной за решение кейс-задания итоговой суммы баллов в зависимости от типа задания и его сложности. Количество заданий в блоке 3 определяется итоговой суммой баллов за задания блока 3, которая должна равняться 40% от суммы баллов за задания всего измерителя.

 

Таким образом, количество заданий в каждом блоке должно соответствовать соотношению 30:30:40 процентов набранных баллов за задания соответствующих трех блоков.

Рисунок 3 − Модель измерителя НОКО для оценки освоения обучающимися ОПК




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: