Основной понятийный аппарат

Тема: теоретико-методические основы обучения тактике баскетбола

1. Основной понятийный аппарат.

2. Технология обучения тактическим действиям в баскетболе.

3. Теория и методика обучения тактике нападения: индивидуальные тактические действия.

 

Основной понятийный аппарат

Обучение рациональной технике основных игровых приемов на учебных занятиях по баскетболу не должно быть самоцелью, так как даже самая совершенная техника не гарантирует успеха в игровом противоборстве с соперником. Наряду с уровнем владения техникой игры не менее важным представляется еще один аспект подготовлен­ности занимающихся –  тактическая выучка.

Каждый технический прием или сочетание приемов в игре при­меняется в конкретной ситуации: на определенном участке пло­щадки, при определенном расположении игроков своей команды и соперников, на определенной стадии развития атакующих или защитных действий, в борьбе с определенным противником, в контексте текущего счета и т.д. Именно адекватность и своевре­менность использования в пространстве и во времени того или иного элемента технического арсенала предопределяют результативность игровых действий отдельных игроков, а степень взаимопонимания и уровень слаженности взаимодействий между члена­ми команды – командный результат в данном игровом эпизоде и в игре в целом.

Характер и содержание индивидуальных действий и взаимодей­ствий игроков-партнеров в каждый игровой момент обусловлены из­меняющимися условиями их выполнения, а осмысленный выбор диктуется избранной тактикой игры.

Тактика игры – это рациональное, целенаправленное исполь­зование способов и форм ведения спортивной борьбы с учетом осо­бенностей конкретного соперника и складывающихся условий игро­вого противоборства. Другими словами, это адекватное игровым си­туациям применение многообразия техники игры. Процесс обучение тактике игры должен быть специально организован.

Если в процессе обучения технике игры занимающиеся осваива­ют структуру движений, игровые умения и навыки, то в ходе освоения тактики игры они получают знания и умения примене­ния этих навыков в конкретных условиях с целью достижения победы над потенциально возможным или конкретным противником.

Уровень тактической оснащенности игроков создает предпосыл­ки для максимального использования в игре их технического потен­циала. В то же время, чем совершеннее техника баскетболиста, тем больше возможностей для расширения его тактической подготовлен­ности, выработки разнообразной командной тактики.

Существование столь тесной и взаимообусловленной связи меж­ду техникой и тактикой игры в баскетбол позволило при характери­стике индивидуальной активности игроков ввести специальное по­нятие – технико-тактическое действие. Оно рассматривается как структурный элемент игровой деятельности отдельных игро­ков.

Взаимно скоординированные и согласованные в пространстве и во времени технико-тактические действия нескольких игроков одной команды определяются как тактическое взаимодействие.

А при характеристике целостных командных действий использу­ется термин система игры, подразумевающий специфическое вза­иморасположениеи взаимодействия всех игроков команды, объеди­ненные единой целевой направленностью (например, система игры в нападении с одним центровым; личная система игры в защите и т.п.). Подчеркивается взаимосвязь и согласованность действий всех игроков в рамках единой концепции ведения игры.

Структурной единицей командных действий в нападении являет­ся комбинация – это заранее разученные и целенаправленные вза­имодействия нескольких или всех игроков в пределах конкретной системы игры, направленные на создание благоприятных условий для завершения атаки.

Существует также термин форма ведения игры – это внешнее проявление действий команды в рамках решения определенных так­тических задач. Форма ведения игры может быть активной или пас­сивной, что проявляется в наступательном или оборонительном ха­рактере действий команды. Примером активной формы ведения игры в защите могут служить агрессивные действия по всей пло­щадке или на отдельных ее участках (личный или зонный прессинг) с постоянным «давлением» на мяч, оттеснением соперника с мячом в нужном направлении и в определенное место с дальнейшей орга­низацией группового отбора. В нападении это стремительный переход к атакующим действиям при овладении мячом с последую­щей организацией скоростной атаки. При пассивных формах веде­ния игры в защите команда предоставляет соперникам свободу действий за пределами возможных прицельных бросков мяча, а в напа­дении предпочитает длительный розыгрыш мяча с использованием многоходовых комбинаций.

Бесконечному многообразию возможных игровых ситуаций в ба­скетболе соответствует наличие многочисленных адекватных такти­ческих действий отдельных игроков, группы игроков и команды в целом. Их можно систематизировать согласно общим признакам (рис. 1, 2).

Индивидуальные действия – это самостоятельные действия игрока, направленные на решение командной тактической задачи без непосредственной помощи партнера.

Групповые действия – это взаимодействия двух или трех игро­ков в рамках выполнения командной задачи.

Командные действия подразумевают взаимодействия всех игро­ков команды, направленные на решение задач ведения игры.

В свою очередь, каждая из выделенных групп объединяет несколь­ко видов, способов и их вариантов, которые определя­ются формами ведения игры, содержанием конкретных игровых дей­ствий и особенностями выполнения.

Необходимость эффективной организации действий команды тре­бует распределения функций между игроками. Тем самым конкре­тизируются задачи и роль каждого находящегося на площадке игро­ка при организации атакующих и защитных действий.

В современном баскетболе принято следующее распределение игроков по функциям (амплуа): защитники, форварды, центро­вые.

 

Рисунок 1.

Основные обязанности защитников – четкое руководство дей­ствиями партнеров в нападении, а также готовность к заверше­нию атаки позиционным броском или стремительным проходом к корзине; в обороне – сдерживание быстрой контратаки сопер­ников в случае потери мяча, действия на переднем рубеже защиты у своей корзины.

Форварды должны обладать хорошей маневренностью, умением атаковать результативно с дальних и средних позиций, обострять игру вблизи корзины соперников за счет собственного скоростного прохода или нацеленной передачи центровому. Помимо этого они обязаны грамотно осуществлять защитные действия на своих пози­циях и обеспечивать вместе с центровым подбор мяча на обоих щи­тах.

Центровые – наиболее высокорослые и мощные игроки в ко­манде, призваны таранить оборону соперников на ближ­них подступах к их щиту, а также «цементировать» оборону собственной корзины: они играют основную роль при борь­бе за отскок, при добивании мяча и накрывании бросков соперни­ков.

 

Рисунок 2.


Количество игроков по функциям на площадке в ходе игры может меняться в зависимости от избранной командой системы игры и складывающейся в матче ситуации.

Развитие баскетбола требует постоянной универсализации игро­ков различного амплуа. Что и наблюдается в игре спортсменов вы­сокого класса. Так, современные центровые не только достаточно уверенно чувствуют себя вблизи от чужой корзины, но и успешно завершают атаки дистанционными бросками, достаточно хорошо владеют ведением мяча и острыми атакующими передачами. В то же время защитники кроме выполнения своих традиционных обя­занностей способны атаковать через высокорослых игроков бро­ском мяча из-под кольца после скоростного («кинжального») про­хода, а также активно и небезуспешно бороться за отскок и доби­вание мяча у щита соперников. Форварды при необходимости мо­гут с успехом выполнять некоторые функции как защитников, так и центрового.

В связи с этим наблюдается тенденция дифференциации функ­ций внутри традиционных игровых амплуа. Так, среди защитников стали выделять разыгрывающего (первого номера), т.е. дирижера или главного диспетчера (плеймейкера) команды, и атакующего за­щитника (второго номера), основного поставщика трехочковых по­паданий. Среди нападающих – легкого форварда (третьего номе­ра – игрока «периметра»), более склонного к активной игре на даль­них подступах к корзине соперника; и тяжелого форварда (четвер­того номера), больше тяготеющего к игре на позиции центрового, но выгодно отличающегося от него высокой маневренностью. В свою очередь, центровые (пятые номера) кроме выполнения своих основных, традиционных функций способны также эпизодически сыграть на любой из вышеперечисленных позиций, если того требу­ет складывающаяся игровая ситуация.

Благодаря данной тенденции современная игра отличается высо­кой зрелищностью и повышенной динамичностью.

И все же полная универсализация в баскетболе не возможна в силу кардинального различия функциональных и психо физиологических особенностей игроков разного роста, а соответственно раз­ных игровых функций, их индивидуальных способностей к решению конкретных задач соревновательного противоборства.

Только рациональное сочетание игровой специализации и уни­версализации создает предпосылки эффективной командной игры.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: