Средства и методы обучения игровой деятельности

К основным средствам, применяемым в процессе интеграции локальных результатов обучения в игровую деятельность, относятся:

• упражнения сопряженного характера, совмещающие совершен­ствование двух или нескольких видов подготовленности;

• комплексные упражнения с последовательным чередованием ком­понентов подготовленности;

• специальные игровые задания состязательного характера, вклю­чающие все виды подготовленности при господствующем значе­нии одного из них;

• подводящие и подготовительные игры, построенные на исполь­зовании игровых действий в различных сочетаниях и с различной последовательностью их воспроизведения;

• учебные двусторонние игры с акцентированным совершенство­ванием сформированных взаимосвязей между компонентами под­готовленности;

• контрольные и официальные игры с системой установок на игру и последующим анализом результатов.

Ведущими методами при обучении навыкам игровой деятельно­сти являются: метод сопряженных воздействий; игровой метод; ме­тод моделирования условий предстоящей игровой деятельности; со­ревновательный метод.

В основе метода сопряженных воздействий заложена возмож­ность успешно решать задачу развития двигательных способностей занимающихся в сочетании с совершенствованием техники игровых приемов путем подбора специальных упражнений на стыке двух ви­дов подготовки. Применительно к занятиям по баскетболу сущность метода сопряженных воздействий проявляется также в создании усло­вий для взаимосвязанного совершенствования элементов техники и тактики игры, физических качеств и тактических умений, технико-тактических навыков и специальных физических кондиций, устанав­ливая между ними рационально и целесообразно необходимые ко­личественные и качественные соотношения, адекватные специфике игровой деятельности. Сопряженный метод придает занятиям эмо­циональную окраску, позволяет экономить время и приближает об­учение к специфическим требованиям самой игры.

Игровой метод может быть представлен упражнениями в игро­вой форме и игрой. Существуют два основных подхода к примене­нию игрового метода в обучении навыкам баскетбола:

1) путь логи­ческого сопоставления игровых действий в баскетболе и в применя­емых игровых заданиях или играх с акцентом на достижение адек­ватности между ними;

2) применение игр с использованием сочета­ний игровых действий в режимах мышечной работы, идентичных специфическим условиям непосредственно игрового противобор­ства.

Участие юных баскетболистов в специальных игровых упражне­ниях, подвижных и подготовительных играх связано с решением в постоянно изменяющихся ситуациях разнообразных технико-тактических задач с выборочным проявлением двигательного потен­циала на фоне повышенного эмоционального и функционального состояния организма. Тем самым создаются облегченные условия синтеза имеющегося арсенала игровых навыков и качеств, приобре­тенных в процессе локальных педагогических воздействий, с после­дующим переносом положительных результатов непосредственно в основную игровую деятельность.

Метод моделирования условий предстоящей игровой деятель­ности подразумевает конструирование в игровой форме сходных с предстоящей игровой деятельностью ситуаций, включая особенно­сти противодействия «условных» соперников. Повторное воспроиз­ведение конкретных технико-тактических действий в нападении и защите с учетом сильных и слабых сторон противодействия позво­ляет адаптироваться к напряженным условиям соревновательного противоборства, повысить надежность и результативность основных слагаемых игровой деятельности.

Повышение эффективности педагогического процесса путем при­менения специально организованной соревновательной деятельно­сти составляет основу соревновательного метода. Он может быть представлен соревнованиями на количественный или качественный результат при выполнении отдельных игровых действий. Дух состя­зания должен пронизывать каждое тренировочное занятие на этапе совершенствования компонентов подготовленности занимающихся. Но особая ценность соревновательного метода заключается в воз­можности создавать условия двигательной деятельности, максималь­но приближенные к игровым, и тем самым стимулировать возможно полную комплексную реализацию результативных сторон предше­ствующего автономного обучения, одновременное взаимосвязанное совершенствование всех компонентов подготовленности играю­щих.

С целью избирательного воздействия на компоненты игровой деятельности соревновательный метод может применяться с усложне­нием или облегчением условий состязаний в сравнении с официаль­ными правилами игры в баскетбол. Наиболее распространенными методическими приемами изменения правил в учебных играх яв­ляются:

• уменьшение или увеличение площади взаимодействия игроков при выполнении игровых действий;

• уменьшение или увеличение количественного состава противо­борствующих команд;

• введение в ходе соперничества дополнительной специфической информации: игра двумя мячами; условно-зрительные или звуко­вые сигналы, изменяющие регламент игровых действий (напри­мер, по сигналу – поднятая рука педагога – соперники меняют­ся корзинами и др.);

• наложение ограничений на выполнение отдельных игровых дей­ствий: строгий лимит передач или попыток использования дри­блинга; полное запрещение отдельных игровых приемов (напри­мер, игра без ведения мяча); предварительное программирование количества ходов разыгрываемой игровой фазы, ее содержания или способа завершения (например, атаку завершать только бро­ском мяча в прыжке и др.);

• введение временных ограничений на отдельные фазы игровых действий или изменение продолжительности противоборства: со­кращение времени на вывод мяча в передовую зону, уменьшение или увеличение времени на атаку; варьирование продолжитель­ности отдельных периодов игры или всей игры;

• усложнение процессов восприятия игровых ситуаций: игра двух команд в одинаковой форме; при недостаточном освещении; при недоброжелательных шумовых воздействиях;

• изменение условий игровой деятельности: использование облегченного или утяжеленного мяча, снижение высоты колец, приме­нение над кольцами приспособлений, затрудняющих попадание мяча в корзину; применение игроками утяжеленных поясов, ман­жетов, обуви и др.;

• игра с гандикапом: скрытое или объявленное преимущество одной из соперничающих команд в заброшенных мячах или командных фолах, игра в численном меньшинстве и др.

Выбор средств и методов обучения игровой деятельности необхо­димо строго соизмерять с этапом обучения, его основными задачами и уровнем подготовленности занимающихся. Так, недопустима как недооценка, так и переоценка значимости игрового и соревнователь­ного методов как наиболее эффективных средств педагогического воздействия. Существует мнение, что около половины учебного вре­мени на начальном этапе обучения следует проводить посредством игрового метода. В то же время чрезмерное увлечение учебными дву­сторонними играми, без достаточного освоения школы техники и тактики может только навредить дальнейшему росту игрового ма­стерства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: