Техника «циркулярное интервью» (малкина-пых)

Это основная и широко используемая техника. Психотерапевт по очереди задает членам семьи особым образом сформулированные вопросы или один и тот же вопрос. Для того чтобы эта техника «работала» не только на терапевта, то есть была не только диагностическим инструментом, но и инструментом психологического, психотерапевтического воздействия, нужно владеть ею виртуозно.

Начинающему системному семейному психотерапевту полезно будет выучить наизусть список тем, которые необходимо затронуть в беседе с семьей с помощью круговых вопросов:

1. С какими ожиданиями пришла семья? Кто направил их на консультацию, к кому они обращались прежде?

2. Как семья видит свою актуальную проблему?

3. Какова ситуация в семье в настоящее время?

4. Как раньше семья справлялась с трудностями и проблемами? Какие использовались способы их решений?

5. Как семья взаимодействует по поводу текущей проблемы? Необходимо прояснить круги взаимодействия на уровне поведения, на уровне мыслей и чувств.

6. Какая система понимания проблемы и причин ее возникновения существует в семье?

7. Какие существуют ключевые, триггерные ситуации?

8. Как ситуация может развиваться наихудшим образом? Как можно усугубить проблему?

9. Какие положительные стороны есть у проблемы?

10. Вопросы о психологических ресурсах каждого.

11. Вопросы о том, как каждый представляет себе будущее с проблемой и без нее.

12. Какой была бы жизнь семьи без проблемы, без симптома?

Разумеется, весь этот круг тем невозможно затронуть за один сеанс. Ему можно посвятить две-три встречи. После этого системная гипотеза приобретает достоверность. Конкретная формулировка вопросов в круговой форме определяется индивидуальным мастерством и творческим потенциалом психотерапевта, его способностью строить контакт с семьей.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Карта структурирования информации о семейной системе.

1. Повод обращения. Кто направил.

2. Описание проблемы и желаемых изменений словами клиентов (метафоры клиентов).

3. Генограмма семейной системы.

4. Данные из истории семьи.

- важные события, модели функционирования и взаимоотношений в семьях прародителей идентифицированного пациента (IP);

- важнейшие события ядерной семьи IP, структурирование ключевых событий вдоль временной оси.

5. Стадия жизненного цикла семьи. Важнейшие задачи и проблемы, стоящие перед семьей. Гипотеза о том, почему семья пришла на прием к специалисту именно сейчас.

6. Структура семьи в настоящий момент (Сплоченность, иерархия, границы):

- порядок рассаживания на приеме;

- распределение по комнатам в квартире;

- данные интервью и наблюдения о семейной структуре, данные тестов (если они проводились)

- терапевтическая гипотеза о структуре семьи

7. Взаимодействие членов семьи:

- индивидуальные поведенческие паттерны и модели функционирования, способы влияния членов семьи друг на друга;

- взаимодействие на приеме;

- отмеченные семейные правила, регулирующие коммуникацию;

- испробованные средства в решении проблемы. Что помогало что имело неудачу.

- составление поведенческих последовательностей, «порочный круг», включающий симптоматическое поведение членов семьи. Гипотезы.

8. Функции симптоматического поведения в семейной системе. Опасности изменений для членов семьи.

9. Дополнительные гипотезы.

10. Планирование дополнительной диагностики.

11. Цели терапии.

12. Планирование терапии. Возможные этапы терапии и промежуточные цели. Возможные терапевтические процедуры, задания и упражнения.

Начало терапии. Окончание терапии

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Системное интервью с индивидами и семьями как диагностический инструмент

ФАЗА БЕСЕДЫ (Когда?) ТЕМА (Что?) МЕТОДЫ (Как?)
Приветствие    
Присоединение С какими ожиданиями пришла семья? Кто их направил на консультацию? К кому они обращались прежде? Линейные вопросы на тему знакомства.
Определение проблемы Вопросы об актуальной жизненной ситуации в семье. Как семья видит свою актуальную проблему? Какие существуют триггерные ситуации? История проблемы. Какая система понимания проблемы и причин ее возникновения существует в семье? Предыдущие попытки решения. Как раньше семья справлялась с трудностями и проблемами? Какие использовались способы решений? Циркулярный опрос.
Расширение взгляда на проблему Как семья взаимодействует по поводу текущей проблемы?   Как может развиваться ситуация наихудшим образом? Как можно усугубить проблему?     Каковы положительные стороны проблемы?     Гипотетические вопросы (Что было бы...? А если бы...?) Циркулярный опрос.   Прояснить круги взаимодействия на уровне поведения, на уровне мыслей и чувств. Позитивные функции проблемы.     Рефлексивные вопросы.
Определение цели (конкретной и поведенческой) Вопросы о психологических ресурсах каждого. Вопросы о том, как каждый представляет себе будущее с проблемой и без нее. Какая была бы жизнь семьи без проблемы, без симптома? Рефлексивные вопросы.
Контракт    
Расставание    

 

Приложение 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: