Охрана труда, окружающей среды и противопожарная защита

6.1. Общая характеристика организации работы

по охране труда

 

Техника безопасности - система организационных и технических мероприятий, снижающая и предупреждающая случаи производственного травматизма, случаев профессионального заболевания и обеспечения условий для наибольшей производительности труда.

Согласно ПОТ РМ-027-2003 «Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте»:

При нанесении защитных покрытий возможны следующие опасности:

1) во время очистки автомобиля – возможно соприкосновение кожи рук с агрессивными, раздражающими кожу моющими и очищающими средствами;

2) при разборке автомобиля на узлы, агрегаты и детали, последующей сборке – возможны телесные повреждения при неосторожном обращении с инструментом:

3) при работе с подъемником - поражение электрическим током;

4) во время выполнения операций по антикоррозийной обработке кузова автомобиля – вредное воздействие на органы дыхания и органы зрения, распыляемых составов и испарения растворителя.

По результатам анализа можно сделать вывод, что за прошедшее время количество работающих на участке увеличилось. Количество несчастных случаев имеет тенденцию к снижению. Для дальнейшего снижения травматизма необходимо проводить с рабочими плановые инструктажи по охране труда, а также обновить инструменты и оборудование.

Автомобили на участок заезжают «своим ходом», а следовательно выброс вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах происходит как без нагрузки (холостой ход), так и с нагрузкой (во время движения). При этом расчет выбросов загрязняющих веществ различен.

На режиме холостого хода выброс загрязняющих веществ определяется в зависимости от рабочего объема испытываемого двигателя. При движении под нагрузкой выброс загрязняющих веществ зависит от средней мощности двигателя.

6.2. Освещение

 

В своде правил СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение» указаны приведенные ниже виды освещения:

Естественное – создается за счет природных (естественных) источников света, которыми выступают солнечные прямее лучи или диффузный (отраженный) свет небосвода. Для человека это наиболее благоприятный и биологически ценный вид освещения – к нему глаз человека максимально приспособлен. Естественное освещение подразделяют на верхнее (при котором освещение осуществляется через проемы, имеющиеся на участках с перепадами высоты строения), боковое (свет поступает через проемы (окна) в наружных стенах) и комбинированное (сочетание верхнего и бокового освещения). Главный недостаток – непостоянство яркости естественного освещения, которое зависит как от времени суток, так и в немалой мере – от времени года

Искусственное – создается за счет внутреннего искусственного освещения за счет использования газоразрядных ламп, ламп накаливания и (все активнее применяемое в последнее время) светодиодных светильников. Искусственное освещение подразделяют на рабочее, охранное, аварийное (эвакуационное и освещение безопасности) и дежурное (для нерабочего времени)

Комбинированное – совместное использование дневного (естественного) освещения и искусственного

Освещенность производственных помещений, нормы которых определены в СНиП, должна соответствовать требованиям:

Равномерность распределения яркости по всему объему производственного помещения. Важную роль в создании однородного и равномерного освещения играет окраска стен и потолка в светлые тона отсутствие теней, особенно – движущихся (динамических) на рабочем месте. Согласно статистике, именно динамические тени служат причиной роста случаев травматизма:

 

Рис. 11

- отсутствие отраженной и прямой блеклости в поле зрения работающих, пренебрежение этим правилом приводит к ослеплению персонала

- стабильность освещения

- спектральные характеристики используемых осветительных приборов должны обеспечивать максимально правильную и достоверную цветопередачу

- безопасность используемой светотехники для персонала

Измерения уровня освещенности осуществляется в Люксах (общепринятое сокращение - Лк), 1 Лк – это освещение квадратного метра 1 люменом. Для нормирования и стандартизации на предприятиях уровня освещенности в гигиенической практике используют КЕО – коэффициент естественной освещенности, величина которого напрямую зависит от характера работ – чем больше требуемая точность выполнения операций, тем, соответственно, и выше значение КЕО.

 

6.3. Производственный шум и вибрация

 

При проектировании и эксплуатации автотранспортных предприятий следует предусматривать меры по снижению уровней шума, общей и локальной вибрации на рабочих местах в соответствии с ГОСТ-12.1.003-83 "ССБТ. Шум. Общие требования безопасности", СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах. Предельно допустимые уровни».

Уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентные уровни звука и уровни звука на рабочих местах не должны превышать допустимых уровней в соответствии с действующими нормативами.

Для снижения воздействия на работающих шума и вибрации необходимо технологическое оборудование, при эксплуатации которого возникает шум и вибрация (компрессоры, испытательные стенды, вентагрегаты, и т.д.), сосредотачивать в отдельных изолированных помещениях, устанавливать на виброгасящие конструкции (прокладки, коврики, изолированные от пола фундаменты, "плавающие полы" и т.д.) и при необходимости заключать в звукоизолирующие кожухи, используя при этом материалы, обладающие звуко-вибропоглощающими свойствами; при невозможности добиться снижения параметров шума нарабочих местах до регламентированного уровня вышеназванным методом, необходимо оборудование на рабочих местах шумо-виброзащитных кабин и обеспечения рабочих средствами индивидуальной защиты.

 Измерение звукового давления в октавном спектр" частот, эквивалентных уровней шума, параметров общей и локальной вибрации на рабочих местах следует проводить в соответствии с ГОСТ 20445-75 "Здания и сооружения промышленных предприятий. Методы измерения уровней шума на рабочих местах". ГОСТ 12.1.043-84 «Вибрация. Методы измерения на рабочих местах и в производственных помещениях», другой нормативной документацией при рабочем режимы работы оборудования.

Периодичность контроля уровня шума и ви6рации на рабочих местах определяется действующими гигиеническими регламентами, внеочередной контроль названных параметров производится после ремонта, замены и модернизаци производственного оборудования или его отдельных узлов, вентсистем.

 

 

6.4. Требование к технологическим процессам и оборудованию

 

В документе СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» предоставлены требования к технологическим процессам и оборудованию.

К процессам: мало шумность, электробезопасность, технологические процессы должны быть максимально безвредны для людей и окружающей среды.

К оборудованию: оборудование должно быть расположено так, чтобы максимально экономить движения, и оно должно максимально экономить движения, и оно должно максимально экономить усилия, оборудование должно быть в исправном состоянии не допускают повреждения корпуса, ручки инструмента.

Изолирующие средства защиты деются на основные и дополнительные. Основные изолирующие средства защиты надежно выдерживают рабочее напряжение электроустановки и позволяют обслуживающему персоналу касаться тока ведущих частей, находящихся под напряжением. Дополнительные изолирующие средства защиты являются добавочной мерой к основным средствам защиты. Они не рассчитаны на напряжение электроустановки, а поэтому сами по себе не могут обеспечить безопасность обслуживающего персонала. Для защиты рабочих предусматривается диэлектрическая обувь (галоши, сапоги), диэлектрические коврики и изолирующие накладки и подставки. Все средства защиты подвергаются испытаниям после их изготовления и периодически в процессе их эксплуатации. Исключение составляет диэлектрические ковры и изолирующие подставки, и все же их нужно периодически осматривать и очищать от грязи так же к средствам защиты следует отнести защитные очки, брезентовые и резиновые рукавицы, фартуки, респираторы и др. Электрический ток при не соблюдении правил ТБ и мер предосторожности представляет большую опасность для людей, так как по сравнению с другими видами травматизма не СТО электротравмвтизм носит тяжелый характер и может привести к смертельному исходу.

 

6.5. Электробезопасность

 

Источниками статического электричества на участке являются: зоны около электротехнического оборудования на постоянном токе.

Для защиты от статического электричества используют заземление. Заземление

Заземление электропроводных частей технологического оборудования производят, используя обычное защитное заземление от поражения электрическим током; или используя заземление только для отвода электростатических зарядов, в этом случае его электрическое сопротивление может быть повышено до 100 Ом.

Для заземления неметаллических элементов машин и оборудования на их поверхность наносят электропроводные покрытия; тканевые материалы пропитывают веществами, увеличивающими электропроводность.

Для увеличения интенсивности стекания электростатических зарядов с элементов машин, воздух в помещении увлажняют.

Защита от поражения электрическим током.

Вся электропроводка должна быть внутренней (скрытой), имеющей надежную электро- и гидроизоляцию.

Для защиты от поражения электрическим током применяются:

- электрическое разделение сети. При разделении разветвлённой электрической сети большой напряжённости на ряд небольших сетей такого же напряжения, обладающих небольшой ёмкостью и высоким сопротивлением изоляции, при помощи разделительных трансформаторов, опасность поражения электротоком резко снижается.

- контроль и профилактика повреждений изоляции. Эксплуатационный контроль изоляции на работающем оборудовании производится в сроки, установленные ПТЭ и ПТБ электротехническим персоналом при помощи мегомметров.

При вводе в эксплуатацию новых или отремонтированных электроустановок производятся приёмо-сдаточные испытания с контролем сопротивления изоляции.

- защита от случайного прикосновения к токоведущим частям состоит в обеспечении недоступности токоведущих частей установок посредством ограждения, расположения их на высоте и в недоступных местах. Применяют сплошные и сетчатые ограждения с различными блокирующими устройствами, защитные кожухи. При напряжении свыше 1000 В опасны даже изолированные провода и приближение к токоведущим частям. При напряжении до 1000 В изоляция проводов обеспечивает достаточную защиту от напряжения прикосновения.

- защитное заземление преднамеренное электрическое соединение с землёй металлических нетоковедущих частей установок, которые могут оказаться под напряжением. Защитное заземление применяется в сетях напряжением до 1000 В с изолированной нейтралью, а также в сетях с напряжением свыше 1000 В с изолированной и заземлённой нейтралью. При нарушении изоляции фаз защитные свойства заземления резко снижаются. В сети с заземлённой нейтралью чем меньше будет электрическое сопротивление корпуса установки по сравнению с сопротивлением заземления нейтрали, тем выше будут защитные свойства заземления.

- зануление преднамеренное электрическое соединение с нулевым защитным проводником металлических нетоковедущих частей установок, которые могут оказаться под напряжением. Зануление применяют в четырёхпроводных сетях напряжением до 1000 В. с глухозаземлённой нейтралью. Шины и провода защитного заземления (зануления) должны быть доступными для осмотра и окрашены в черный цвет.

- устройства защитного отключения. Быстродействующая защита, обеспечивающая автоматическое отключение электроустановки при замыкании фазы на корпус, снижении сопротивления фаз относительно земли ниже определённого предела, и.т.д. При выходке контролируемых параметров за допустимые пределы подаётся сигнал на защитно-отключающее устройство, обесточивающее установку или электросеть. УЗО должны обеспечивать отключение неисправной установки не более, чем за 0,2 с.

Основные изолирующие средства, выдерживающие напряжение длительное время в сетях до 1000 В:

- изолирующие штанги, изолирующие электроизмерительные клещи, диэлектрические перчатки, слесарно-монтажный инструмент с изолированными рукоятками, указатели напряжения. В сетях свыше 1000 В:

- изолирующие штанги, изолирующие электроизмерительные клещи, указатели напряжения.

 

6.6. Пожарная безопасность

 

Первичное средство пожаротушения на участке - специальный пожарный щит с набором: пенных огнетушителей ОВП У-250 - 2, углекислотных огнетушителей - 4, плотного полотна (асбест, войлок) - 1, ломов - 2, багров - 3, топоров - 2. Пожарный щит должен быть установлен на видном и легкодоступном месте, по возможности ближе к выходам из помещений. В составе пожарного щита песок может быть заменен флюсами, карналлитом, кальцинированной содой или другими негорючими сыпучими материалами.

Порядок размещения, обслуживания и применения огнетушителей и установок пожаротушения должен поддерживаться в соответствии с инструкциями заводов - изготовителей и действующими нормативно-техническими документами. Углекислотные огнетушители должны предохраняться от нагревания выше 50°C и действия солнечных лучей.

Порядок действий при пожаре должен соответствовать требованиям ППБ-01-93 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации». При возникновении пожара действия администрации предприятия, начальника участка, начальника ДПД в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности и эвакуации людей.

По каждому происшедшему на предприятии пожару администрация обязана выяснить все обстоятельства, способствовавшие возникновению и развитию пожара, и осуществить необходимые профилактические мероприятия

Организация шиноремонтных работ должна обеспечивать пожарную безопасность в соответствии с требованиями ППБ-01-93. Работы по приготовлению резинового клея и нанесению его на склеиваемые поверхности должны производиться в изолированном помещении. Запрещается хранить бензин, клей и другие воспламеняющиеся и горючие материалы вблизи отопительных и вулканизационных установок.

Техническое наблюдение должно осуществляться выделенными работниками из отдела главного энергетика (главного механика), назначенными приказом по предприятию.

 

6.7. Охрана окружающей среды

 

Большое влияние на окружающую среду оказывают автотранспортные предприятия, в особенности, эксплуатируемые ими автомобили. Автомобильный транспорт отравляет вредными выбросами выхлопных газов воздух, загрязняет территории топливно-смазочными материалами, является источником повышенного шума и электромагнитных излучений. Общая картина загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом в настоящее время, по мнению многих экспертов, удручающая и продолжает ухудшаться.

Уровень выбросов в атмосферу вредных веществ автомобильным транспортом составляет 35-40% из всех загрязнений, что составляет около 22 млн. т в год.

Основная причина загрязнений воздушной среды – отработавшие газы автомобильных двигателей, содержащие более 200 наименований вредных веществ и соединений (окись углерода, оксиды азота, углеводороды, двуокись серы, свинцовые соединения и т.д.)

Отравляется не только воздушная среда, но и водные ресурсы. Основные загрязнения – нефтепродукты, тетраэтилсвинец, органические растворители и гальванические сбросы, грязевые отложения, продукты коррозии и т.п. СТО сбрасывают в водоемы более 3,4 млн. м3 неочищенных сточных вод.

Автомобильный транспорт – основной источник городского шума. Шум у 60% населения вызывает различные болезненные реакции.

Поэтому, основной задачей, стоящей перед СТО, является снижение количества вредных выбросов в атмосферу и усовершенствование очистных сооружений.

СТО должны обеспечить выполнение нормативов, ГОСТов на предельно допустимые концентрации вредных веществ в отработанных газах. Особое внимание надо уделить очистке сточных вод. Снижению токсичности и аэрозольных выбросов на всех стадиях ТО и ремонта подвижного состава.

В гараже автотранспортного предприятия для снижения вредного влияния подвижного состава на окружающую среду предлагается внедрить следующие мероприятия:

- своевременная и качественная регулировка системы питания двигателей и выпуска отработавших газов путем внедрения дополнительного диагностического оборудования;

- сливать отработанные жидкости, масла, кислоты в специальные емкости для последующей их утилизации на специальных заводах.

- разработка очистных сооружений на посту мойки автомобилей, дающих высокую степень очистки воды, что позволит направить ее вновь на мойку;

- произвести озеленение территории предприятия.


 


Выводы и заключение

 

Выполнив данный дипломный проект, мы изучили теоретические основы проектирования, организации и конструирования на проведение обслуживания ремонта транспортного средства на СТО. Кроме того, рассчитали производственную программу технического обслуживания и ремонта автомобилей, рассчитали трудоемкость ремонтных работ и численность рабочих по проведению технического обслуживания и ремонта автомобилей, изучили неисправности и отказы, а также методы кузовного ремонта, подобрали необходимое оборудования для участка, рассчитали годовые затраты на выполнение работ по ремонту кузовов легковых автомобилей, составили смету затрат и калькуляцию себестоимости работ участка.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что

1. Общий пробег автомобилей составил 5040000 км.

2.  Количество технических воздействий на год: ТО = 2100 ед.

3. Суммарная трудоёмкость технических обслуживаний, текущего ремонта = 38862 чел. ч.

4. Трудоемкость участка составляет 8550 чел.ч.

5. Численность ремонтных рабочих составляет 9 человек.

6. Численность рабочих на участке составляет 2 работник.

7. Эффективный фонд рабочего времени составил 3900 час.

8. Общая производственная себестоимость составила 11059939 руб.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: