Подвижные игры как средство обучения игровой деятельности

Подвижные игры в процессе обучения игровой деятельности позволяют закрепить и совершенствовать сформированные двухком понентные взаимосвязи в вариативных условиях противоборства. С помощью подвижных игр моделируются последовательно услож­няющиеся игровые ситуации, требующие выборочного воспроизве­дения технико-физических компонентов подготовленности в соче­тании с тактическими навыками, технико-тактических действий на фоне реализации физического потенциала и т. п. Тем самым созда­ются условия формирования многокомпонентных навыков игровой деятельности.

Мастерство педагога заключается в выборе адекватных этапу об­учения и уровню подготовленности занимающихся средств из всего многообразия существующих подвижных игр. При творческом под­ходе к реализации этих средств и гибком изменении правил возмож­но эффективное использование традиционных подвижных игр в ре­жимах мышечной работы, соответствующих игре в баскетбол. А включение в ту или иную игру специфических для баскетбола ком­понентов подготовленности ведет к интеграции локальных результа­тов обучения и повышению готовности занимающихся непосред­ственно к целостной игровой деятельности.

Высокая эмоциональность подвижных игр снижает психологиче­скую напряженность тренировочных воздействий. Присутствие сюжетно-ролевой основы, возможность неоднозначно решать кон­кретную двигательную задачу с допустимой долей импровизации; присутствие соперника и нежестко нормированная нагрузка позво­ляют моделировать конкретные игровые ситуации и формируют пси­хологический стереотип игровой деятельности.

При выборе подвижных игр, применяемых для обучения навы­кам игры в баскетбол, преимущество отдается коллективным, пред­полагающим соревновательный эффект. Каждая такая игра имеет свое содержание (сюжет, правила, набор двигательных действий) и форму (организацию действий участников). Форма игры непосред­ственно связана с содержанием и определяется им. Педагог должен опираться на качественный состав двигательных действий, состав­ляющих содержание каждой игры, и возможность широкого выбора способов достижения результата в игровой форме.

На занятиях по баскетболу наиболее популярны две формы проведения подвижных игр:

1) в виде эстафет;

2) в виде командных состязаний.

Характерной особенностью эстафет является то, что участники ведут борьбу за всю команду или самостоятельно (поочередно), или группами при взаимоподдержке и взаимопомощи партнеров, но без непосредственного контакта с соперниками. Структурными компо­нентами игр-эстафет могут служить отдельные технические приемы баскетбола или их многообразные сочетания, выполняемые в задан­ных условиях с различной степенью сложности. А основной целью служит либо наиболее качественное (результативное), либо макси­мально быстрое их выполнение.

Командные подвижные игры отличаются совместной деятельно­стью членов команды, направленной на достижение определенного правилами результата. Согласованность действий в непосредствен­ном противоборстве с соперниками становится решающим факто­ром достижения победы. Определение победителей в командных под­вижных играх происходит благодаря конечной оценке результатив­ности командных действий в целом при условии неукоснительного соблюдения правил всеми участниками. Как и эстафеты, командные игры отличаются друг от друга содержанием и формой. Соответствен­но их направленность может варьироваться и планироваться в зави­симости от целевых установок.

Конструирование и проведение элементарных эстафет, как пра­вило, не вызывают трудностей на практике и во многом зависят от творческой мысли педагога. Вариативность их содержания и формы практически неисчерпаема. Далее дается описание некоторых ко­мандных подвижных игр, позволяющих эффективно решать пробле­му освоения базовых навыков игровой деятельности баскетболиста и всегда вызывающих интерес у занимающихся.

Коршун и наседка».

Направленность – комплексное совершенствование разновид­ностей передвижений и развитие быстроты.

Правила игры. Играют 6–7 человек. Из числа играющих выбира­ют «коршуна». Остальные игроки выстраиваются в колонну по одно­му, располагаясь в затылок друг другу и удерживая впереди стоящего партнера за пояс. Направляющий в колонне выполняет роль «насед­ки». Для этого он в и. п. занимает параллельную защитную стойку с разведенными в стороны руками. Задача «коршуна» – используя раз­личные финты, прорваться к замыкающему «цыпленку» и осалить его (похитить из выводка) или добиться разрыва цепочки. «Наседка» стре­мится всячески помешать прорыву «коршуна» – сберечь в целости все свое семейство. С этой целью используются перемещения при­ставными шагами и другие изученные способы передвижений в за­щите. Взявшиеся за пояс «цыплята» повторяют маневры «наседки», чтобы максимально затруднить действия «коршуна» и уберечься от него. Через определенный отрезок промежуток (24 с – 1 мин) под­считывают общее количество осаленных игроков и производят смену ролей: «наседка» становится «коршуном», а тот отправляется в хвост «выводка». Игра возобновляется по сигналу педагога.

Определение победителей: лучший «коршун» и лучшая «наседка» определяются по результативности их действий – числу осален­ных.

Вариант: соперничают две команды: поочередно направляют сво­их «коршунов на охоту» в стан противников; побеждает команда, за­хватившая больше «цыплят».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: