Отношениях с партнером

 

Для изучения соотношения представлений о реальных и идеальных отношениях с партнером применялся графический метод «Круги взаимоотношений» (Т. В. Румянцева) изучения эмоциональных отношений – испытуемым предлагалось изобразить себя и партнера в виде двух кругов. В результате выявлены существенные различия в представлениях молодых людей о реальных и идеальных взаимоотношениях. Полученные данные представлены на рис. 1, 2

 


1. Дистанцированность;

2. Наличие общей точки соприкосновения;

3. Совпадение интересов менее чем на ½;

4. Совпадение интересов на ½;

5. Совпадение интересов более чем на ½;

6. Отношения поглощения/растворения;

7. Доминирование испытуемого над партнером;

8. Доминирование партнера над испытуемым;

9. Равноправие.


 

Рис. 1. Дифференцированные группы студентов по представлениям о реальных и идеальных отношениях в паре (в %). Замер №1.

Изображая на рисунке отношения в виде двух кругов, в замере №1 не было обнаружено статистически значимых различий. Однако следует отметить, что реальные отношения испытуемые представляют как два куга отдельные друг от друга (32,0%), что может являться показателем некоторой эмоциональной холодности, дистанцированности между партнерами, увлеченностью каждого своим делом. У 24,0 % студентов окружности совмещены менее чем на 1/2, а часть выборки (по 12,0 %) реальные взаимоотношения изобразили в виде кругов имеющих точку соприкосновения, совмещенных на ½ или же полностью совмещенных. При этом 60,0 % испытуемых видят себя в данных отношениях лидером, более значимой и ведущей фигурой, 24,0 % – видят свои отноения равноправными и лишь 16,0 % считают себя в паре «ведомым».

Идеальные представления о желаемых взаимоотношениях между партнерами практически не отличаются от вышепредставленных реальных.

 


1. Дистанцированность;

2. Наличие общей точки соприкосновения;

3. Совпадение интересов менее чем на ½;

4. Совпадение интересов на ½;

5. Совпадение интересов более чем на ½;

6. Отношения поглощения/растворения;

7. Доминирование испытуемого над партнером;

8. Доминирование партнера над испытуемым;

9. Равноправие.


 

Рис. 2. Дифференцированные группы студентов по количеству рисунков различного характера, отображающих реальные и идеальные отношения (в %). Замер №2

По окончании экспериментальной программы, проведенной со студентами, был произведен повторный замер, в котором были выявлены статистически значимые различия в замере идеальных и реальных представлений в паре, которые представлены в приложении 2.

Так, в замере №2 4,0 % испытуемых представляют свои реальные взаимоотношения в виде полностью совмещенных кругов и 32,0 % считают такие отношения идеальными (φ*=2,828). При этом в реальных отношениях часть студентов (36,0 %) оценивают себя как лидера в отношениях, более значимую фигуру. В идеальных же отношениях ведущее положение в паре хотели бы занимать лишь 16,0 % испытуемых (φ*=1,641).

В целом замер №2 выявил, что молодые люди воспринимают свои реальные взаимоотношения с партнером как достаточно дистанцированные и отдаленные (44,0 %), имеющие некоторую общность в определенных интересах, увлечениях, ценностях и т.д. (36,0 %). При этом испытуемые считают отношения равноправными (48,0 %) или же наделяют себя большей властью, лидерством и значимостью (36,0 %).

Идеальные взаимоотношения в замере №2 испытуемые представляют в виде полностью совмещенных окружностей, что отражает стремление партнеров «раствориться» друг в друге, желание проводить все время вместе, иметь одинаковые взгляды, интересы и т.д. У части испытуемых (16,0 %) возможно также желание одного из партнеров «поглотить» другого, управлять, подавлять его, при этом оставляя для себя свое личное пространство. Некоторые (по 28,0 %) либо совмещают окружности менее чем на ½, либо изображают их отдельно, что может быть связано со страхом «растворения в партнере», потери своей социальной активности, индивидуальности и интересов. При этом отмечается стремление (60,0 %) к равноправию партнеров.

В рисунках, где отношения изображены двумя равными кругами, что свидетельствует о равноправии, равном распределении прав и обязанностей между партнерами в паре, были также выявлены следующие статистически значимые различия между замерами: 48,0 % студентов в замере №2 и 24,0 % в замере №1 реальные отношения расценивают как равноправные (φ*=1,793). Идеальные отношения в виде равноправия партнеров представляют 60,0 % студентов в замере №2 и 36,0 % – в замере №1 (φ*=1,715).

Статистически значимые различия выявлены в восприятии реальных и идеальных взаимоотношений замера №1 и №2 представлены в таблице 3 приложения 3. Таким образом, в замере №1 (60,0 %) и замере №2 (36,0 %) (φ*=1,715) испытуемый рисует свой круг больше круга партнера, стремясь наделить свою фигуру большей значимостью, властью. Идеальными такие отношения считают 52,0 % студентов замера №1 и 16,0 % – замера №2 (φ*=2,786).

Некоторые студенты (12,0 %) в замере №2 и (4,0 %) в замере №1 рисуночно представляют свои отношения как соприкасающиеся круги, вероятно означающие, что наряду с автономностью и индивидуальностью интересов и предпочтений молодых людей, существует еще нечто общее, так называемая «точка соприкосновения».

Совмещение кругов менее чем на ½ свидетельствует о некоторой общности партнеров в определенных интересах, увлечениях, ценностях и т.д., но с преобладанием собственных. Так видят свои реальные отношения 24,0 % испытуемых в замере №1 и 36,0 % в замере №2, а идеальные соответственно 20,0 % в замере №1 и 28,0 % в замере №2.

У 12,0 % студентов в замере №1 и 4,0 % в замере №2, изображая свои реальные отношения, совмещали круги приблизительно на ½, что свидетельствует о наличии довольно обширного круга общих интересов и взглядов, при сохранении некоторого личного пространства. Идеальными такие отношения видят 4,0 % студентов замера №1 и 4,0 % в замере №2.

Расположение кругов испытуемых отдельно друг от друга свидетельствует о некоторой дистанцированности в паре, вероятности существования партнеров независимо друг от друга, наличии собственных интересов, увлечений, ценностей, не разделяемых избранником. Так, свои реальные отношения расценивают 32,0 % испытуемых замера №1 и 44,0 % замера №2, а идеальными такой вид отношений считают 32,0 % студентов замера №1 и 28,0 % замера №2. Вероятно, это может быть связано с довольно активной жизненной позицией молодых людей и нежеланием изменять ее, жертвовать своими интересами ради интересов своего партнера. Часть студентов в идеальных отношениях хотели бы иметь большую автономию, независимость от своего партнера.

 

Реальные взаимоотношения


1. Дистанцированность;

2. Наличие общей точки соприкосновения;

3. Совпадение интересов менее чем на ½;

4. Совпадение интересов на ½;

5. Совпадение интересов более чем на ½;

6. Отношения поглощения/растворения;

7. Доминирование испытуемого над партнером;

8. Доминирование партнера над испытуемым;

9. Равноправие.


 

Рис. 3. Дифференцированные группы студентов замера №1 и №2 по количеству рисунков различного характера, отражающих реальные отношения (в %).

 

Незначительное количество студентов в замере №1 и №2 (по 8,0 %) изображали реальные и идеальные отношения в виде кругов, совмещенных более чем на ½. Такое расположение можно рассматривать как стремление партнеров или одного из них занимать как можно больше жизненного пространства другого, иметь как можно больше общих интересов, взглядов, ценностей и т.д., либо желании оказывать довлеющее воздействие на партнера, быть в курсе большинства событий, которые с ним происходят, его эмоциональных состояний и т.д.

Полное совмещение кругов отражает стремление партнеров «растворриться» друг в друге, желание проводить все время вместе, иметь одинаковые взгляды, интересы и т.д. Возможно также желание одного из партнеров «поглотить» другого, управлять, подавлять его, при этом оставляя для себя свое личное пространство: 12,0 % в замере №1 и 4,0 % в замере №2 именно так видят свои реальные отношения. Идеальными такой тип отношений считают 24,0 % студентов в замере №1 и 32,0 % в замере №2.

 

 


1. Дистанцированность;

2. Наличие общей точки соприкосновения;

3. Совпадение интересов менее чем на ½;

4. Совпадение интересов на ½;

5. Совпадение интересов более чем на ½;

6. Отношения поглощения/растворения;

7. Доминирование испытуемого над партнером;

8. Доминирование партнера над испытуемым;

9. Равноправие.                           


 

Рис. 4. Дифференцированные группы студентов замера №1 и №2 по количеству рисунков различного характера, отражающих идеальные отношения (в %).

 

Следует отметить, что часть студентов (по 16,0 %) замера №1 и замера №2 нарисовали свой круг меньше круга партнера. Можно предположить, что таким образом они показывают значимость партнера, его лидирующую, авторитетную позицию и готовность ему подчиняться. Идеальными такие взаимоотношения представляют 12,0 % испытуемых замера №1 и 24,0 % замера №2.

Выявлены гендерные различия в восприятии реальных отношений в паре у молодых людей. 30 % юношей и 42 % девушек расценивают реальные отношения с партнершей (партнером) как автономные, где каждый выступает как личность, имеющая свои интересы, увлечения, отдельные от партнера. Часть юношей (28%) и девушек (40 %) считают, что они с партнером имеют небольшую часть общих интересов, которая, по-видимому, их объединяет, однако у каждого еще имеется обширный спектр увлечений, отдельных от другого. Имеются группы юношей (14 %) и девушек (6 %), которые видят свои отношения с партнером как двух автономных личностей, имеющих «точку соприкосновения», нечто общее. Такое же число юношей и девушек представляют, что как партнеры они разделяют приблизительно половину всех имеющихся интересов, увлечений друг друга, то есть имеют довольно много общего и, вероятно, относительно много времени проводят вместе. И примерно такие же по объему группы молодых людей, которые расценивают взаимоотношения с партнером как «поглощающие», в которых партнеры погружены в отношения настолько, что для других интересов и увлечений нет времени и места.

Значимые различия в восприятии реальных отношений между девушками и юношами проявляются в разном видении распределения лидерства и значимости. Так, 58 % юношей и 34 % девушек расценивают себя в отношениях как лидера, значимого лица, от которого все будет зависеть, которое принимает решение (φ*=1,713; ρ≤0,05). При этом 25 % юношей и 50 % девушек видят в своих отношениях двух абсолютно равноправных партнеров (φ*=1,791; ρ≤0,05).

Идеальные отношения молодым людям видятся как автономные (40 % юношей и 30 % девушек); как имеющие немного общего (20 % юношей и 30 % девушек); как взаимопоглощающие (соответственно 25 % и 35 %). Одинаковое количество юношей и девушек (по 5 %) хотят, чтобы наряду с общими интересами и увлечениями оставалось такое же пространство для собственных интересов, отдельных от партнера. Примечательно, что для 10 % юношей идеальными видятся отношения двух автономных личностей с общей точкой соприкосновения, в то время как девушки так не считают.

Отметим, что распределение значимости и лидерства в идеальных отношениях в представлениях юношей и девушек значимо различаются. Часть юношей (52 %) и девушек (16 %) расценивают себя в отношениях как лидера, значимого лица, которое принимает решение (φ*=2,786; ρ≤0,01). При этом 36 % юношей и 60 % девушек видят в своих отношениях двух равноправных партнеров (φ*=1,715; ρ≤0,05).

Итак, выявлены некоторые различия в восприятии молодыми людьми своих реальных отношений и отношений, которые были бы для них идеальными в браке. Значительная часть студентов до экспериментальной программы воспринимают реальные взаимоотношения как отношения двух людей, имеющих собственные интересы и увлечения, отдельные друг от друга, но наделяя себя в этих отношениях значимостью, лидерством и, вероятно, минимальной ответственностью.

Преимущественная часть студентов после экспериментальной программы реальные отношения видят как взаимоотношения двух людей, имеющих равные права и обязанности; однако наряду с этим у каждого могут быть свои интересы и увлечения, отдельные от другого. Идеальные же отношения девушки представляют партнерскими, где оба супруга имеют одинаковые права и обязанности, и полностью «поглощены» друг другом, то есть стремятся как можно больше времени проводить вместе, иметь общие интересы, увлечения, взгляды, «знать друг о друге все», что так же может быть связано с возрастными особенностями испытуемых и этапом взаимоотношений с партнером, характерезующимся высокой степенью влюбленности и т.д.

Молодые люди и в реальных и в идеальных отношениях предпочли бы достаточно автономную и лидерскую позицию в отношениях с партнершей.

2.4. Психологические рекомендации для юношей и девушек,
направленные на формирование благополучного образа будущей семьи

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: