Это основная и широко используемая техника. Психотерапевт по очереди задает членам семьи особым образом сформулированные вопросы или один и тот же вопрос. Для того чтобы эта техника «работала» не только на терапевта, то есть была не только диагностическим инструментом, но и инструментом психологического, психотерапевтического воздействия, нужно владеть ею виртуозно.
Начинающему системному семейному психотерапевту полезно будет выучить наизусть список тем, которые необходимо затронуть в беседе с семьей с помощью круговых вопросов:
1. С какими ожиданиями пришла семья? Кто направил их на консультацию, к кому они обращались прежде?
2. Как семья видит свою актуальную проблему?
3. Какова ситуация в семье в настоящее время?
4. Как раньше семья справлялась с трудностями и проблемами? Какие использовались способы их решений?
5. Как семья взаимодействует по поводу текущей проблемы? Необходимо прояснить круги взаимодействия на уровне поведения, на уровне мыслей и чувств.
6. Какая система понимания проблемы и причин ее возникновения существует в семье?
|
|
7. Какие существуют ключевые, триггерные ситуации?
8. Как ситуация может развиваться наихудшим образом? Как можно усугубить проблему?
9. Какие положительные стороны есть у проблемы?
10. Вопросы о психологических ресурсах каждого.
11. Вопросы о том, как каждый представляет себе будущее с проблемой и без нее.
12. Какой была бы жизнь семьи без проблемы, без симптома?
Разумеется, весь этот круг тем невозможно затронуть за один сеанс. Ему можно посвятить две-три встречи. После этого системная гипотеза приобретает достоверность. Конкретная формулировка вопросов в круговой форме определяется индивидуальным мастерством и творческим потенциалом психотерапевта, его способностью строить контакт с семьей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Карта структурирования информации о семейной системе.
1. Повод обращения. Кто направил.
2. Описание проблемы и желаемых изменений словами клиентов (метафоры клиентов).
3. Генограмма семейной системы.
4. Данные из истории семьи.
- важные события, модели функционирования и взаимоотношений в семьях прародителей идентифицированного пациента (IP);
- важнейшие события ядерной семьи IP, структурирование ключевых событий вдоль временной оси.
5. Стадия жизненного цикла семьи. Важнейшие задачи и проблемы, стоящие перед семьей. Гипотеза о том, почему семья пришла на прием к специалисту именно сейчас.
6. Структура семьи в настоящий момент (Сплоченность, иерархия, границы):
- порядок рассаживания на приеме;
- распределение по комнатам в квартире;
- данные интервью и наблюдения о семейной структуре, данные тестов (если они проводились)
|
|
- терапевтическая гипотеза о структуре семьи
7. Взаимодействие членов семьи:
- индивидуальные поведенческие паттерны и модели функционирования, способы влияния членов семьи друг на друга;
- взаимодействие на приеме;
- отмеченные семейные правила, регулирующие коммуникацию;
- испробованные средства в решении проблемы. Что помогало что имело неудачу.
- составление поведенческих последовательностей, «порочный круг», включающий симптоматическое поведение членов семьи. Гипотезы.
8. Функции симптоматического поведения в семейной системе. Опасности изменений для членов семьи.
9. Дополнительные гипотезы.
10. Планирование дополнительной диагностики.
11. Цели терапии.
12. Планирование терапии. Возможные этапы терапии и промежуточные цели. Возможные терапевтические процедуры, задания и упражнения.
Начало терапии. Окончание терапии
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Системное интервью с индивидами и семьями как диагностический инструмент
ФАЗА БЕСЕДЫ (Когда?) | ТЕМА (Что?) | МЕТОДЫ (Как?) |
Приветствие | ||
Присоединение | С какими ожиданиями пришла семья? Кто их направил на консультацию? К кому они обращались прежде? | Линейные вопросы на тему знакомства. |
Определение проблемы | Вопросы об актуальной жизненной ситуации в семье. Как семья видит свою актуальную проблему? Какие существуют триггерные ситуации? История проблемы. Какая система понимания проблемы и причин ее возникновения существует в семье? Предыдущие попытки решения. Как раньше семья справлялась с трудностями и проблемами? Какие использовались способы решений? | Циркулярный опрос. |
Расширение взгляда на проблему | Как семья взаимодействует по поводу текущей проблемы? Как может развиваться ситуация наихудшим образом? Как можно усугубить проблему? Каковы положительные стороны проблемы? Гипотетические вопросы (Что было бы...? А если бы...?) | Циркулярный опрос. Прояснить круги взаимодействия на уровне поведения, на уровне мыслей и чувств. Позитивные функции проблемы. Рефлексивные вопросы. |
Определение цели (конкретной и поведенческой) | Вопросы о психологических ресурсах каждого. Вопросы о том, как каждый представляет себе будущее с проблемой и без нее. Какая была бы жизнь семьи без проблемы, без симптома? | Рефлексивные вопросы. |
Контракт | ||
Расставание |
Приложение 3