Методика «Семейная социограмма»

(Э. Г. Эйдемиллер, О. В. Черемисин)

«Семейная социограмма» относится к рисуночным проективным методикам. Она позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер (прямой или опосредствованный) коммуникаций в семье. Организация исследования. Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм.

Инструкция: на листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг

Анализ и интерпретация результатов Критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностики:

1 число членов семьи, попавших в площадь круга;

2 величина кружков;

3 расположение кружков относительно друг друга;

4 дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он вытеснен из сознания субъекта. В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

 

Рис. 2. Лена — дочь Рис. 3. Петр — отец Рис. 4. Я — мать девочки

 

Далее обращается внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о высокой (возможно, завышенной) самооценке человека, меньший – о низкой (возможно, заниженной) самооценке. Величина кружков других членов семьи указывает на их значимость для испытуемого. Следует обратить внимание на расположение кружков в площади поля рисунка и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи – на переживание эмоциональной отверженности. Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части поля рисунка.

Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание» кружков, когда они наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о недифференцированном «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.

Существуют различные варианты проведения данной методики. Так, например, И. М. Никольская в процессе семейной диагностики предлагает испыту­емому последовательно нарисовать несколько вариантов семейной социограммы (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003):

1.Стандартная социограмма, на которой изображены сам испытуемый и
все члены его семьи.

2. Социограммы, на которых могут отсутствовать определенные члены се­мьи или присутствовать люди и объекты, которые к семье номиналь­но не принадлежат.

3. Социограммы, которые относятся к разным этапам жизненного цикла
семьи.

Это позволяет прояснить особенности взаимоотношений в разном семей­ном контексте, а также определить оптимальные, с точки зрения членов се­мьи, и реальную системы взаимоотношений. Сравнение и совместный анализ полученных социограмм позволяет психологу и членам семьи увидеть пробле­му с разных сторон, что, в свою очередь, способствует постановке более точно­го диагноза и поиску эффективного способа выхода из сложной ситуации.

Бланк теста «Семейная сопрограмма» состоит из инструкции и круга диаметром 110 мм.

Бланк теста «Семейная социограмма»

Инструкция:

Перед Вами на листе круг. Нарисуйте в нем в форме кружков себя самого и членов вашей семьи и подпишите их.

 

2. Методика Геносоциограмма

Методика «Геносоциограмма» разработана и описана А. А. Шутценбергер. Слово «Геносоциограмма» происходит от слов «генеалогия» и «социометрия». Методика «Геносоциограмма» базируется на методике «Генограмма» и также используется для анализа семейной истории, паттернов взаимоотношений, переходящих из поколения в поколение, и событий, предшествующих тому или иному кризису семьи. Ее отличие состоит в фокусировке на мегасистемном уровне функционирования семейной системы. При работе с данной методи­кой психотерапевт обращает особое внимание на ситуацию в социуме в то вре­мя, когда в семье происходили те или иные события. В ходе работы над геносоциограммой отмечаются такие социальные катаклизмы, как война, голод, спад производства, изменение политического строя, гонения на отдельные народы и национальности и др. Цель методики — получение полной и целост­ной картины функционирования семьи на всех уровнях: индивидуальном, мик­ро- макро- и мегасистемном.

Помимо генеалогической картины, дополненной перечнем важных жиз­ненных событий семьи, геносоциограмма, базирующаяся на социометричес­кой концепции Я. Морено, отражает также социометрические связи, эмоцио­нальные отношения, взаимные симпатии и антипатии членов семьи, что позволяет глубоко проанализировать макросистемный уровень функционирования семьи.

 



Методика

 «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3)

Представляет собой один из наиболее известных стандартизированных опросников, предназначенных для оценки семейной структуры.

Шкала семейной адаптации и сплоченности представляет собой стандартизированный опросник, цель которого – оценка семейной структуры. Авторами данного опросника являются Д. Х. Олсон, Дж. Портнер, Р. Белл (Olson, Portner, Bell, 1982), в 1985 г. появился новый вариант теста FACES III (Olson, Portner, Lavee, 1985). В настоящей Программе используется русскоязычный вариант шкалы, адаптированный и нормированный Э. Г. Эйдемиллером, А. Г. Лидерсом, М. Ю. Городновой (2007).

Цель этой методики: включает в себя три важнейших параметра семейного поведения сплоченность, адаптация и коммуникация. FACES-3 является третьим вариантом серий шкал FACES, разработанным для оценки двух основных параметров структуры семьи, представленных графически в «циркулярной модели», – семейной сплоченности и семейной адаптации.

Материалы: бланк, ручка.

Методика стандартизирована на выборке 1100 беспроблемных семей (молодые супружеские пары, родители и подростки, родители на других стадиях жизненного цикла). В дальнейшем были проведены дополнительные исследования на семьях больных неврозами, шизофренией, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией.

Семейная сплоченность – это степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они взаимозависимы, при минимальной – автономны и дистанцированы друг от друга. Для диагностики семейной сплоченности используются следующие показатели: «эмоциональная связь», «семейные границы», «принятие решений», «время», «друзья», «интересы и отдых».

Шкала «Семейная сплоченность» показывает степень эмоциональной близости, наличие или отсутствие душевных, теплых эмоциональных отношений.

В «циркулярной модели» различают четыре уровня семейной сплоченности – от экстремально низкого до экстремально высокого. Они обозначаются следующим образом: разобщенный, разделенный, связанный и сцепленный. Представим краткую характеристику каждого из уровней.

Разобщенный уровень – члены семьи крайне эмоционально разделены, мало привязаны друг к другу и ведут себя не согласованно, не способны оказывать поддержку друг другу и совместно решать жизненные проблемы. Изолируясь друг от друга, подчеркивая свою независимость, они скрывают свою неспособность устанавливать близкие взаимоотношения. При сближении с другими у них возрастает чувство тревоги.

Разделенный уровень характеризуется умеренной сплоченностью семьи. В эмоциональных отношениях в семье присутствует некоторая раздельность, однако она не является такой крайней, как в разобщенной семье. Несмотря на то, что время, проводимое отдельно, для членов семьи более важно, семья способна собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу и принимать совместные решения. Интересы и друзья являются обычно разными, но существует и область, общая с другими членами семьи.

Связанный уровень характеризуется высокой степенью эмоциональной близости членов семьи, лояльностью во взаимоотношениях и определенной зависимостью членов семьи друг от друга. Члены семьи часто проводят время вместе. Это время для них важнее, чем время, посвященное индивидуальным друзьям и интересам. Однако сплоченность в таких семьях не достигает степени запутанности, когда пресекаются всякие различия.

Сцепленный уровень, для которого характерна чрезмерная эмоциональная близость (слияние) и лояльность, отсутствие личного пространства, независимости у членов семьи. Такие семьи и их члены являются слабо дифференцированными.

Сбалансированными уровнями семейной сплоченности являются разделенный и связанный.

Семейная адаптация – характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно семейная система приспосабливается или изменяется при воздействии на нее стрессоров, а также способность семьи решать жизненные задачи, возникающие перед ней при движении по стадиям жизненного цикла. Для диагностики адаптации используются параметры: «лидерство», «дисциплина», «правила и роли в семье».

Шкала «Семейная адаптация» выявляет уровень семейной адаптации: ригидный, структурированный, гибкий и хаотичный. Кратко охарактеризуем каждый из уровней.

Ригидный уровень семейной адаптации свидетельствует о низкой гибкости и адаптивности семьи. Такая семья не способна решать встающие перед ней жизненные задачи. Семья отказывается меняться и приспосабливаться к изменившейся ситуации (рождение, смерть членов семьи, взросление детей и отделение их от семьи, изменения в карьере, месте жительства и т. д.). Система часто становится ригидной, когда она чрезмерно иерархизирована, когда один из членов семьи полностью определяет ее жизнь, контролирует все в ней происходящее. Обсуждение важных вопросов в такой семье ограничено, большинство решений принимается лидером. В ригидной системе роли, как правило, строго распределены и правила взаимодействия остаются неизменными. Незначительность изменений в системе ведет к высокой предсказуемости и ригидности поведения ее членов.

Структурированный уровень семейной адаптации характеризуется умеренной гибкостью. Здесь присутствует некоторая степень демократического руководства, предполагающая обсуждение проблем членами семьи, учитываются мнения всех членов, включая детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны, имеется возможность их обсуждения. Члены семьи должны соблюдать дисциплину.

Гибкий уровень семейной адаптации характеризуется умеренной гибкостью, демократическим стилем руководства. Решение проблем ведется открыто и активно, в них участвуют все члены семьи, включая детей. Роли могут выполняться разными членами семьи и меняться, когда это необходимо. Правила могут быть изменены и соотнесены с возрастом членов семьи. Иногда, правда, семье может не хватать лидерства, и члены семьи завязают в спорах друг с другом.

Хаотичный уровень семейной адаптации характеризуется высокой степенью непредсказуемости. Такое состояние система часто приобретает в момент кризиса, например, при рождении ребенка, разводе, потере источников дохода и т. д. Проблемным оно становится, если система застревает в нем надолго. Такой тип системы имеет неустойчивое и ограниченное руководство и испытывает недостаток лидерства. Решения являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного члена к другому.

В качестве сбалансированных рассматриваются структурированный и гибкий уровни.

Тестовые материалы

 

Методика состоит из списка утверждений. Задача испытуемого заключается в том, чтобы дважды оценить каждое утверждение по степени его выраженности, используя пятибалльную шкалу:

• почти никогда – 1 балл,

• редко – 2 балла,

• время от времени – 3 балла,

• часто – 4 балла,

• почти всегда – 5 баллов.

В первом случае задача испытуемого оценить реальное семейное функционирование, во втором – идеальное, т. е. такое, каким бы хотелось его видеть.

Тестовые материалы

Вариант А

Инструкция: Опишите, пожалуйста, вашу реальную семью (супруг(а), дети). Прочитайте написанные ниже высказывания и оцените, насколько часто в вашей семье используются такие формы поведения. Если они не используются или почти не используются, поставьте значок «+» под цифрой 1 («Почти никогда»). Если используются редко – под цифрой 2 («Редко). Если иногда используются, а иногда – нет, поставьте значок «+» под цифрой 3 («Время от времени»). Если форма поведения применяется часто, поставьте значок «+» под цифрой 4 («Часто»). Если форма поведения характерна для вашей семьи и применяется практически постоянно, поставьте значок «+» под цифрой 5 («Почти всегда»)

Бланк ответов

 

Шифр кандидата ____________________ Пол ____________________

Образование ____________________

высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее, начальное

Семейное положение ____________________

состою в браке, разведен(а), вдова (вдовец), незарегистрированный брак, не состою в браке

Возраст ______ Дата _________

Инструкция: А теперь, пожалуйста, таким же образом опишите идеальную семью, ту, о какой вы мечтали.

б) теперь оцените все высказывания с точки зрения идеальной семьи, такой, о которой вы мечтайте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: