Инновационные процессы в современном образовании и продуктивные формы научно-методической работы с педагогическими кадрами

Программа научно-методического обеспечения образовательной системы школыпредполагает системную работу администрации образовательного учреждения, методических служб с педагогическими кадрами. Как правило, каждое образовательное учреждение организует работу всего педагогического коллектива над научно-методической проблемой, включая исследовательскую и экспериментальную работу.

Наряду с текущей, стихийной, тактической методической работой, которая осуществляется по плану и вне плана, основной задачей администрации и всего педагогического коллектива является разработка и реализация крупных научно-исследовательских проектов и программ, которые могут сыграть важную роль в жизни школы.

Программы и проекты разрабатываются по различным направлениям и областям:

-внедрение профильного обучения;

-повышение качества образования на основе диагностики и мониторинга;

-организация творческой деятельности обучающихся совместно с учреждениями дополнительного образования;

-включение семьи и социума в образовательный процесс;

-преодоление неуспеваемости обучающихся и повышение их познавательной мотивации;

-внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;

-системная работа с молодыми педагогами;

-разработка и реализация программы “Одаренные дети” и др.

Формы выявления, изучения и обобщения передового педагогического опыта:

-Показ опыта в режиме реального времени в форме серии открытых уроков, внеклассных мероприятий.

-Ознакомление педагогов с документальным обеспечением реализуемых нововведений.

-Изучение возможных перспектив внедрения и прогнозирования последствий перехода на новые способы работы.

-Составление краткого описания предъявленного опыта и создание информационной базы.

-Организация глубокого анализа до, в процессе и после внедрения новых форм, методов и технологий работы.

-Осуществление углубленного диагностирования по выявлению положительного эффекта от внедрения инноваций.

-Проведение семинаров, конференций, практикумов, собеседований, имитационных игр, организация консультаций, выставок.

Формы повышения профессионального мастерства учителя:

-самообразование;

-изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;

-рефлексия и анализ собственной деятельности;

-накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию;

-создание базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке;

-разработка собственных средств наглядности;

-самостоятельное проведение исследований;

-постоянная работа над методической темой, представляющей профессиональный интерес для педагога;

-разработка диагностических процедур, заданий и тестов и проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения;

-подготовка программного доклада в начале учебного года и годового отчета о достигнутом – в конце года;

-посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;

-персональные консультации;

-собеседования с администрацией;

-индивидуальная работа с наставником;

-выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения;

-разработка собственной программы самообразования;

-разработка авторского курса и учебного пособия.

Проектирование программ научно-методического обеспечения образовательной системы школы осуществляется по определенным этапам.

На первом (диагностическом) этапе проводится анкетирование педагогического и ученического коллективов с целью выявления проблем, стоящих перед учителями и обучающимися ОУ. Творческая группа, возглавляемая директором школы, осуществляет обработку данных анкетирования, выявляет уровень осознанности педагогического коллектива по проблеме.

Далее программа предполагает создание перспективного плана, которая включает изучение передового перспективного опыта, инноваций, опыта внедрения образовательных и педагогических технологий создание картотеки.

Вторым этапом проектирования и реализации программы является теоретическое обеспечение научно-методической проблемы ОУ. Среди многообразия различных форм работы перспективными в современном образовательном процессе являются: педагогические советы по проблеме, разработка программ по направлениям научно-исследовательской работы, проведение теоретических семинаров, заседания предметных методических объединения, работа консультационного пункта.

Потом программа наполняется мероприятиями практической реализации проекта. Это проведение мастер-классов, фестивали творческих находок педагога «Инноватор-двигатель прогресса», панораммы ученических достижений «Я не волшебник, я только учусь».

Важным, на наш взгляд, является проведение пресс-конференций, на которых обсуждаются результаты работы над реализацией программы развития школы. В ходе пресс-конференции руководители направлений информируют коллектив о результатах и проблемах.

Интересными событиями в научно-методической жизни ОУ является школьный этап конкурса «Учитель года», заседания школы молодого учителя «Самообразование учителя-путь к профессиональному мастерству», публикация творческих работ учителей.

Особое внимание руководители школы должны уделять прикладным исследованиям. Прикладные исследования могут проводиться по таким темам: уровень инновационной деятельности образовательного учреждения; уровень инновационной деятельности учителя; профессиональная компетентность учителя; диагностика успешности учителя и др.

Программой могут быть предусмотрены методические конференции, деловые игры, круглые столы, предметные недели, открытые уроки и т.д.

На итоговом этапе работы над научно-педагогической проблемой образовательного учреждения целесообразно провести смотр- конкурс на лучшую авторскую программу воспитания под девизом «От творческого руководства воспитательным процессом до творческого обучающегося», что послужит созданию собственных авторских систем и программ воспитания.

Творческий слет классных руководителей, учителей-предметников по проблемам инновационной деятельности подведёт итоги персонального вклада каждого педагога в творческое развитие образовательного учреждения.

Главным итоговым событие научно-методической работы педагогического коллектива послужит педагогический совет с серьезным анализом всего творческого процесса и его влияния на повышение качества образования, на профессиональный рост каждого педагога.

Продуктивным образовательным проектом в работе с педагогическими кадрами является функционирование методических кафедр. В отличие от практики работы предметных методических объединений в деятельности кафедр предусматривается рассмотрение не только вопросов методики преподавания, а значительное внимание уделяется исследовательской, аналитической деятельности каждого учителя, их творческому развитию (создание проектов, авторских программ, публикация творческих наработок и т. д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: