Ранние формы религиозных представлений

Наиболее значительными проявлениями первобытной культуры, несомненно, является возникновение религиозных верований и искусства. Оба эти явления были связаны со способностью человека к абстрактному (отвлеченному от частного и конкретного) мышлению. К ранним формам религии относятся:

1. Аниматизм (от лат. animatus – одушевленный) – представление о безличной силе, действующей в природе, оживотворяющей, одушевляющей ее и оказывающей влияние на жизнь людей. С представлениями о неперсонифицированной сверхъестественной силе связывалась всякая удача человека. В зависимость от этой силы ставилась успешность хозяйственной деятельности. Чаще всего проявляется в наделении животных человеческимикачествами.

2. Анимизм (от лат. anima – дух, душа) – вера в духов и души (дух камня, озера, человека), представление о существовании духовных (нематериальных) сущностей и существ и вера в возможность общения человека с ними. Предполагается, что к этому человек пришел в связи неудачами, которые часто случались в то время, желанием задобрить некие могущественные силы, которые их вызывали.

3. Тотемизм (происходит от индейского «тотем» – его предок) вера в происхождение человека от животных или растений вообще, первобытное представление о существовании кровнородственной связи между членами человеческого коллектива, с одной стороны, и тем или иным видом животных или растений – с другой, реже – с неодушевленными предметами. Объект поклонения (тотем) считался предком-покровителем племени, рода. Проявлялся в различных формах: иногда животное было табу, к ним запрещалось прикасаться, не то что убивать; иногда их убийство происходило по особому ритуалу, поскольку с этим связывался переход силы и прочих качеств от зверя к человеку. Выделяют:1) Групповой тотемизм (родовой, клановый); 2) Тотемизм фратрий (внутриродовых групп); 3) Тотемические «брачные классы»; 4) Половой тотемизм; 5) Индивидуальный тотемизм.

4. Фетишизм (от франц. fetiche – талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные, магические свойства. Объектами поклонения – фетишами – могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть естественного происхождения или созданы человеком. Формы почитания фетишей разнообразны: от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздя с целью причинить духу боль и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему просьбу.

5. Магия – система действий и обрядов, совершаемая с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека и которая должна вызывать ответные действия. Первоначально магия была неотделима от материальной практики. Магия различалась по сферам действия: медицинская, охотничья, хозяйственная, любовная, военная. Пример – ритуальные пляски с символическим поражением изображения животного или врага. По способу воздействия выделяют контактную, имитативную, парциальную, вербальную магию (возможны смешанные типы).

       Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм – не просто отдельные формы верований и обрядовых действий, но и тесно взаимосвязанные с собой элементы, которые в культуре каждого народа образуют некоторое единство, своеобразное целое. Это своеобразие обуславливается их различным содержательным наполнением, а также различным сочетанием.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: