ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра кожных и венерических болезней с курсом ПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Тема: «Основы диагностики кожных болезней»
Утверждена на кафедральном заседании
№ протокола ____________
«….» ______________2007 г.
Зав. кафедрой кожных и венерических болезней
с курсом ПО ГОУ ВПО КрасГМА
д.м.н., проф. Прохоренков В.И.
Составитель: к.м.н. Бекетов А.М.
Красноярск 2007
1.Тема занятия «Основы диагностики кожных болезней»
2.Форма организации учебного процесса – практическое занятие.
Значение темы.
Учитывая многочисленность дерматозов, знание основ диагностики кожных болезней необходимо врачу для правильной и своевременной постановки диагноза, и, соответственно своевременного назначения лечения.
4.Цели обучения:
Общая цель.
Совершенствовать знания врачей по диагностике, лечению и профилактике кожных болезней.
Учебная цель.
На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся к концу занятия должен:
· уметь собрать анамнез у дерматологического больного;
· уметь оценить общее состояние, состояние кожных покровов;
· уметь описать локальный статус;
· знать специальные методы диагностики в дерматологии;
· уметь интерпретировать лабораторные методы исследования.
Психолого-педагогическая цель
Соблюдение правил биомедицинской этики и деонтологии при работе с больными, владение навыками консультирования и обследования данных больных.
Место проведения практического занятия.
Учебная комната, стационар Красноярского краевого кожно-венерологического диспансера №1.
Оснащение занятия.
Компьютерная презентация, электронный атлас кафедры, атласы по специальности, муляжи по теме занятия.
Структура содержания темы.
Хронокарта практического занятия
№ п/п | Этапы практического занятия | Продолжительность (мин) | Содержание этапа и оснащенность |
1. | Организация занятия | 10 | Проверка посещаемости |
2. | Формулировка темы и цели | 10 | Преподавателем объявляется тема и ее актуальность, цели занятия |
3. | Контроль исходного уровня знаний, умений | 20 | Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос, типовые задачи |
4. | Раскрытие учебно-целевых вопросов | 20 | Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности) |
5. | Самостоятельная работа обучающихся (текущий контроль): | 90 | Работа а) с больными, с наглядным материалом (при отсутствии достаточного набора больных) б) с историями болезней в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию, интерпретации лабораторных и дополнительных методов обследования, выписке рецептов; представление больных преподавателю; разбор больных с активным участием группы по типу клинической конференции. |
6. | Итоговый контроль знаний письменно или устно с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изученной теме занятия | 20 | Тесты по теме, ситуационные и нетиповые задачи |
7. | Задание на дом (на следующее занятие) | 10 | Учебно-методические разработки следующего занятия, индивидуальные задания (составить схемы, алгоритмы, таблицы и т.д.). |
Всего: | 180 |
8. Аннотация (краткое содержание темы)
Осмотр
Сопоставление визуальных, пальпаторных данных о больном с возможным течением болезни, зависит от индивидуальных особенностей. Определение психосамотического статуса больного, выявление резко выраженной общей патологии.
Анамнез
Нельзя экономить время. Приоритетная позиция в диалоге с больным.
1. Жалобы: сыпь на коже, субьективные ощущения, характерные жалобы для ряда дерматозов (вечерний зуд)
2. Связь возникновения дерматоза: с факторами внешней среды (профессиональные), с висцеропатиями, с биоритмами и возрастными изменениями обмена веществ, с наследственным фактором, с приемом препаратов и питанием. Аллергологический анамнез
Общее состояние больного
1. Объективное состояние органов и систем организма больного
2. Дерматологический статус состояния кожи, придатков кожи, подкожно-жировой клетчатки, дермографизм (белый норма 2 мин, красный – 5 мин, смешанный – 5 мин), аппаратный дермографизм, папиломаторный рефлекс норма 5-10 сек, определение тактильной, болевой, температурной чувствительности кож
Локальный статус
1. Процесс распространенный, ограниченный
2. Точная анатомическая локализация на коже и слизистых
3. Первичный элемент сыпи
4. Описание цвета, размера, симметричности, склонности к слиянию, характера элементов сыпи
5. Эволюция элементов сыпи
6. Вторичные элементы сыпи
7. Характерные симптомы и синдромы дерматоза
8. Предположительный диагноз
Специальные методы в дерматологии
1. Поскабливание (граттаж)
2. Пальпация
3. Диаскопия (витопрессия)
4. Определение изоморфной реакции
5. Характер дермографизма
6. Мышечно- волосковый рефлекс
7. Кожные пробы
8. Прочие методы и пробы
Лабораторные методы
1. Общие лабораторные методы
2. Специальные лабораторные методы (микроскопические, серологические, гистологические, гистохимические, иммуногистохимические, культуральна ядиагностика, люминисцентная диагностика, ДНК- полимеразная диагностика).
Аллергологические пробы и тесы
- внутрикожные
- капельные
- компрессионные
- скарификационные
5. биологические пробы
9. Вопросы для самоподготовки:
- Методы диагностики в дерматологии
- Первичные и вторичные морфологические элементы
- Основные лабораторные методы исследования
- Дополнительные методы исследования в дерматологии
Тестовые задания по теме
1.Назовите первичные пролиферативные элементы:
а) пятна, папула, инфильтрат, бугорок;
б) узел, узелок, пустула, бугорок;
в) бугорок, пятно, волдырь, узел;
г) папула, бугорок, пятно, узел;
д) пятно, лихенизация, узел, узелок.
2.Выберите пролиферативные, гистопатоморфологические изменения:
а) гиперкератоз, акантоз, паракератоз, спонгиоз;
б) гранулез, паракератоз, акантоз, гиперкератоз;
в) паракератоз, акантолизис, гранулез, гиперкератоз;
г) акантоз, паракератоз, кариорексис, гиперкератоз;
д) папилломатоз, дискератоз, акантоз, гранулез.
3.Перечислите первичные экссудативные элементы:
а) пузырь, пузырек, волдырь, пятно;
б) волдырь, папула, пузырек, пузырь;
в) гнойничок, пузырь, пузырек, волдырь;
г) гнойничок, папула, пузырь, пузырек;
д) пузырь, пузырек, волдырь, корка.
4.Назовите гистоморфологические изменения экссудативного характера:
а) спонгиоз, акантолизис, вакуольная дегенерация, баллонирующая дегенерация;
б) вакуольная дегенерация, акантолизис, акантоз, баллонирующая дегенерация;
в) спонгиоз, папилломатоз, акантолизис, акантоз;
г)акантоз,спонгиоз, акантолизис, вакуольная дистрофия;
д) кариорексис, кариопикнос, кариолизис, акантоз.
5.Из эктодермы не развиваются:
а) покровный эпидермис;
б) потовые железы;
в) сальные железы;
г) волосы;
д) волосяные мышцы.
6.Из этодермы не развиваются:
а) миоэпителиальные клетки потовых желез;
б) ногти;
в) нервные окончания
г) кожные сосочки;
д) эпителий роговицы.
7. Из мезодермы не происходят:
а) коллаген;
б) подкожная основа;
в) эластические волокна;
г) ногти;
д) сосуды кожи;
8.Какая функция не свойственна коже:
а) всасывание;
б) выделение;
в) терморегуляция;
г) образование токсинов;
д) орган чувств?
9. Какие железы не относятся к кожным?
а) одноклеточные;
б) эккринные;
в) апокринные;
г) голокринные;
д) эндокринные.
10. Акантоз не свойственен:
а) красному плоскому лишаю;
б) нейродермиту;
в) псориазу;
г) склеродермии;
д) экземе.
11. Акантоз не свойственен:
а) сифилитическим кондиломам;
б) бородавкам;
в) кожному лейшманиозу;
г) бластомикозу;
д) лимфангиоме.
12. Фолликулярный гиперкератоз не характерен:
а) для рубцующегося гиперкератоза;
б) для волосяного фолликула;
в) для красного отрубевидного лишая Девержи;
г) для авитаминоза;
д) для кератодермии.
13. Диффузный гиперкератоз не характерен:
а) для ихтиоза;
б) для кератодермии;
в) для омозолелости;
г) для герпетиформного дерматита;
д) для бородавчатого туберкулёза.
14. При каком заболевании не наблюдается дискератоза?
а) при болезни Боуэна;
б) при болезни Педжета;
в) при болезни Дарье;
г) при старческом кератозе;
д) при болезни Фордайса.
15. Паракератоз не наблюдается:
а) при ихтиозе;
б) при псориазе;
в) при хронической экземе;
г) при розовом лишаи;
д) при красном плоском лишаи.
16. В дерме отсутствуют волокна:
а) коллагеновые;
б) аргорофильные;
в) эластические;
г) гиалиновые;
д) нервные.
17.Какие клетки не определяются в эпидермисе?
а) базальные;
б) шиповатые;
в) «светлые» клетки Масона;
г) дендритические;
д) миоэпителиальные.
18.Укажите, в каком сочетании элементов представлен истинный полиморфизм:
а) папула, эрозия, трещина, паракератоз, язва;
б) эритема, бугорок, язва, чешуйка, корочка;
в) пятно, акантоз, гиперкератоз, экскориация, трещины;
г) телеангиэктазия, розеола, вегетации, язва, рубцы;
д) пузырь, акантолизис, эрозия, корки, инфильтрация.
19.Какая форма защиты кожи от микроорганизмов, попавших на ее поверхность, не действенна?
а) плотность рогового слоя;
б) разрыхленность рогового слоя;
в) сухость рогового слоя;
г) кислая реакция;
д) наличие высокомолекулярных жирных кислот на поверхности.
20.Какие ферменты в коже не являются важнейшими?
а) допоксидаза;
б) холинэстераза;
в) аденозинтрифосфатаза;
г) гистаминаза;
д) декстроза.
21.Какие медиаторы в коже не являются важнейшими?
а) ацетилхалин;
б) адреналин;
в) гистамин;
г) аденозинтрифосфат;
д) серотонин.
22.От какого пигмента не зависит нормальный цвет кожи?
а) от меланина;
б) от меланоида;
в) от билирубина;
г) от каротина;
д) от оксигемоглобина.
Эталоны ответов: 1 г; 2 б; 3 в; 4 а; 5 д; 6 а; 7 г; 8 г; 9 а; 10 г; 11 д; 12 д; 13 г; 14 г; 15 а; 16 г; 17 д; 18 б; 19 б; 20 д; 21 г; 22 в.