Общие задачи оперативно – розыскной деятельности

Оперативно – розыскная деятельность играет большую роль в осуществлении конституционных прав и свобод человека и гражданина. Задачи оперативно – розыскной деятельности формируют всю организованность правоохранительных органов. Посредством определения задач в российском законодательстве достигается цель оперативно – розыскной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность имеет чётко определённые цели. Так, в  Федеральном законе от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» в статье 1 при определении понятия выявляются следующие цели:

1. защита жизни и здоровья граждан;

2. защита прав и свобод человека и гражданина;

3. защита собственности;

4. обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Как можно заметить, цели являются приоритетными, так как обеспечивают право каждого человека на свободное существование, не противореча Конституции РФ. Для того, чтобы достичь цели необходимо поставить перед собой ряд задач. Словарь С.И. Ожегова, представляет к пониманию термина  «задача», несколько понятий, в зависимости от ситуационного подхода, но наиболее характеризующими определением является: «то, что требует исполнения, разрешения. Боевая задача (поставленная командиром для достижения определённой цели в бою)». [8]

Следовательно, задачи имеют повышенную сложность в исполнении, поэтому необходимость в упорядоченной организованности правоохранительных органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность играет также важную функцию в реализации поставленной цели. Задачам оперативно – розыскной деятельности посвящена статья 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В соответствии с данным законом к задачам относятся:

1. выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2. осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

3. добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

4. установление имущества, подлежащего конфискации.

Однако фактически перечень задач, выполняемых оперативно - розыскными органами, шире. Иные задачи ОРД можно определить путём анализа и системного толкования положений ст.ст. 7 и 8.1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и статей иных федеральных законов. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в качестве задач ОРД следует также рассматривать: установление личности неопознанных трупов; обеспечение безопасности в отношении защищаемых лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Кроме того, оперативно-розыскные органы согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» уполномочены производить сбор данных, позволяющих принимать управленческо - организационные решения: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно - розыскных мероприятий; по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и т.д.[9]

Первая задача, определённая в Федеральном законе «Об оперативно – розыскной деятельности является: «выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших». Данная с задача нельзя не заметить отражает в себе всю системность и направленность оперативно – розыскной деятельности. Задача выражающаяся в выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений вбирает в себя наиболее широкое понимание деятельности, которая перекликается с другими задачами, обозначенными в рассматриваемой статье Федерального закона, регулирующего оперативно – розыскную деятельность. Поэтому, думается, первая задача является наиболее приоритетной. Так, для решения задач оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскные органы (ОРО) могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учёта.[10] При решении этой задачи ОРО добывают оперативную информацию о преступных замыслах и завладевают инициативой их развития с целью предотвращения их реализации, а также добывают оперативную информацию об уже совершенных преступлениях с целью привлечения к уголовной ответственности совершивших их лиц и возмещения причиненного ими вреда. Оперативно-розыскная деятельность, направленная на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, реализуется в формах предварительной оперативной проверкиили оперативной разработки и документируется в виде соответствующих дел оперативного учета. Получение в результате ОРД достоверной оперативной информации о лице, совершившем преступление, следует считать оперативно-розыскным раскрытием преступления. Раскрытие преступления в оперативно-розыскном смысле служит предпосылкой к дальнейшей уголовно-процессуальной деятельности по раскрытию преступления, направленной на доказывание виновности лица в совершении преступления. Таким образом, деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в нашей стране осуществляется в непроцессуальной (оперативно-розыскной) форме оперативно-розыскными органами и в процессуальной (следственной) форме органами предварительного расследования.[11]

Следующей задачей требующей раскрытия является – «осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших». Розыск лиц существенным образом влияет на пресечение и раскрытие преступности. Так, можно заметить, что особенностью оперативно – розыскной деятельности является, не только приоритетность пресечения и раскрытия преступности, а также розыск без вести пропавших. Так, в зависимости от категории разыскиваемых (пропавшие без вести, скрывшиеся преступники, уклоняющиеся от исполнения уголовного наказания и т. д.). При этом основную работу в этом направлении выполняют органы внутренних дел, поскольку имеют право заниматься розыском лиц любых категорий. Для осуществления розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, а также лиц, без вести пропавших, заводятся розыскные дела. Самостоятельным направлением розыскной работы является идентификация неопознанных трупов и лиц, не могущих сообщить о себе сведения по состоянию здоровья или возрасту, которая оформляется в виде дел об установлении личности.[12] Без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными. Безвестно отсутствующим лицо признаётся только судом. Безвестное исчезновение граждан в большинстве случаев не связано с преступными посягательствами. Это может быть, например, несчастный случай или другие обстоятельства, вследствие которых граждане не обнаруживаются. Для выполнения этой задачи Законом предусматривается проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые осуществляются с учетом конкретной ситуации.[13] Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст.ст. 1 и 6) устанавливает, что ОРД осуществляется оперативными подразделениями государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий. К оперативно-розыскным мероприятиям относятся: 1) опрос — сбор фактической информации, имеющей значение для решения конкретной задачи ОРД, со слов опрашиваемого лица, которое реально или вероятно обладает ею; 2) Наведение справок — получение информации, имеющей значение для решения конкретных задач ОРД, путем направления запроса соответственно юридическому, должностному или физическому лицу, располагающему или могущему располагать сведениями, а равно путем непосредственного ознакомления с соответствующими материальными носителями, в том числе из оперативных, криминалистических и иных баз данных (учетов), информационных систем и других источников; Сбор образцов для сравнительного исследования — обнаружение, физическое изъятие и консервация материальных носителей информации, сохранивших следы преступления либо следы лица, совершившего преступление, а также предметов, служивших объектами преступных посягательств или могущих служить средством обнаружения общественно опасного деяния и причастных к нему лиц, с целью их сравнения с материалами и тождественными предметами у изучаемых лиц для решения конкретной задачи ОРД и т.п.[14]

В перечне задач оперативно – розыскной деятельности также выделяется также: «Добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации». Для обеспечения здоровья и достойной жизни для граждан РФ, реализация данной задачи оперативно – розыскной деятельности является значимой. Государственная безопасность предполагает защищенность конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, военная безопасность — обеспечение защиты от военных угроз, экономическая — обеспечение экономического благополучия страны, информационная — состояние защищенности информационной сферы, экологическая — состояние защищенности окружающей среды. Под добыванием информации следует понимать инициативный поиск указанных сведений с помощью проведения ОРМ. Органы безопасности в пределах своей компетенции осуществляют информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, а по их поручению федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации, а также добывают информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала.[15]

Самой последней задачей оперативно – розыскной деятельности стало: установление имущества, подлежащего конфискации. Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора.[16] Уголовный кодекс РФ  выделяет ряд имущества, подлежащего конфискации при совершении преступных посягательств. К такому имуществу УК относит: деньги, ценности и иное имущество, которые были получены в результате совершения преступления, а также орудия, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому. Интересным является то, что конфискации может подлежать даже то имущество, которое в результате совершения преступления оказалось преобразовано. Для конфискации имущества необходимым этапом является наложение ареста. Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение. [17]Для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, взыскания штрафа, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, указанного в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. Суд рассматривает ходатайство в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса. При решении вопроса о наложении ареста на имущество суд должен указать на конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых он принял такое решение, а также установить ограничения, связанные с владением, пользованием, распоряжением арестованным имуществом.[18]

Из всего вышеизложенного следует, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется не только для решения задач в сфере борьбы с преступностью, но и задач, прямо не связанных с уголовно - процессуальной деятельностью государственных органов. Общие задачи, поставленные перед органами, осуществляющими оперативно – розыскной деятельностью носит более широкий характер по сферам их деятельности, в отличие от разрешения задач, возложенных на органы дознания и предварительного следствия в уголовном процессе.


 


Заключение

В данной контрольной работе были рассмотрены общие задачи оперативно – розыскной деятельности. Правоохранительные органы осуществляющие, оперативно – розыскную деятельность руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности», другими федеральные законами, Кодексами РФ, и принятыми в соответствии с ними иные нормативные - правовые акты федеральных органов государственной власти.

К правоохранительными органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность входят: МВД России, ФСБ России, ФСКН России, ФСИН России и т.п. В соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» общими задачами оперативно – розыскной деятельности являются:

1. выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2. осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

3. добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

4. установление имущества, подлежащего конфискации.

Каждая из выделенных задач обладает своей уникальностью при проведении оперативно – розыскных мероприятий. Так, первая задача включает в себя розыск только тех лиц, которые ещё не совершили уголовно – наказуемое преступление или наоборот уже имеется факт совершения преступления. Также одной из особенностей осуществления розыска лиц, является розыск без вести пропавших. Также данная деятельность рассматривает в круге своих задач, обеспечение государственной, военной, экономической, информационной и экологической безопасности, что характеризует масштабность влияния на пресечение преступности и обеспечение защиты населения РФ. Установление имущества, подлежащего конфискации, считается также необходимым атрибутом в реализации задач, так как напрямую имеет воздействие на лишение материальной выгоды, полученной посредством совершения уголовно – наказуемого преступления.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что все задачи оперативно – розыскной деятельности взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, а также вместе с тем каждая из них автономна и имеет конкретное содержание, обусловленное способом (методом) решения, влекущее определённое значение в реализации целей данной деятельности. Которыми являются: защита жизни и здоровья граждан; защита прав и свобод человека и гражданина; защита собственности; обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: