Программа эмпирического исследования

 

На основании теоретического анализа проблемы разработана и реализована программа эмпирического исследования, целью которого явилась апробация модели развития психологической готовности студентов к семейной жизни.

Предмет исследования – развитие психологической готовности студентов к семейной жизни.

Гипотеза исследования включает следующие предположения:

1) студенты, обучающиеся на основе экспериментальной программы курса «Психология мужчин и женщин», ориентированной на развитие психологической готовность к семейной жизни, в результате обладают более высоким уровнем сформированности компонентов психологической готовности к семейной жизни;

2) эффективность развития психологической готовности студентов к семейной жизни будет выше при реализации совокупности психолого-педагогических условий:

- формирование у студентов теоретических представлений о браке, семье, динамике развитий отношений и т.д.;

- осознание студентами соотношения совокупности мотивов и целей, необходимых для создания крепкой семьи и ценностей собственной личности, а также связей между ними;

- согласование студентами ролевого распределения между супругами при реализации семейных функций (между идеальным образом семьи и реальными отношениями в паре).

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформированы следующие задачи:

1) разработка программы эмпирического исследования;

2) изучение ролевых ожиданий в отношении будущего супруга, его образа;

3) изучение представлений молодых людей о реальных и идеальных отношениях в паре;

4) изучение добрачных ценностей и мотивов;

5) выявление особенностей развития психологической готовности к семейной жизни до и после квазиэксперимента

6) разработка психолого-педагогических рекомендаций для студентов, ориентированных на развитие психологической готовности к семейной жизни

Методики, применяемые в исследовании:

1) опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А. Н. Волкова) [96];

2) проективная методика «Круги взаимоотношений» (Т. В. Румянцева) [83];

3) тест-опросник «Определение жизненных ценностей личности» (MUST-тест) (П.Н. Иванов, Е. Ф. Колобова) [108];

4) анкета, направленная на выявление мотивов вступления в брак, распределение ролей в семье, требований к потенциальному супругу и ценностного отношения к семье (Е. И. Алборова, Ю. Г. Хлоповских).

База эмпирического исследования: Воронежский государственный университет (ВГУ), Воронежский филиал Московской открытой социальной академии (ВФ МОСА), Воронежский филиал Российского государственного социального университета (ВФ РГСУ).

Выборку исследования составили студенты-бакалавры 1 курса направления Психолого-педагогическое образование (профиль Специальная психология и педагогика); студенты ВФ МОСА психологического и юридического факультетов; студенты РГСУ факультета социальной работы. Общая выборка составила 62 человека (возраст 19-23 года); из них 37 девушек и 25 юношей. В психолого-педагогическом эксперименте приняли участие 12 студентов-бакалавров 1 курса направления Психолого-педагогическое образование (профиль Специальная психология и педагогика).

В ходе эксперимента осуществлялась системная реализация совокупности психолого-педагогических условий развития психологической готовности к семейной жизни.

В исследовании применялась квазиэкспериментальная схема. Квазиэкспериментом является любое исследование, направленное на установление причинной зависимости между двумя переменными («если А, то В» ), в котором отсутствует предварительная процедура уравнивания групп или «параллельный контроль» с участием контрольной группы заменен сравнением результатов неоднократного тестирования группы (или групп) до и после воздействия [64].

Мы использовали квазиэкспериментальный план, построенный по схеме временных серий на одной группе. План дискретных временных серий чаще всего используется в психологии развития, педагогической, социальной и клинической психологии. Суть его состоит в том, что первоначально определяется исходный уровень зависимой переменной на группе испытуемых с помощью серии последовательных замеров. Затем исследователь воздействует на испытуемых экспериментальной группы, варьируя независимую переменную, и проводит серию аналогичных измерений. Сравниваются уровни, или тренды, зависимой переменной до и после воздействия [64].

Данная схема была выбрана ввиду того, что мы не оказывали непосредственного воздействия на условия эксперимента или на случайный подбор групп, а работали уже с существующими группами для изучения интересующих процессов.

В соответствии с предметом, задачами, гипотезой и методами эмпирического исследования выделены следующие этапы его осуществления:

1. Проведение констатирующего эксперимента.

Выявление особенностей психологической готовности студентов к семейной жизни.

Предварительное тестирование с целью выявления исходных характеристик личности студентов экспериментальной и контрольной групп (ценностные ориентации, ролевые ожидания / притязания, самооценка, особенности личности, представления о будущей семье и др.).

2. Подготовка и проведение психолого-педагогического эксперимента, направленного на развитие психологической готовности к семейной жизни и включающего несколько этапов:

I. Теоретический, в ходе которого определены проблема, цель, объект, предмет исследования, его задачи и гипотеза.

II. Методический (разработка программы исследования, определение совокупности методов исследования и обработки полученных данных).

III. Проведение квазиэксперимента, центральной задачей которого является развитие психологической готовности студентов к семейной жизни в процессе изучения экспериментального курса «Психология мужчин и женщин».

Эксперимент предполагал исследование уровня эффективности развития психологической готовности к семейной жизни в обучении студентов при реализации совокупности психолого-педагогических условий:

· осуществление диагностики, самодиагностики и развития личностных качеств семьянина;

· реализация курса «Психология мужчин и женщин»

· ориентация содержания курса на базовые цели, ценности, задачи, принципы семейной жизни.

· организация усвоения студентами психологических знаний.

Выделены следующие аспекты развития психологической готовности к семейной жизни:

· когнитивная составляющая (совокупность теоретических знаний);

· когнитивно-деятельностная составляющая (ориентация на применение полученных знаний в построении отношений);

· рефлексивная составляющая (самооценка собственной психологической готовности к семейной жизни).

В качестве независимой переменной в эксперименте выступала совокупность условий развития психологической готовности к семейной жизни студентов. Зависимой переменной в эксперименте является развитие психологической готовности к семейной жизни, показателями которой выступают:

· мотивы вступления в брак;

· ценностные ориентации;

· представления о ролевом распределении в семье (ожидания / притязания).

Исследование осуществлялось по трем направлениям:

1. Изучение динамики развития когнитивной, когнитивно-деятельностной и рефлексивной составляющих психологической готовности к семейной жизни.

2. Исследование развития личностных особенностей студентов.

3. Выявление связи между развитием психологической готовности к семейной жизни и уровнем развития личностных характеристик.

IV. Аналитический, включающий количественный и качественный анализ, интерпритацию полученных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций.

3. Проведение ретеста с целью выявления эффекта воздействия выделенных психолого-педагогических условий и модели развития психологической готовности студентов к браку и семейной жизни.

Сравнительный анализ данных, полученных до и после изучения студентами курса «Психология мужчин и женщин» [64], [111]..

Рассмотрим методики, примененные в исследовании, подробнее.

Проективная методика «Круги взаимоотношений» (Т. В. Румянцева) [83] представляет собой графический способ выражения человеком своих взаимоотношений с другим человеком. Методика разработана для выяснения уровня близости ‑ отчужденности (слияния ‑ отдельности) во взаимоотношениях и отражает особенности партнерских отношений, их динамику. Методика относится к разряду проективных тестов и может использоваться в практике семейного, супружеского или индивидуального консультирования. Она позволяет осуществить прогноз удовлетворенности отношениями в паре (супружеской или добрачной) и совместимость партнеров.

Испытуемым предлагается изобразить взаимоотношения с партнером с помощью двух кругов. Круги могут быть расположены далеко друг от друга, близко, соприкасаться, пересекаться, полностью совмещаться и так далее. Затем таким же образом предлагается изобразить их же отношения в идеале, – какими бы испытуемый хотел, чтобы они были [83].

Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А. Н. Волкова) [96]. Целью методики является уточнение представлений молодых людей о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личной общности, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера. Эти показатели составляют шкалу ценностей. Методика позволяет также уточнить представления молодых людей о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенных шкалой ролевых ожиданий и притязаний. Результаты методики позволяют выявить иерархии семейных ценностей супругов, а также сделать вывод о социально-психологической совместимости супругов в семье.

Определение жизненных ценностей личности (MUST-тест) (П. Н. Иванов, Е. Ф. Колобова) [108].

Данная методика является одной из разновидностей вербальных проективных тестов. Предложенный набор Must-тем позволяет определить пятнадцать жизненных целей-ценностей у лиц юношеского возраста.

Анкета для изучения представлений студентов о семье (Е. И. Алборова, Ю. Г. Хлоповских). Разработанная анкета направлена на выявление мотивов вступления в брак, распределение ролей в семье, требований к потенциальному супругу и ценностного отношения к семье.

Для математического анализа эмпирических данных применялись следующие методы статистической обработки. Рассмотрим их подробнее.

Критерий углового преобразования Фишера φ* предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего нас эффекта. Он оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект [61].

F-критерий Фишера позволяет сравнить величины выборочных дисперсий двух независимых выборок [93].

t-критерий Стьюдента позволяет сравнить средние в двух выборках и проверить гипотезу о принадлежности обеих выборок к одной и той же совокупности [93].

F-критерий Фишера и t-критерий Стьюдента относятся к числу параметрических. Их применение требует проверки нормальности распределения признака. При сравнении эмпирических значений асимметрии и эксцесса (с помощью описательной статистики) с критическими, рассчитанными по формулам Е. И. Пустыльника, выявлено, что распределение признака не отличается от нормального [61].

 

2.2. Изучение представлений студентов о распределении
супружеских ролей

 

В ходе эмпирического исследования выявлены некоторые различия в представлениях студентов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций. Результаты статистической обработки полученных данных представлены в Приложении 1.

Выявлены статистически значимые различия ролевых ожиданий и притязаний в браке в следующих сферах: хозяйственно-бытовая, социальная активность, внешняя привлекательность партнера, родительско-воспитательская, эмоционально-психотерапевтическая.

На этапе предварительного тестирования экспериментальной группы, проведенного до эксперимента, были получены следующие данные. В хозяйственно-бытовой сфере молодые люди ожидают от партнера высокой активности в решении бытовых вопросов и предъявляют довольно высокие требования к участию партнера в организации быта. Вероятно, это может быть связано со стремлением девушек к равноправию, стремлению к большей социальной активности и завышенными требованиями к партнеру.

В родительско-воспитательской студенты ожидают, что будущий супруг будет проявлять большую инициативу в воспитании детей и большую активность родительской позиции, чем они сами. Это может быть связано со страхом потери социальной активности, стремлением соответствовать современным представлениям о женщине и семье (бизнес-леди: успешной в карьере, красивой, независимой и т.д.).

Также выявлено, что социальная активность, то есть установка на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений, является весьма значимой и для девушек. У них есть представления о том, что они могут быть более социально активны, чем их партнер, и возможно, чтобы будущий супруг направлял свою инициативу на поддержание домашнего уюта и воспитание детей.

Констатирующее исследование выявило, что девушки были ориентированы на то, что супруг возьмет на себя роль эмоционального лидера в семье в вопросах коррекции психологического климата в семье, оказания моральной и эмоциональной поддержки, создании «психотерапевтической атмосферы». При этом сами они не готовы оказывать такую же поддержку партнеру. 

Внешняя привлекательность потенциального брачного партнера, то есть установка на значимость внешнего облика, его соответствие стандартам современной моды, является одним из важнейших параметров при выборе брачного партнера. Значимость данного фактора, видимо, определяется тем, что в настоящее время в обществе культивируется внешняя привлекательность, создаются эталоны красоты, которым стремятся следовать молодые люди. Красивым людям приписываются успешность, перспективность и т.д.

На этапе ретеста были получены данные свидетельствующие о том, что студенты в родительско-воспитательской и хозяйственно-бытовой сфере стремятся к равному распределению ответственности и проявлению активности между партнерами.

Сфера социальной активность для девушек является весьма важной; вероятно, у них есть желание до создания своей собственной семьи достичь определенных успехов и реализовать собственные профессиональные потребности. При этом от будущего супруга они ожидают еще большей активности, что может быть связано со стереотипами традиционной классической семьи и определенными представлениями о роли мужчины и женщины в обществе.

В отношении эмоционально-психотерапевтической сферы выявлено, что девушки готовы эмоционально поддерживать партнера, быть эмпатичными, толерантными, и при этом ожидают от партнера того же. Для них очень значима взаимная моральная и эмоциональная поддержка. Весьма выражена ориентация на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации.

Качественный и количественный анализ оценки готовности к семейной жизни позволяют сделать вывод о том, что испытуемые имеют нацеленность на создание прочного брака и на совершенствование взаимоотношений в период становления брачной жизни. Можно предположить, что они довольно реалистично могут оценивать свою собственную готовность и готовность партнера выполнять семейные функции. Это проявляется в стремлении распределить семейные роли, готовности поддерживать партнера, помогать ему, совершенствоваться, идти на уступки и стремление к партнерству.

Итак, были выявлены статистически значимые различия во взглядах студентов на распределение ролей при реализации семейных функций до и после проведения экспериминтальной программы, представленные в приложении 1.

Результаты ретеста позволяют заключить, что студенты, с одной стороны, ожидают от своих спутников значительной помощи и поддержки в хозяйственно бытовой (tэ=3,051, ρ≤0,01), родительско-воспитательской (tэ=4,563, ρ≤0,01) сферах, а также предъявляют достаточно высокие требования к социальной активности партнера (tэ=4,489, ρ≤0,01), внешней привлекательности (tэ=8,143, ρ≤0,01). Однако, следует заметить, что произошла некоторая динамика в уроне ответственности при разделении ролей, которую молодые люди готовы взять на себя при реализации семейных функций в хозяйственно-бытовой (tэмп=4,387, ρ≤0,01) сфере, в социальной активности (tэмп=3,337, ρ≤0,01), в эмоционально-психотерапевтической (tэмп=2,843, ρ≤0,01), внешняя привлекательность (tэмп=2,178, ρ≤0,01). Это может свидетельствовать о том, что испытуемые готовы меняться, сотрудничать с партнером, идти на уступки. И не только предъявлять завышенные требования к потенциальному супругу, но и критично относиться к себе, к выполняемым функциям, корректировать их распределение, помогать, поддерживать партнера.

Качественный анализ анкет, направленных на изучение взглядов молодых людей на семью, распределение ролей между супругами в семейной жизни, представления себе как семьянине и представления образа будущего супруга и т.д., позволил выявить следующее. Молодые люди имеют довольно четкие представления о структуре брака и семьи. Большинство испытуемых (83,0 %) создание семьи считают необходимым и значимым в жизни каждого человека. Основными причинами для создания семьи, которые выделяют студенты, являются: любовь (25,0 %), желание быть вместе с любимым человеком и воспитывать совместно детей, продолжать род (33,0 %). Среди наиболее значимых мотивов также выделяются – создание семьи для получения помощи и поддержки от близких людей (17,0 %), для создания некоторой совместной с супругом материальной базы (17,0 %), для уверенности и определенности в будущем (8,0 %), страх остаться одиноким и никому не нужным (8,0 %).

Также выявлены некоторые характеристики, по наличию которых, по мнению испытуемых, можно судить о партнере как хорошем семьянине. Итак, об этом будут свидетельствовать проявление любви и нежности к партнеру (42,0 %), понимания (50,0 %), верности (42,0 %), ответственности (42,0 %), доброты (33,0 %), доверия (25,0 %), заботы (25,0 %), наличие хорошего и стабильного дохода (42,0 %), а также выделяют решительность, целеустремленность, любовь к детям, самостоятельность, сдержанность, серьезность.

О готовности к семейной жизни, по мнению испытуемых, свидетельствует наличие и проявление следующих характеристик: любовь к партнеру, желание создать с ним семью (25,0 %), наличие работы, стабильного дохода (33,0 %), самостоятельность, независимость (17,0 %), желание иметь детей, продолжать род (17,0 %), наличие образования (17,0 %), ответственность за себя, свои поступки и умение отвечать за других, заботиться (33,0 %); также, по мнению испытуемых, готовность к браку и семейной жизни будет выше при наличие жилья, совместного проживания партнеров до брака.

Субъективно оценивая свою готовность к семейной жизни, 75,0 % студентов отмечают свою неготовность, аргументируя это большой ответственностью, непосильной на данный момент, желанием еще «погулять», а также стремлением получить образование, профессию до брака, найти работу, «встать на ноги», получить независимость от родителей.

Следует отметить, что в образе семейных отношений 67,0 % студентов отмечают равноправие, стремление создать семью, в которой и муж и жена имели бы равные права и обязанности, равное распределение обязанностей в хозяйственно-бытовой сфере, равное участие в процессе воспитания детей, в профессиональной деятельности (отмечается нежелание полностью зависеть от мужа), а также в процессе принятия важных решений. Причем, некоторые девушки с одной стороны обозначают желание создать семью, где муж и жен имели бы равные права и обязанности, а с другой отмечают, что муж должен прислушиваться к мнению, желанию жены, быть уступчивым.

Молодые люди, с одной стороны, расценивают семейную жизнь как объединение любящих людей (25,0 %), возможность продолжения рода (67,0 %), взаимопомощь партнеров (25,0 %), забота друг о друге, защищенность, определенность в жизни и уверенность в будущем. А с другой стороны, студенты отмечают связанные с браком и семейной жизнью ограничения их личной свободы (33,0 %), переживания связанные с бытом и возможными ссорами (25,0 %), а также ограниченность личного пространства, возможная шаблонность быта, неверность партнера, несовпадение интересов, разочарование в партнере.

В заключение экспериментальной программы было проведено повторное анкетирование испытуемых, в результате которого получены следующие данные: 92 % студентов считают брак и семью важной составляющей жизни человека, объединяющей любящих людей, которые поддерживают друг друга (создают свой райский уголок), помогают развиваться, а также продолжают род, улучшают демографию.

Хорошим семьянином, по мнению испытуемых, является человек ответственный (50,0 %), любящий супруга (67,0 %), оказывающий партнеру помощь, поддержку, заботу (42,0 %), к этому числу характеристик добавляют доброту, порядочность, верность, хозяйственность, самостоятельность, внимательность, уважение, способность идти на компромисс, зрелость и желание создать семью.

Готовность же человека к семейной жизни, по мнению испытуемых, определяется высокой ответственностью за себя и других (67,0 %), наличие работы и стабильного заработка (42,0 %), готовность и желание создать семью (33,0 %), наличие жилья (17,0 %), наличие образования (17,0 %), надежность (17,0 %), а также способность оказывать поддержку, независимость, целеустремленность.

Большинство студентов (75,0 %) считают себя неготовыми к семейной жизни. И на данный период времени наиболее актуальным для них является получение образования, трудоустройство.

Взаимодействие в своей будущей семье 73,0 % испытуемых видят как равноправное между мужем и женой, где оба имеют равные права и обязанности, совместно принимают решения.

Семейная жизнь молодым людям представляется как союз любящих людей (67,0 %), заботящихся друг о друге (25,0 %), продолжающих род и совместно воспитывающих детей (58,0 %), а также семья оказывает опору, поддержку, помогает личностно развиваться, дает чувство защищенности, уверенности, нужности. Однако с другой стороны семейная жизнь выступает ограничителем личной свободы (31,0 %) и пространства, источником рутинного быта и ссор (22 %), а также может препятствовать личностному развитию, необходимо в некоторых случаях уступать в ущерб собственным желаниям и интересам.

Результаты качественного и количественного анализа данных, полученных с помощью методики определения жизненных ценностей личности (MUST-тест) (П. Н. Иванов, Е. Ф. Колобова), позволяющей определить пятнадцать жизненных целей-ценностей у испытуемых позволили выявить некоторые различия между замерами №1 и №2. Математико-статистические данные отражены в таблице 2 приложения 2. Рассмотрим их подробнее.

Были получены статистически значимые различия между замером №1 (1,917 %) и замером №2 (1,083 %) (φ*=2,043) по шкале безопасности и защищенность, к которой относятся высказывания, касающиеся обеспокоенности непредсказуемыми событиями в обществе и страхов за свою жизнь и жизнь своих близких. Вероятно, это может быть связно с возрастными особенностями, обеспокоенностью о будущем трудоустройстве, созданию семьи, обостренном чувстве справедливости.

Следует также отметить некоторые тенденции, не имеющие статистически значимых различий. Произошло некоторое снижение значений от замера №1 (0,7 %) к замеру №2 (0,2 %) в отношении власти и влияния, которыесвязаны со стремлением проявлять власть над другими, оказывать на них влияние, воздействие и в некоторых случаях подавление. Также снизились показатели (замер№1 2,9 %; замер №2 2,3 %)относительно привязанности и любви,свидетельствующие о потребности иметь близких людей, выражающие озабоченность по поводу отношений со значимыми людьми. Вероятно, у испытуемых есть страх остаться одинокими, ненужными, невостребованными.

Следует отметить и значения, которые увеличились от замера №1 к замеру№2. По шкале здоровья (замер №1 – 0,08 %; замер №2 – 0,6 %), что выражает стремление испытуемых иметь хорошее здоровье, как можно меньше болеть, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, быть более активными. По шкале удовольствия (замер №1 0,08 %; замер №2 0,7 %) значения также увеличились, вероятно, испытуемые стремятся к физическому комфорту, получению удовольствия от таких сторон жизни как хорошая еда, вино, секс и др., что также может быть связано с возрастными особенностями студентов и имеющимися стереотипами в обществе.

В межличностных контактах и общении (замер №1 – 3,9 % замер №2 – 4,6 %) наблюдается стремление чувствовать себя частью какой-либо группы, иметь свой круг общения, а также наличие страхов, связанных с одиночеством и непониманием.

В исследовании также были выявлены гендерные различия в ожиданиях распределения ролевых и функциональных обязанностей супругов при реализации семейных функций. Молодые ожидают от будущей супруги всесторонней поддержки, заботы, активности в ведении домашнего хозяйства и воспитании детей, а также внешней привлекательности. Собственную реализацию в семье они рассматривают через социальную активность и родительско-воспитательскую сферу. Для девушек наиболее значимыми являются социальная активность, внешняя привлекательность. От мужчины они ждут эмоциональной, психологической и финансовой поддержки.

Не имея на данный момент собственной семьи, испытуемые, по-видимому, отвечали, опираясь на пример родительской семьи, социальных установок, стереотипов и т.д.

Таким образом, полученные данные выявили особенности преставлений молодых людей в распределении ролей между мужем и женой. Отмечаются довольно высокие требования молодых людей (как юношей, так и девушек) к потенциальному супругу в хозяйственно-бытовой, родительско-воспитательской, эмоционально-психотерапевтической сферах, а также к сфере социально активности и внешней привлекательности. Отсюда высокая вероятность разочарования партнерами друг другом в виду высоких требований к избраннику по выполнению семейных функций и нежеланием что-либо менять в своей жизни (желание оставаться независимым, иметь много личного пространства и т.д.) Примечательно, что от замера №1 к замеру №2 произошли некоторые изменения, свидетельствующие о желании молодых людей в своей семье строить партнерские отношения.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: