Воля и личность. Произвольная и волевая регуляция в деятельности и отдельных действиях

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внешних и внутренних препятствий.

Успешность и результативность любых видов деятельности человека зависит от воли.

Благодаря функционированию воли, человек способен преодолевать внешние и внутренние препятствия на пути к достижению цели. Воля является важным компонентом психики и неразрывно связана с мотивами, познавательными и эмоциональными процессами.

Воля человека – это власть над самим собой, своими чувствами, страстями, стремлениями, способность к самоуправлению, сознательное регулирование поведения и деятельности.

Волевое поведение – все действия, которые совершаются не внутреннему побуждению, а по необходимости. Если у субъекта есть потребность и мотив деятельности, т. е. заинтересованность в ее осуществлении, то мотивация осуществляется следующим образом:

Мотивация→ целеобразование→ планирование→ результат→ рефлексия (осмысление,

анализирование). – Поведение, которое развивается таким образом, называется – произвольным поведением, т.е. специально организованным и управляемым.

Схема структуры волевого поведения: Цель→ мотивация (целеобразование) →постановка задачи→ этап планирования→ результаты→ рефлексия (может быть, может не быть). Необходимость волевой регуляции возникает при недостатке побуждения к действию, которое должно быть осуществлено, здесь человек действует не по желанию, а по необходимости.

Поведение без актуально переживаемой потребности, но имеющее общественную ценность, называется волевым поведением.

Особенности произвольной регуляции; 1) Намеренность осуществления произвольного поведения (не только у человека). Осознанность – не гарант произвольности (алкоголик осознает, но пьет) У животных- зачаточная форма произвольности; 2) Преображение процессов нового значения (Свет, предъявление пищи затем удаление пищи- собака будет сгибать лапы, то при следующем включении света -будет разгибать лапы); 3) Процесс должен быть представлен в ощущениях, чтобы стать произвольным (мы не ощущаем сужение сосудов, сердцебиение. Надо сделать сердцебиение слышимым через наушники. Некоторые могут управлять сердцебиением); 4) Формируется в ситуации социальной или жизненной необходимости; 5) Она не вынужденная, не обязательная; 6) Направленна на достижение результата.

Специфика произвольной регуляции человека: 1) Осознанность; 2) Опосредованность; 3) Выход за пределы актуальных потребностей; 4) Социальность.

Этапы развития произвольной регуляции: 1) Произвольная регуляция у животных; 2) Произвольные процессы человека (опосредованы, сознательны); 3) Волевая регуляция.

Воля – способность человека действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, преодолевая внутренние препятствия. Это- произвольная форма мотивации. В результате ведущим мотивом становится сознательно поставленная цель

       Функции воли на примере с утренней пробежкой:

1) Селективная функция: выбор мотивов и целей при их конфликте (нужно выбрать один мотив из нескольких конкурирующих: «спать», «встать», «поваляться в постели и посмотреть телевизор»).

2) Инициирующая функция: восполнение дефицита побуждения к действию при отсутствии его достаточной мотивации (реализована, если вам удалось усилием воли заставить себя одеться и выйти на улицу).

3) Ингибирующая функция: ослабление избыточной мотивации при нежелательности действия (с помощью воли вам необходимо будет ослабить действие актуального мотива «спать»).

4) Стабилизирующая функция: поддержание выбранного уровня выполнения действия при наличии помех (может встретиться продуктовый магазин и актуализироваться новый пищевой мотив и возникнет цель – «зайти туда на минутку и купить свежего хлеба к завтраку», но вы будете сохранять темп бега и не отвлекаться).

5) Произвольная регуляция внешних и внутренних действий и психических процессов.

Механизмы воли – такие процессы, с помощью которых можно произвольно усиливать одни побуждения и подавлять противоположные. (Т.е. волевое действие включает борьбу мотивов!)

Способы реализации волевого действия(механизмы):

1) Через изменение позиции субъекта (отстающим ученикам поручили опекать школьников младших классов; смена позиции с «ученика» на «учителя, наставника» привела к изменению самого смысла учебы и, как следствие, к повышению настойчивости в овладении учебной программой/взять друга в качалку).

2) С помощью предвосхищения последствий того или иного действия (пример П.В.Симонова: когда ему не хватило смелости для прыжка с парашютом, он подумал о своем товарище, который не решился прыгнуть и представил, как тому стыдно было смотреть в глаза друзьям, Симонов прыгнул с парашютом).

3) С помощью включения этого действия как средства в другую деятельность. ( Я хочу стать психологом, я должен знать и понимать этот материал)

4) С помощью установления связи с реально действующим сильным мотивом (/женщина, которая решила соблюдать диету, может укрепить свою волю, сказав себе: «Если я продержусь неделю, то куплю себе новое платье»).

Способность к совершению волевых действий (поступков) формируется по мере развития личности и воплощается в устойчивые личностные качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, решительность, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, смелость и др. «Безвольная личность» характеризуется нерешительностью, внушаемостью, слабоволием, упрямством. Упрямство часто путают с истинным проявлением воли.

Черты волевого поведения:

1) По ситуации. Возникает, когда побуждение к действию слабо или нежелательно.

2) По психическому статусу. Действует с двумя смыслами. Один – реальный, другой воображаемый.

3) По организации. Волевое действие дважды произвольное по способу осуществления и по способу мотивации.

26. Проблема мотивации в психологии. Основные теоретические подходы к изучению мотивации. Мотивы и мотивации поведения

Мотив-(побудительная причин). В современной психологии мотивом именуют психическое явление, становящееся побуждением к деятельности. Под мотивацией понимают совокупность факторов, энергетизирующих и направляющих мышление и поведение. Проблема мотивации, таким образом, сводится к созданию некоторой теории, позволяющей определить исходные причины, а также группы переменных (как внешних, так и внутренних), задающих то или иное направление, ту или иную траекторию поведения индивида.

Если мышление в учебной деятельности – механизм, то мотивация – мотор. Мотивационные процессы, наряду с эмоциональными, относятся к разряду регулятивных компонентов психического функционирования, они расцениваются как то, что инициирует поведенческий акт и придает ему внутреннюю, субъективную окраску. Механизмы функционирования мотивации в разных психологических теориях описываются по-разному.

Бихевиоризм. С точки зрения бихевиористов исходная причина любого действия человека или животного – физиологическая потребность. Если бы все физиологические потребности были удовлетворены, наступила бы полная праздность. Причем сторонниками данного подхода отмечается, что одни потребности удовлетворяются автоматически (пылинка в глазу, рука, прикоснувшаяся к горячему и др.), другие вызывают более сложное поведение. Животные обычно выполняют массу действий, чтобы просто поесть. Подобным образом объясняют бихевиористы и более сложные формы человеческого поведения. Человек помогает другим людям, потому что рассчитывает на их помощь в будущем. Конечно, современный бихевиоризм менее категоричен в оценках, но в целом подход сохраняется. Процесс научения, или выработки определенного варианта поведения, возможен при наличии двух основных условий: наличия потребности и того, что эту потребность может удовлетворить – подкрепления.

Гешталътпсихология. Представители гештальтпсихологии и, в первую очередь К. Левин, занимавшийся не познавательными процессами как большинство гештальтистов, а регулятивными (мотивация, целеполагание, контроль поведения), создали собственную теорию мотивации. По утверждению К. Левина, основным механизмом мотивации является не снятие локального напряжения, вызванного возникшей потребностью (как у бихевиористов и сторонников психоанализа), а уравновешивание по отношению к общей системе. Характеризуя эту общую систему, К. Левин вводит в качестве метафоры понятие "поле". Потребностью по К. Левину является напряжение в определенной области этого поля. Все потребности он делит на две большие группы: истинные, или базовые, потребности и квазипотребности (намерения и цели).

По мнению К. Левина, поведение человека – функция двух переменных: личности и окружения. Наличие этих двух переменных не означает, что во всех случаях оба эти фактора оказывают на поведение равное по степени воздействие. В одних случаях действия человека определяются преимущественно ситуацией, или полем, и это поведение он назвал "полевым". В других, напротив, человек действует под влиянием собственных потребностей, нередко преодолевая противостояние поля. Это поведение К. Левин именовал волевым.

Психоанализ. Сторонники психоаналитической теории усматривали основы мотивации в стремлении человека удовлетворить врожденные инстинкты – соматические потребности организма. Неудовлетворенные потребности вызывают напряжение, от которого человек стремится избавиться. Согласно З. Фрейду, основных инстинктов два: инстинкт жизни, побуждающий к самосохранению и воспроизведению себе подобных, и инстинкт смерти – воля к разрушению, уничтожению. Влияние этих мощных начал самим человеком не осознается. А поскольку общество нс позволяет людям, беспрепятственно следуя этим инстинктам, удовлетворять свои главные потребности, то мысли о запретных желаниях изгоняются в глубины подсознания.

Гуманистическая психология. В качестве антипода психоаналитического подхода позиционировала себя гуманистическая психология. По мнению К. Роджерса, основная мотивирующая сила человеческого поведения – реализация индивидом своих способностей и потенций. Главное в человеке – предопределенное, заданное изначально стремление к самореализации и самоосуществлению. Люди изначально ориентированы на то, чтобы приблизить "Я-идеальное" к "Я-реальному".

Наибольшую популярность в психологической литературе получила концепция А. Маслоу, предложившего выделять пять основных групп мотивов. Нет необходимости останавливаться на ней подробно, поскольку она широко известна. А. Маслоу полагал, что все эти мотивы инстинктоподобны и имеют врожденный характер. Актуализация мотивов зависит от того, удовлетворены ли потребности более низкого уровня. Их удовлетворение, но мнению автора, является необходимым условием перехода на следующий уровень. Другой представитель гуманистической психологии Г. Олпорт предложил более радикальный подход. Он полагал, что нормальный взрослый человек функционально автономен, а потому его мышление и поведение мало зависят от нужд тела. Человек, по мнению Г. Олпорта, сознателен, высокоиндивидуален и не находится во власти инстинктов бессознательного, как полагали сторонники психоанализа.

Когнитивная психология. В недрах когнитивной психологии сформировалось несколько теорий мотивации. Общим для них является представление о том, что на мышление и поведение человека прежде всего влияют его знания и представления о мире. Когнитивисты полагают, что инициирует и направляет поведение индивида когнитивная репрезентация реальной ситуации, понимание ее причин и последствий.

Одной из наиболее полярных теорий мотивации, рожденных в недрах когнитивной психологии, является теория "когнитивного диссонанса" Леона Фестингера. В наших головах, утверждал Л. Фестингер, постоянно теснится множество знаний, мнений, убеждений. Нередко они противоречат друг другу. Это несоответствие, или когнитивный диссонанс, переживается личностью как состояние дискомфорта. Человек пытается от него избавиться, восстановить внутреннее согласие, что и заставляет его действовать. Таким образом, когнитивный диссонанс по Л. Фестингеру – противоречие между двумя или более когнициями. В итоге, переживаемый личностью дискомфорт вызывает стремление восстановить внутреннюю гармонию. Само понятие когниции трактуется автором очень широко и понимается как любое знание, мнение или убеждение, касающееся окружения, себя и собственных действий.

Другие сторонники когнитивной психологии, также, как и Л. Фестингер, будучи склонны к утверждению о стремлении человека к стабильности, устойчивости, непротиворечивости мира, предложили несколько иной подход к объяснению мотивации поведения человека. Например, Ф. Хайдегер – "теорию баланса", в которой он рассматривал социальную ситуацию как совокупность элементов и связей между ними. Одни сочетания этих элементов и связей устойчивы и сбалансированы, другие, напротив – дисгармоничны и не сбалансированы. У людей наблюдается стремление к непротиворечивым, сбалансированным, гармоничным ситуациям, а несбалансированные ситуации вызывают чувство дискомфорта. Стремление восстановить баланс, потребность гармонизировать окружение инициирует поведение.

При объяснении процессов мотивации поведения в когнитивной психологии применяется и теория "сценариев и контрафактов". Авторы ее Р. Шенк и Р. Абельсон используют понятие "сценарий" для обозначения организованных единиц стереотипной информации. Речь идет об информации, отражающей обычную, привычную картину и последовательность событий. При этом предполагается, что человек не только заучивает возможные сценарии событий, но и создает их сам, прогнозируя возможный ход событий. Эти сценарии, в свою очередь, начинают играть регулятивную, направляющую роль по отношению к поведению. Люди создают своеобразные когнитивные схемы прошлого и будущего. И эти схемы-сценарии влияют на то, что может случиться.

Мотивация поведения

Мотив – это такой процесс, который управляет поведением человека, способствуя его организованности, направленности, активности и устойчивости. Считается также, что мотив – это некий обобщённый образ материальных или идеальных предметов, которые представляют ценность для индивида.

Достижение этих предметов является для него смыслом деятельности. Человеку мотив представляется в виде особых переживаний, которые могут иметь как положительный характер (при ожидании достижения этих предметов), так и отрицательный (при осознании неполноты своего положения, отсутствия у себя этого предмета). Впервые понятие «мотивация» в психологии употребил Шопенгауэр.

В наше время слово «мотивация» в психологии понимается по-разному. Одни исследователи считают, что это совокупность процессов, отвечающих за побуждение и деятельность; а другие полагают, что это чисто психическое явление, представляющее собой совокупность мотивов.

Что же такое мотивация в психологии по своей сути? Данное понятие используется там, где говорят о достижении определённой цели и конкретных путях этого достижения. Известно, что одной и той же цели можно достичь разными путями. Так, если человек желает стать богатым, то он может устроиться на работу в престижной компании, открыть своё дело, написать хорошую книгу, заняться преступной деятельностью… И наоборот – одно и то же действие может совершаться с разной целью. Кроме того, желание достичь конкретной цели тоже может объясняться своими соображениями. Зачем человек хочет разбогатеть? Кто-то хочет купить особняк у моря, кто-то – жениться, кто-то – профессионально заняться любимым делом (а не тем, что только приносит доход). В таких случаях говорят, что человеком руководят определённые мотивы.

Обычно человеком, организующим какую-то деятельность и достигающим определённой цели, руководят сразу несколько мотивов, поэтому психологи говорят о той или иной мотивации. Проблема мотивации в психологии является одной из самых сложных. Нередко человек сам не осознаёт, какими именно мотивами он руководствовался, когда производил какие-то действия. Бывают скрытые мотивы, связанные с какими-то воспоминаниями, страхами и др. Такие мотивы не отображаются в сознании и действуют на подсознательном уровне; человек лишь ощущает какое-то смутное напряжение, дискомфорт, который он стремится преодолеть с помощью определённых действий.

Таким образом, цель – это то, чего мы хотим достичь, а мотив – причина, по которой мы хотим этого достичь. Под мотивацией в психологии понимается как совокупность мотивов, управляющих поведением индивида, так и сам процесс этого управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: