Обучение индивидуальным тактическим действиям игрока с мячом

Тактические действия игрока с мячом осуществляются при розыгрыше мяча с целью создания хороших условий для результативного броска и при атаке корзины. Средствами индивидуальных тактических действий здесь служат технические приемы игрока, владеющего мячом: разновидности ловли, передач, ведения и бросков. Для успешного решения задач ведения игры они должны выполняться с учетом конкретной игровой ситуации. Следовательно, процесс обучения базовым элементам техники баскетбола целесообразно строить с использованием ситуативного подхода, при котором каждый прием изучается в условиях, моделирующих игровые.

Обучение индивидуальным тактическим действиям игрока с мячом с использованием ловли и передач

Ловля мяча в игре осуществляется преимущественно двумя руками. Это более надежный способ по сравнению с ловлей одной рукой. Основным условием эффективного выполнения данного приема является движение игрока навстречу летящему мячу. Если же он направляется на ход нападающему, т.е. поступает сзади-сбоку, то важно в качестве ориентира для партнера использовать дальнюю от полета мяча руку, а при овладении мячом не снижать набранной скорости.

Ловле мяча, как правило, предшествует выход нападающего на свободную позицию. Еще одно требование к нему – не смотреть прямо на передающего партнера, а видеть мяч благодаря периферическому зрению.

Передача – основной элемент техники при розыгрыше мяча. Этот прием позволяет решить несколько задач в процессе организации атаки.

В начальной стадии атакующих действий с целью создания условий для стремительного нападения используют так называемый «первый пас ». Он должен быть быстрым и нацеленным. Для этого применяют как длинные проникающие передачи убегающему партнеру, так и короткие направленные передачи к ближней боковой линии освободившемуся игроку.

В ходе развития атаки при позиционном нападении используют конструирующие передачи на средние и короткие дистанции. С их помощью команда разыгрывает комбинации. При этом мяч «ходит» от партнера к партнеру с фланга на фланг, вперед-назад, в глубину и обратно.

Для завершающей фазы атаки характерны атакующие (результативные) передачи, благодаря которым нападающий выводится на бросок. Особенно эффективны здесь скоростные скрытые передачи входящему в трехсекундную зону или выходящему под заслон нападающему, а также так называемые «откидки» на проходе оставшемуся без присмотра защитников игроку либо неожиданный перевод мяча из глубины площадки назад («на периметр») для прицельного броска без сопротивления.

Тактическое значение имеют и передачи при введении мяча из-за пределов площадки – статические или вспомогательные передачи. Особенно значимы они при вбрасывании мяча из-за лицевой линии под щитом соперника и в напряженные моменты противоборства, т.е. в концовках четверти или игры. В этих ситуациях при слаженных взаимодействиях нападающих вспомогательные передачи могут превращаться в атакующие.

Для современного баскетбола с постоянно растущей агрессивностью защитных действий характерной особенностью является господство преодолевающего и скоростного, т.е. коротко амплитудного (кистевого) вида передач.

Повышение активности противодействия защитников сокращает время для принятия решения и его осуществления. Возрастает значение способности игроков быстро и правильно выбрать в конкретной ситуации наиболее рациональный способ передачи. При этом следует руководствоваться утверждением, что для каждой ситуации существует один наилучший вид передачи мяча, даже если она выполняется без сопротивления противника. Критериями для выбора служат: дистанция, на которую передается мяч; позиция партнеров и характер их передвижений; расположение защитников; положение звеньев тела обороняющегося игрока, непосредственно препятствующего выполнению передачи.

Для перевода мяча на большое расстояние следует использовать передачу одной рукой от плеча или от головы, на средние дистанции мяч успешно доставляется с помощью разновидностей передач двумя и одной рукой (от груди, от плеча или от головы); короткие дистанции требуют использования кистевых (скоростных) видов передач.

Преодоление сопротивления защитников связано с использованием «слабых зон» в его стойке. Умение мгновенно оценить расположение звеньев тела соперника, выбрать способ и направление передачи и, наконец, быстро выполнить избранное технико-тактическое действие предопределяет его успешность.

Защитник может находиться в параллельной стойке или в стойке с выставленной вперед ногой. Каждой стойке соответствует специфическое расположение головы, туловища и конечностей. На рис. 9 цифрами обозначены наиболее уязвимые для передачи мяча зоны в стойках защитника («слабые зоны»).



Рисунок 9.

* Примечание – 1,2,3,4 – «слабые зоны» в разновидностях стоек защитника

Для их преодоления используют определенные виды передач. Над головой соперника передавать мяч целесообразно двумя руками от головы, одной от плеча и двумя от груди; над плечом соперника – одной рукой от плеча или от головы; на уровне или ниже пояса – двумя руками от груди, одной сбоку, одной или двумя руками снизу.

Выбор траектории полета мяча диктуется расстоянием до партнера и расположением защитника. На коротких дистанциях используется навесная траектория с перебрасыванием мяча через защитника; а также прямая траектория и с отскоком от пола через его «слабые зоны». На средних дистанциях эффективна преимущественно прямая траектория «сквозь» защитника с учетом «слабых зон» в его стойке. А на длинных – навесная через защитников или прямая при их отсутствии на пути мяча. Недопустимы передачи поперек площадки, «мягкие» передачи в углы или из углов площадки вдоль боковых линий, «висящие» диагональные передачи через нескольких защитников, длинные передачи с отскоком от пола при медленном движении мяча, так как они хорошо «читаются» соперниками и чаще всего перехватываются.

Чтобы заставить защитника принять нужное нападающему положение перед последующей передачей, т.е. вынудить его раскрыться, используют финты мячом (вверх-вниз, в сторону и назад) или туловищем (за счет его наклонов и сгибания либо разгибания ног) в сочетании с движением головой и ложным взглядом. Однако следует избегать необоснованных, лишних финтов, т.к. это замедляет движение мяча и соответственно развитие атаки. Передача должна быть точной и своевременной.

При передачах игроку, находящемуся в движении, необходимо учитывать его скорость перемещения и посылать мяч с таким усилием, чтобы партнеру не приходилось замедлять движение или останавливаться при обработке мяча, и в то же время, чтобы мяч не был перехвачен соперником. Значительно облегчает задачу передающему вовремя поднятая как ориентир рука получающего мяч игрока. При параллельном движении нападающих игрок без мяча должен постоянно стремиться быть чуть впереди партнера.

Итак, в игре основной принцип для распасовщика: хорошая передача - удобна для партнера и недостижима для соперника.

Обучение индивидуальным тактическим действиям игрока с мячом с использованием ведения

Ведение мяча или дриблинг – грозное оружие в техническом арсенале баскетболиста. Оно позволяет нападающему значительно расширить свою маневренность при передвижениях с мячом. Существует несколько разновидностей данного технико-тактического действия по его целевой направленности. Так ведение можно использовать для вывода мяча из своей зоны в передовую - выводящий дриблинг. Оно помогает преодолеть прессинг и получить позиционное преимущество после обыгрывания защитника – преодолевающий дриблинг. Наконец, благодаря решительному скоростному ведению игрок может создать себе хорошие условия для броска – атакующий дриблинг.

Решение перечисленных тактических задач, связанных с ведением мяча, определяет специфические особенности дриблинга в том или ином случае. Прежде всего, нападающий должен владеть приемами обыгрывания защитника в начале ведения. К ним относится вышагивание, скрестный шаг и поворот (рис. 10).

      

         а                         б                                              в

Рисунок 10.

 

При использовании вышагивания (рис. 10, а) дриблер обыгрывает соперника на встречном движении после выведения его из равновесия за счет короткого ложного шага вперед и последующего возвращения в и.п. Для ухода с помощью скрестного шага (рис. 10, б) применяют обманный пружинящий шаг вперед и несколько в сторону с последующим зашагиванием за защитника той же ногой в противоположном направлении с одновременным началом ведения дальней от соперника рукой. Обыгрывание поворотом (рис. 10, в) также начинается с обманного шага вперед и в сторону, а затем следует быстрый поворот назад вокруг опорной ноги и выпуск мяча ближней к направлению поворота рукой.

Результативными при обыгрывании защитника в начале ведения являются также финты на бросок или передачу партнеру, с помощью которых соперник выводится из равновесия и теряет правильную защитную стойку. Особенно значимы здесь естественные движения головой, плечами, туловищем. Ложные движения мячом должны быть рациональными и коротко амплитудными, т.е. с использованием только кистей.

Начинать проход с ведением целесообразно в сторону впередистоящей ноги защитника и всегда дальней от него рукой. Как и при выходе на свободное место без мяча, эффективным является смена темпа движения: ложный шаг или шаги либо обманные движения туловищем, головой, мячом выполняются медленно, так чтобы защитник успел среагировать на финт, а первый шаг прохода – быстро, энергично и решительно. Мяч посылают вперед без задержки, укрывая его от возможного выбивания.

Когда защитник обыгран, для быстрого передвижения по прямой используют скоростной высокий дриблинг. Если же защитник или кто-либо из его партнеров восстанавливает свою позицию перед дриблером, переходят на низкое ведение, изменяют скорость и направление движения.

Обыгрывание соперника в движении при ведении производят с помощью смены ритма, темпа, скорости и направления, умелого укрывания мяча и своевременного его перевода с руки на руку.

Наиболее распространенным и простым по исполнению способом перевода мяча является перевод перед собой. В момент, когда нога, одноименная с ведущей рукой, ставится на пол, производится опускание руки с мячом и его непродолжительный захват снаружи. Далее следует акцентированный толчок опорной ногой в сторону другой с одновременным переводом мяча поперек туловища на другую руку и длинный шаг толчковой в новом направлении. В силу большого риска потери мяча при переводе перед защитником требуется неожиданность и быстрота движений, а также умелое использование поворота туловища и свободной руки для укрывания мяча.

Более эффектными и главное эффективными считаются варианты перевода мяча за спиной и под ногой. В первом случае мяч посылается в пол на уровне разноименной ноги в момент начала полного шага вперед одноименной ногой. А с ее постановкой на площадку и началом очередного шага разноименной ногой производится перевод мяча за спиной. Мяч направляется в пол таким образом, чтобы после поднимания вверх можно было бы взять его под контроль другой рукой и без пауз продолжить ведение в новом направлении. Надежность выполнения такого перевода мяча обеспечивается его непрерывным укрыванием туловищем и сохранением постоянного зрительного контроля над игровой ситуацией.

Перевод мяча под ногой столь же результативен при обыгрывании защитника, как и предыдущий прием. На практике используются два варианта этого технико-тактического действия. Более простой из них по исполнению предусматривает перевод мяча под разноименной с ведущей рукой ногой в момент ее выноса вперед на очередном шаге, последующий поворот на этой ноге и акцентированный длинный шаг другой в избранном направлении движения. Быстрым и естественным поворотом туловища в сторону установившей контроль над мячом руки и выставлением освободившейся от ведения руки достигается надежное укрывание мяча от защитника.

Другой, более сложный вариант данного игрового приема – перевод мяча между ногами. Он предполагает изменение движения ног на обратное в момент одиночного диагонального удара мячом в пол между ногами. Перевод осуществляется, когда одноименная с ведущей рукой нога плотно ставится на пол, а другая выносится вперед. Одновременно с переводом мяча с руки на руку ноги совершают смену положения «ножницами», а быстрый последующий поворот на обеих ногах позволяет обыграть защитника и продолжить движение в новом направлении.

Для обыгрыша защитника применяют также ведение с поворотом в движении. Его выполнение включает скрестный шаг разноименной с ведущей рукой ногой, поворот на ней в сочетании с взрывным обратным шагом одноименной ноги и одномоментным переводом мяча с руки на руку. Поворот заканчивается непрерывным движением в сторону от защитника. В начале поворота мяч захватывается спереди кистью ведущей руки, а после его завершения подхватывается другой для продолжения ведения. Продолжительная задержка мяча может привести к нарушению правил игры, а положение спиной к защитнику ограничивает дриблеру контроль над игровой ситуацией. Поэтому воспроизведение этого приема должно производится максимально быстро и неожиданно для соперника.

Большинство описанных приемов обыгрывания защитника при ведении в движении достаточно сложны по координации движений и технике исполнения, требуют длительной специальной тренировки и изучаются в процессе спортивного совершенствования баскетболистов.

В процессе обучения дриблингу как индивидуальному технико-тактическому действию необходимо приучить занимающихся к осмысленному использованию этого игрового приема. «Сначала посмотри, а потом действуй» – основной принцип для игрока, овладевшего мячом. Изначально он должен представлять тройную угрозу для соперников: быть готовым выполнить бросок, острую передачу или скоростной проход с ведением. Нападающий не имеет права бездумно ударять мячом в пол с последующей его ловлей, лишая себя возможности дальнейшего маневрирования с мячом. Недопустимо также приобретение отрицательного навыка, заключающегося в обязательном использовании ведения, как правило, одноударного, перед выполнением любого последующего игрового действия.

Любое ведение должно иметь цель, а завершению ведения должно предшествовать принятие решения о дальнейших действиях. Продолжением дриблинга может быть либо точная и быстрая передача, либо бросок, либо остановка в сочетании с поворотом и передачей. Задержка мяча после окончания ведения и нерешительность приводит к торможению развития атаки, позволяет защитникам организовать активное противодействие и, как правило, заканчивается потерей мяча. Особенно опасны с этих позиций остановки после ведения у центральной и боковых линий, в углах площадки. Еще более усугубляет ситуацию для нападающего, завершившего дриблинг, поворот спиной к щиту соперника. Такой «маневр» лишает его возможности эффективно продолжить атаку команды и предельно облегчает задачу в отборе мяча защитнику.

Баскетболист обязан научиться одинаково уверенно управлять мячом обеими руками и делать это без зрительного контроля.

Обучение индивидуальным тактическим действиям игрока с мячом с использованием бросков

Броски являются конечной целью атакующих действий команды. Тактически оправданными считаются только те из них, которые подготовлены всеми предшествующими действиями игроков, выполняются из выгодных позиций в ситуации, когда партнеры готовы участвовать в борьбе за отскочивший мяч, или бросковое движение провоцирует соперников на ошибку.

Нападающий, завершающий атаку, выбирает способ броска в зависимости от сложившейся на площадке ситуации: собственной удаленности от корзины, расположения соперников, а также от индивидуального объема и уровня владения техникой бросковых движений. Успешность бросков требует надежного воспроизведения рациональной и стабильной техники избранного варианта броска.

На современном этапе развития игры господствует бросок одной рукой, выполняемый в безопорном положении. Однако, чем шире диапазон освоенных бросковых движений, тем больше возможностей у нападающего переиграть защитника.

Оптимальной для совершения результативного броска считается ситуация, когда благодаря действиям партнеров либо за счет индивидуальных усилий при обыгрывании защитника бросок выполняется без каких-либо помех со стороны противника и с доступной дистанции. Однако создать такие условия в игре удается весьма редко. Преимущественное большинство атак завершается с преодолением определенной активности соперников. Особенно характерным это становится по мере приближения к щиту. При завершении атаки в непосредственной близости от корзины используют дальнюю от соперника руку. А чтобы избежать накрывания бросков высокорослым защитником, предварительно выполняют финт на бросок или зашагивание, посылают мяч по искусственно измененной траектории или укорачивают время его выпуска. При броске в движении для обыгрыша опекуна перекладывают мяч с руки на руку по ходу двухшажного разбега или выпускают мяч на первом шаге разбега.

Для получения преимущества в единоборстве используют броски с поворотом или с отклонением туловища назад. Эффективными также являются предшествующий дистанционным броскам в прыжке финт на проход вышагиванием с быстрым возвращением в и.п., уход от защитника с использованием скрестного шага или поворота в сочетании с одноударным ведением или резкая неожиданная остановка после скоростного прохода.

В случае отскока мяча от щита или кольца при неудачном броске очень эффективно добивание мяча в корзину в прыжке одной или двумя руками. Преимущество отдается добиванию одной рукой, которое позволяет достать мяч в более высокой точке.

Чтобы позиционно обыграть защитника и первым установить контроль над мячом в воздухе, нападающему необходимы: хорошо развитое интуитивное чувство, быстрота действий и достаточный уровень развития скоростно-силовых качеств, умелое использование финтов. Решающее значение имеет умение определить вероятное направление отскока на основе знания существующих закономерностей и собственного игрового опыта, а также расчет момента выпрыгивания: мяч следует добивать в верхней точке прыжка. Для этого, «отвоевав» у защитника выгодную позицию в зоне возможных отскоков, игрок должен находиться на оптимально согнутых («заряженных» на прыжок) ногах и обязан удерживать руки на уровне плеч с пальцами, направленными вверх. В корзину мяч направляется резким толчком кисти и пальцев.

И, наконец, одним из самых важных слагаемых результативных действий при добивании считается постоянный настрой игрока на борьбу под щитом соперника. Действовать надо так, как будто неточным ожидается каждый потенциальный бросок.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Дайте определение основных понятий тактики игры в баскетбол.

 

2. Какое распределение игроков по функциям существует в современном баскетболе? Дайте характеристику игрокам различных амплуа.

 

3. Какие этапы выделяют в структуре обучения тактике игры в баскетбол? Охарактеризуйте каждый из этапов.

4. Какие существуют индивидуальные тактические действия нападающего без мяча? Опишите их разновидности.

 

5. Какие индивидуальные тактические действия игрока с мячом Вы знаете?

 

6. Охарактеризуйте индивидуальные тактические действия игрока с мячом с использованием ловли и передач.

 

7. Дайте характеристику индивидуальных тактических действий игрока с мячом с использованием ведения.

 

8. Опишите  индивидуальные тактические действия игрока с мячом с использованием бросков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: