Описание кузова автомобиля ВАЗ 2170 , 2171 Лада Приора (Lada Priora)

Кузов автомобиля ВАЗ-2170 Lada Priora типа четырехдверный седан, несущей конструкции, состоит из каркаса и навесных узлов (рис. 1).
Каркас кузова включает основание, боковины, крышу и детали каркаса, соединенные электросваркой (точечной, шовной, дуговой), и представляет собой неразборную конструкцию, обладающую достаточной жесткостью и способную нести на себе все агрегаты автомобиля, навесные узлы кузова, узлы и детали интерьера и т.д.

К навесным узлам относятся боковые двери, капот, крышка багажника, передние крылья, бамперы. Двери, капот и крышка багажника прикреплены к кузову петлями, передние крылья — болтами.
Передний и задний бамперы Лада Приора (Lada Priora) пластмассовые, окрашены в цвет кузова, прикреплены самонарезающими винтами. Передний бампер снабжен энергопоглощающей балкой. Облицовка радиатора несъемная, является частью бампера.

Для улучшения антикоррозионных свойств большая часть кузовных панелей оцинкована. С внутренней стороны оцинкованы передняя и средняя панели пола, боковины кузова, усилители стоек ветрового окна, с внешней стороны — панели крышки багажника и дверей, передние и задние крылья, а также многие другие детали (более 30).

Ветровое стекло Лада Приора (Lada Priora) трехслойное, типа триплекс. Стекла дверей, боковые и заднее стекла закаленные. Ветровое, заднее (с элементом обогрева) и боковые стекла приклеены к кузову и являются частью его силовой схемы.
Передние сиденья раздельные, с регулировкой наклона спинок и механизмами перемещения в продольном направлении, с легкосъемными подголовниками, регулируемыми по высоте. Спинка передних сидений может быть установлена в удобное для отдыха положение.

Заднее сиденье автомобиля с цельными подушкой и спинкой, разделенной откидным подлокотником на две части. За подлокотником находится люк, закрываемый крышкой, после снятия которой появляется возможность провозить в багажнике длинномерные предметы, частично пропустив их в салон.
Передние и задние боковые ремни безопасности инерционные, а задний ремень среднего пассажира поясной неинерционный. Для повышения пассивной безопасности автомобиль оборудован подушкой безопасности для водителя. В вариантном исполнении автомобиль дополнительно оборудуют подушкой безопасности переднего пассажира и преднатяжителями передних ремней безопасности, которые срабатывают в момент аварии при значительных скоростях движения автомобиля.

В салоне автомобиля Лада Приора (Lada Priora) установлены прикуриватель, передняя и задняя пепельницы, противосолнечные козырьки, отопитель, зеркала заднего вида, поручни. Под сиденьем водителя предусмотрено крепление для огнетушителя, а под сиденьем пассажира — для аптечки. Автомобиль оборудован передней и задней проушинами для буксировки, электроблокировкой замков дверей, электроприводом замка багажника, электрообогреваемыми передними сиденьями.
Объем, температуру, направление и интенсивность воздушных потоков в салоне автомобиля регулируют переключателями, установленными в блоке управления системой отопления и вентиляции.

В кузове автомобиля Lada Priora предусмотрена вытяжная вентиляция через дефлекторы с клапанами, установленные в задней части кузова за задним бампером.

 

3.2. Аварийные повреждения кузова

 

Наиболее силь­ные повреждения наносятся при фронтальных столкновениях передней частью кузова под углом 40-45° или сбоку между дву­мя транспортными средствами, движущимися навстречу. При та­ких столкновениях автомобиля особенно сильно разрушается передняя часть кузова, при этом действующие большие нагруз­ки в продольном, поперечном и вертикальном направлениях пе­редаются всем смежным деталям каркаса и особенно его сило­вым элементам. При фронтальном столкновении автомобиля (рисунок 1) перед­ней частью кузова в районе левого переднего крыла, лонжерона и левой фары деформируются панель передка, крылья, капот, брызговики, передние лонжероны, рама ветрового окна и кры­ша. На рисунке это видно по линиям, указанным пунктиром. Вместе с тем невидимая деформация передается на передние, центральные и задние стойки с обеих сторон, переднюю и зад­нюю левые двери, левое заднее крыло и даже на заднюю панель багажника.

 

 Рис. 1 Фронтальное столкновение передней частью кузова Направления распределения нагрузок и возможные при ударе, нанесенном автомобилю в переднюю часть ку­зова под углом 40 - 45, повреждаются передние кры­лья, капот, панель передка, брызговик, передние лонжероны.

Рис. 2 Столкновение передней левой частью кузова под углом 40-45° При ударе сбоку передней частью кузова в райо­не сопряжения передней панели с передней частью лонжерона и левого крыла деформируются оба передних крыла, панель передка, брызговики лонжерона, капот. Кроме того, под дейст­вием растягивающих усилий нарушается проем левой передней двери, а под воздействием сжимающих усилий деформируются проем правой двери и боковина левой передней двери. При этом на передние и центральные стойки передаются значительные си­ловые перегрузки, вызывающие их отклонения от первоначаль­ного положения.

При ударе сбоку передней стойкой кузова с левой стороны значительно деформируются левая передняя стойка, рама ветрового окна, крыша, пол и лонжероны переднего пола, панель передка, капот, крылья, брызговики, передние лонже­роны. При этом передняя часть кузова уводится влево; порог и верхняя часть правой боковины воспринимают растягивающие, а центральные и задние стойки - сжимающие нагрузки.

 

Рис. 3 Столкновение сбоку левой передней стойкой Наличие невидимых деформаций в силовых элементах кузова можно установить проведением замеров: по наличию перекосов в лицевых деталях, выступов одной детали относительно другой, недопустимых зазоров в сопряжениях проемов с дверя­ми, капотом, крышкой багажника. Из приведенных примеров видно, что в результате аварий деформация распространяется по сопряженным элементам кузова, вызывая нарушение геометрии его проемов и базовых то­чек пола. Устранить такие повреждения, требующие замены большей части деталей и сложного ремонта, можно только с помощью специального оборудования, используя в ремонтных операциях методы гидравлической и ручной правки с последующим контролем геометрии кузова.


3.3. Повреждения, образующиеся при эксплуатации кузовов

 

В металлических кузовах встречаются также менее значи­тельные повреждения, ухудшающие их внешний вид.

Вмятины появляются в результате остаточной деформа­ции при ударе, неправильном ремонте, а также вследствие нека­чественной сборки частей кузова. Вмятины могут быть просты­ми, легко поддающимися ремонту, и сложными - с острыми за­гибами и складками, могут располагаться в труднодоступных для ремонта местах.

Трещины относятся к часто встречающимся повреждени­ям. Они могут появиться в любой детали кузова в результате пе­ренапряжения металла (ударов, изгибов), а также вследствие непрочного соединения узлов и деталей и недостаточной прочно­сти конструкции.

Разрывы и пробоины можно подразделить на простые, принимающие после правки металла вид нормальной трещины, и сложные, требующие при ремонте поврежденного места по­становки заплат.

Обрывы в деталях кузова характеризуются величиной оторванной части панели или оперения. Большие обрывы часто устраняют постановкой новых вставок сложного профиля, а ино­гда производят полную замену детали.

Растянутые поверхности металла различают по ме­сту их нахождения: на поверхности панели в виде бугра и в отбортовках деталей (растянуты борта и кромки).

Коррозия по своему внешнему проявлению может встре­чаться в виде равномерной, когда металл разрушается равно­мерно по всей поверхности, и местной, когда металл разрушает­ся на отдельных участках; эта форма коррозии обнаруживает­ся по темным пятнам или глубоким черным точкам на металле и более опасна, так как металл может в короткий срок разру­шиться с образованием сквозных отверстий.

Нарушение сварных соединений встречается в узлах деталей, которые соединены точечной сваркой, и в сплош­ных сварных швах кузова.

Нарушение клепаных швов является результатом ослабления или среза заклепок, а также износа отверстий под болты и заклепки.

Прогибы, перекосы и скручивание обычно появ­ляются в результате аварийной нагрузки. Перекосы бывают межузловые и в плоскости одного узла или детали (перекос в проеме кузова для двери, перекос в самой двери, прогиб в по­рогах пола).

Износы отверстий и стержней возникают в резуль­тате трения качения (оси и отверстия в петлях дверей) или ос­лабления крепления узла заклепками или болтами; износы по­верхностей из-за систематической нагрузки, прилагаемой к по­верхности, например при перевозке сыпучих абразивных гру­зов в кузовах автомобилей самосвалов.

Конструктивные недоработки узлов кузова часто приводят не только к появлению повреждений, но осложняют их ремонт, а иногда и выполнение ремонтных операций вплоть до необходи­мости замены поврежденного узла новым. Конструктивные недо­работки в кузове, осложняющие его ремонт, имеют место глав­ным образом потому, что на автомобильных заводах недоста­точно полно учитывают требования автотранспортных и авторе­монтных предприятий к конструкции кузова.

 

3.4. Технологический процесс ремонта заменой поврежденных деталей

 

Рассмотрим процессы замены заднего крыла автомобиля после общей раз­борки кузова, так как данный вид ремонта наиболее часто встречается в практике ремонтных предприятий.

 

 

Рис. 4 Замена заднего крыла легкового автомобиля: а - разметка линии среза крыла, б - вырезы на фланцах.

Замену заднего крыла, приваренного к кузову автомобиля осуществляют следующим образом. Намечают карандашом или мелом линию среза по всему пери­метру старого крыла таким образом, чтобы оставить полосы шириной 20 - 30 мм на передней части крыла, по арке проема колеса и верхней части крыла - до его фланца (рисунок 4а). Старое крыло осторожно вырезают по разметке зачистной ма­шинкой с отрезным абразивным кругом или зубилом и ножни­цами для резки листового металла, чтобы не повредить внут­ренние детали корпуса, укрепленные к кузову под крылом в местах выреза. Если после удаления старого крыла оставшиеся на кузове фланцы верхней его части не позволяют тщательно подогнать новое крыло по месту его крепления, эти фланцы уда­ляют. Высверливают точки контактной сварки со стороны прива­ренного фланца на глубину его толщины и отсоединяют фланец от кузова с помощью плоскогубцев или тонкого острого зубила. Для высверливания сварных точек следует использовать свер­ло диаметром 6 мм, заточенное под углом 150 - 160°. После обрезки крыла тщательно подравнивают и зачищают до металлического блеска поверхности фланцев, к которым над­лежит приваривать новое крыло. На последнем делают выре­зы радиусом 5 -7 мм с шагом 40 - 50 мм по всему периметру, подлежащему приварке (рисунок 4б). Устанавливают и подго­няют по месту крепления новое крыло и плотно прижимают его с помощью струбцины. Сварку производят только по кромкам выкусов в такой последователь­ности: приваривают в трех-четырех местах верхнюю переднюю часть, затем нижнюю заднюю часть сверху в районе фонаря, а после этого по арке проема колеса и т.д. до окончательной приварки крыла. В процессе сварки и после ее окончания сварной шов проковывают молотком, используя поддержку, а затем тщательно зачищают шов до ме­таллического блеска.

 

3.5. Технологический процесс правки деформированных панелей и проемов механическим воздействием

 

Как правило, вмятины в панелях кузовов и оперения, где металл после удара не растянут, выравнивают выдавливанием или вытягиванием вогнутого участка до придания ему правильного радиуса кривизны. При большом растяжении металла образуются выпучины, которые нельзя исправить рихтовкой. Правку выпучины можно выполнять в холодном или нагретом состоянии. Устранение выпучины в холодном состоянии основано на растяжении металла по концентрическим окружностям или по радиусам от выпучины к неповрежденной части металла (рисунок 2). При этом образуется плавный переход от наиболее высокой части выпучины к окру­жающей ее поверхности панели.

Рис. 5 Способ правки

(б) в панелях кузова выпучин

(а) без нагрева: 1 - выпучина, 2 - панель, 3 - участки панели, подлежащие рас­тягиванию ударом молотка, 4 - радиус кривизны панели после правки выпучины, 5 - схема направле­ния ударов молотка (указано стрелками)

Значительное растяжение металла, имеющее место при устранении выпучины рихтовкой в холодном состоянии, увеличивает истинную поверхность металла на ремонтируемом участке. В результате коррозионная стойкость металла ухудшается. Поэтому правку неровных (волнистых, небольших вогнутых поверхностей) металлических панелей кузовов и оперения механическим способом рекомендуется выполнять разглаживанием спе­циальными устройствами, выдавливанием или вытягиванием с помощью указанных ниже приспособлений, а выпучины править с применением нагрева. Для правки труднодоступных мест используют изогнутые поддержки-лопатки (рисунок 3а), конец которых можно ввести между внутренними и наружными панелями кузова через зазоры или монтажные люки (рисунок 3б).

Рис. 6

Поддержки (а) для правки участков, закрытых внутренними панелями и схема правки с их помощью крышки багажника (б): 1 - поддержка, 2 - внутренняя панель, 3 - вмятина, 4 - рихтовочный молоток, 5 - наружняя панель

Рихтовка незначительных вмятин на панелях крыши, дверей, капота, багажника, крыльев и других лицевых панелей и приемы ее выполнения показаны на рисунке 4.

Рис. 7 Рихтовка незначительных вмятин на панелях (крыши, дверей, капота)

Для правки труднодоступных мест используют изогнутые поддержки-лопатки (рис. 3а), конец которых можно ввести между внутренними и наружными панелями кузова через зазоры или монтажные люки (рис. 3б). Рихтовка незначительных вмятин на панелях крыши, дверей, капота, багажника, крыльев и других лицевых панелей и прие­мы ее выполнения показаны на рисунке 4. Исправление вмятин на кузовах, имеющих закругленную (овальную) лицевую поверхность (рисунке 8), всегда начинают с периферии вмятины и продвигаются к ее центру.

Рис. 8

Последовательность исправления вмятин на деталях кузова, имеющих закругленную (овальную) лицевую поверхность Устранение небольших деформаций в панелях в некоторых случаях можно осуществить с помощью рычага-прижима. Приемы работы с этим инструментом, а также с молотком и рычагом-прижимом приведены на рисунке 8. Рисунок 8 Исправление деформированного участка с помощью рычага-прижима. Исправление вмятин с помощью молотка и рычага-прижима При использовании для рихтовки не­больших деформационных участков специального рихтовочного молотка (имеет насечку) и наковальни-поддержки металл «не плывет», его длина восстанавливается до первоначальных форм и размеров.

Правка прогиба в крыше с помощью растяжки показана на рисунке 9а, а перекоса в дверном проеме - на рисунке 9б.

 

Рис. 9

Правка прогиба в крыше (а) кузова и устранение перекоса в дверном       проеме (б)










double arrow
Сейчас читают про: