Первобытное искусство

Вопрос о происхождении искусства в его различных формах и о сущности его ранних проявлений весьма сложен: ни одна из существующих версий не кажется достаточно убедительной. Искусство выводят из религии или из якобы органически присущего человеку чувства красоты, эстетизма. Всякое социальное явление (а искусство, безусловно, было именно таковым явлением) возникает на основе определенной общественной потребности. По мере того, как первобытный человек обретал возможность более хорошо обеспечивать свои материальные потребности, возникали потребности духовные, которые, впрочем, были тесно связаны с практическими потребностями. Удовлетворение этих потребностей находило свое выражение в различных обрядах, в которых находили свое выражение качественно разнородные духовные потребности первобытной общины: эмоционально-экспрессивная, эстетическая, религиозная. Исходя из этого, логично предположить, что искусство не возникло из религии, а являлось, наряду с ней, частью сложного духовно-эмоционального комплекса человеческого сознания, рождавшего потребность в материализованном выражении внутренних переживаний человека, его чувств и идей, его творческой фантазии – образов, которые возникали в его мозгу. Однако первобытное искусство с самого начала своего формирования развивалось в теснейшей связи с религией. Причем обряд сам по себе также являлся комплексом, включавшим компоненты как изобразительного искусства (рисунки, скульптуры зверя, его маски), так и танцевально–музыкального.

Значительная часть гравюр и рисунков животных на стенах пещер, а также их скульптурные изображения использовались первобытными людьми в процессе их обрядовых церемоний. В пользу этого вывода говорит тот факт, что большинство палеолитических изображений найдено в самых потаенных частях пещер, в залах, лишенных естественного освещения, причем доступ в эти части пещер крайне затруднен многочисленными естественными препятствиями. Магическим предназначением рисунков объясняется и их переслоение: они нередко налагаются друг на друга так, что образуют трудноразличимое переплетение линий. Первобытных художников, очевидно, интересовал не столько результат изобразительной деятельности, сколько сама эта деятельность, которая имела не только художественное, но и магическое значение. В некоторых пещерах особенности изображений не оставляют сомнений в том, что они использовались в процессе обрядов. В пещере Монтеспан (Франция) были найдены остатки трех скульптур, которые изображали пещерных львов. Шея и грудь одного льва были испещрены следами ударов дротиков и копий, другие две скульптуры были почти целиком разбиты. Там же обнаружена глиняная скульптура медведя. Причем между ее передними ногами лежал череп медведя, который увенчивал скульптуру, которая также была изрешечена круглыми дырками, вероятно, от копий и дротиков. Как показывает этнография, изображение охоты, убитых и раненых зверей или даже просто звериных фигур имеет целью заворожить и околдовать зверя, овладеть им, обеспечить успех охоты.

В палеолитическом искусстве изображения животных преобладают над всеми иными изображениями, так как это искусство было искусством охотников. Первобытный художник запечатлел на стенах образы тех окружающих предметов, которые его больше всего интересовали и волновали. Он великолепно знал анатомические особенности множества видов зверей, их поведение, физиологию, определенные элементы психологии. Первобытные анималистические изображения выполняли несколько практических функций, в том числе, и функцию иллюзорного, магического замещения реального животного. И чем более был похож «заместитель» на реальное животное, тем сильнее была иллюзия, что обрядовое действо обеспечит обильную добычу.

С этой же точки зрения следует оценивать особенности самых древних изображений человека. В большинстве своем это небольшие скульптурные изображения женщин («палеолитические Венеры»). Подобным фигуркам присуща важная черта – стремление выпятить, возможно, более ярко передать признаки пола: груди, выпуклый живот и мощный таз. Лицо при этом практически не интересовало художника. Поскольку эти статуэтки возникали тогда, когда формировался материнский род, то, вероятно, статуэтки имели связь с древним культом плодородия, были культовыми предметами, талисманами. Другой вид антропоморфных изображений – это так называемые «колдуны», или люди в звериных масках. Это или отражение реальных магических ритуалов, в которых участвовали люди в звериных масках, или же изображения мифических тотемных предков.

Сложно сказать, все ли без исключения произведения искусства возникали в связи с какими-то религиозно-мистическими представлениями, является ли украшение орудий охоты стремлением сделать его более верным и удачным, или же это лишь желание украсить необходимый предмет? Украшались и вещи, не используемые в трудовых процессах, как, например, «жезлы начальников» – предметы неизвестного назначения из рога с выбитым в верхней части отверстием. На них вырезались изображения животных, стебли растений, орнамент. Некоторые специалисты утверждают, что художественные изображения на предметах обихода и орудиях труда не имели иного назначения, кроме украшения.

Истоки искусства в различных его проявлениях, то есть в тех, что находят свое выражение в материальных вещественных формах (скульптура, живопись, графика) и не имеющих вещественного оформления (пение или музыка), были различными. Предположительно, возникновение изобразительного искусства имело две стадии: «случайного реализма» и «намеренного реализма». Вероятно, художественные образы возникали в сознании человека необдуманно: пальцы бесцельно двигались по песку или глине, доставляя некое безотчетное удовольствие. В какой-то момент человек заметил, что его бесцельные закорючки и росчерки напоминают что-то реальное, конкретное, имеют черты сходства с чем-то знакомым и близким его душе (случайный реализм). Он попытался усилить эти черты сходства, изобразить знакомый предмет, возникший в его воображении, точнее и определеннее. Это требовало мыслительной деятельности, необходимости предварительно создать образ в своем воображении, а затем уже пытаться воспроизвести его. Человек свободно формирует мыслимый образ, стремясь достичь наибольшего сходства с тем или иным реальным объектом (намеренный, сознательный реализм). Таким образом, появляются два исходных условия для возникновения искусства: человек осознал, что он способен создать образ усилиями собственного мозга, и у него возникло желание действовать, прилагать усилия для достижения этой цели.

Еще один путь к искусству, более простой – использование возможностей, которые предоставляла сама природа, создавая своей игрой различные линии, бугры и выпуклости, которые по форме и величине чем-то напоминали очертания тел животных. Достаточно было небольшого напряжения фантазии, чтобы в памяти первобытного художника возникли знакомые образы. Поскольку приходилось приспосабливать под изображение уже готовые формы, то следовало придавать животным такую позу, которая наилучшим образом вписывалась в естественную заготовку. Поэтому и появились изображения животных, повернувших голову назад, с подогнутыми к брюху ногами, свернувшиеся и т.п.

Музыка знает две формы: вокальную, или песенную, и инструментальную. Немецкий ученый 19 в. Карл Бюхер выступил с теорией происхождения музыки из трудовых процессов. Исходя из того, что человек имеет обыкновение сопровождать свою работу песней, Бюхер утверждал, что песня возникает в тесной связи с ритмичными рабочими движениями и рабочими шумами. Отсюда же выводилось и происхождение инструментальной музыки, и сами музыкальные инструменты он выводил из рабочих орудий: барабан – из ступки, струнные инструменты – из бренчания тетивы лука и пр. Несмотря на низкий уровень технического совершенства уже в первобытном обществе возникли все основные виды музыкального инструмента: ударный, духовой, струнный (смычковый и щипковый), хотя они и были крайне примитивны. Ствол бамбука был первым ударным инструментом, а тот же полый бамбук – и духовым. Следует отметить связь ударных инструментов с языком сигналов, который мог использоваться первобытным человеком. В памятниках верхнего палеолита находят трубчатые кости с боковыми отверстиями, которые истолковываются как флейты и свистки. Но некоторые археологи считают эти предметы пеналами для иголок. Несомненно, что отдельные виды ритма в музыке возникли из ритмов трудовых процессов.

Украинские археологи обнаружили на Черниговщине комплект предметов из костей мамонта, которые могут быть определены как набор музыкальных инструментов. Удалось даже воспроизвести их практическое звучание. Каждый инструмент имел свое назначение и издавал звуки различной высоты. Бедро мамонта, например, использовалось наподобие современного ксилофона, череп был своеобразным барабаном. Этот оркестр создавал ударно-музыкальный ритм, сопровождавший первобытный танец, бывший, в свою очередь, частью какого-то обрядового действа. Песня же представляла собой не что иное, как ритмованную речь. Основное в первобытной песне – ритм, поэтому текст в наиболее примитивной песне составляет нередко повторение одного и того же возгласа или слова. Относительно танца, то и здесь источником выступает, скорее всего, трудовая деятельность человека. Однако танец может иметь различное содержание: гимнастический характер, тренировочный, эмоционально-возбудительный. Последние два, как правило, исполнялись перед охотой или сражением. Несомненна также связь первобытного танца с магией и тотемизмом.

Различные теории существуют и в отношении вопроса о происхождении и существе украшений. Многие виды украшений имеют различное происхождение, значение и содержание, часто переплетающиеся. Следует различать украшение, которое наносится на самое тело человека, а именно раскраску и татуировку, причем сюда же относится и прическа, и украшение в виде какого-либо предмета, надеваемого, навешиваемого или привязываемого к телу, иногда с некоторым увечьем тела. Раскраска тела связана с защитой кожного покрова: приготовляемая на жировой основе, она создавала теплосберегающий эффект. Связана она и с тотемизмом, представляя собой иногда подрисовку под тотемное животное. Входят сюда и элементы магии. Если раскраска делалась в приготовлении военных действий, то она носила устрашающий характер (как правило, использовался красный цвет – цвет крови). Столь же многозначна и татуировка. Весьма разнообразны навесные украшения, в которых отражаются различные моменты: и чисто эстетические, и религиозные, магические, тотемические. Сюда же относится ношение военных и охотничьих трофеев – зуба убитого животного, скальпа или черепа врага. В своем развитии навесные украшения сами покрываются украшением – орнаментом, резьбой, инкрустацией – и становятся произведениями искусства.

 

 

Заключение

Поиски начала – едва ли не самые трудные поиски, в которые пускается пытливый ум. Любое явление когда-то и где-то началось, зародилось, возникло – это кажется нам очевидным. Но, шаг за шагом добираясь до его истоков, можно обнаружить бесконечную цепь превращений, переходов из одного состояния в другое. Оказывается всякое начало относительно, оно само является следствие долгого предшествующего развития, звеном бесконечной эволюции. Не только происхождение жизни и человеческого рода на Земле не мыслится как единовременный акт творения или появления, но и происхождение собственно человеческих институтов. Таких как семья, собственность, государство, - также итог длительного процесса, звено в цепи превращений. То же можно сказать и о развитии культуры, цивилизации человеческого общества.

Если говорить в широком этнографическом смысле, культура и цивилизация слагаются из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Вильгельм Гумбольдт говорил, что человек всегда всё ставит в связь с тем, что перед ним имеется. Мысль о непрерывности цивилизации, содержащаяся в этом выражении, вовсе не какое-то сухое философское положение. Она приобретает совершенно практическое значение в силу простого соображения, что всякому желающему понять свою собственную жизнь необходимо узнать последовательные ступени, которые привели его воззрения и привычки к их настоящему состоянию. Огюст Конт едва ли преувеличил эту необходимость, высказав мысль, что никакая идея не может быть понята без её истории. Эта фраза может быть распространена на культуру вообще.

Основными источниками изучения первобытного общества и первобытной культуры являются, конечно же, археологические изыскания, этнография, данные геологии, антропологии, мифологии, фольклора. С незапамятных времён человека волновало его прошлое, но только научные достижения последнего века дали возможность ответить на ряд вопросов, интересовавших человечество на протяжении столетий. Одним из таких вопросов был вопрос о том, когда появился первый человек на Земле. Благодаря неустанным поискам была обнаружена одна из древнейших на Земле человеческих культур, восходящая к эпохе палеолита. Человека, чьи останки были обнаружены при раскопках, назвали синантропом. Обнаружение культуры синантропов относится к 20-м гг. нашего века, когда в 40 км от Пекина были найдены следы их деятельности. По костным останкам синантропа воссоздан его физический облик. Средний рост для женщины- 152 см, для мужчины- 163 см.

В пещере, где производились раскопки, в большом количестве найдены орудия труда и оружие синантропов: изделия из кварца и кварцита, песчаника и роговика. Это грубо обработанные рубящие орудия с широким овальным лезвием. Синантропы систематически пользовались огнём. Спрессованный слой золы от кострищ в пещере достигал семиметровой толщины. Это значит, что пещера была обитаема, вероятно, в течение нескольких тысячелетий. Некоторые кости животных, обнаруженные в пещере, обожжёны, на основании чего можно сделать вывод, что синантропы поджаривали мясо животных на огне.

Охота, поддержание огня, добывание материалов для изготовления каменных орудий труда и оружия, наконец, общее жилище- пещера - объединяли синантропов в устойчивое общество. Для суждения об уровне интеллектуального развития синантропов решающее значение имеет факт овладения ими огнём как техническим средством и стихией природы.

Неандертальская эпоха была значительным шагом вперёд в развитии производительных сил первобытного общества, его материальной и духовной культуры.

Следующим шагом в первобытной истории человечества стал переход от стадных обществ к родовому строю, к формированию материнской родовой организации. Именно в это время (период ориньякской культуры), вместе с усовершенствованием кремневых орудий для охоты, изготовлением орудий труда из кости, начинается развитие изобразительного искусства и формирование первичных религиозных представлений и верований.

Итак, на стадии дородового общества человечество пребывало около миллиона лет. В области духовной культуры у людей этого времени сформировались зачатки знаний о внешнем мире, нравственные и моральные нормы, религиозные представления и некоторые виды и формы искусства: мифология, архитектура, изобразительное искусство, музыка- то есть то, что определяется понятием «художественная культура».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: