Современная теория прокатки полагает, что в очаге деформации существуют три зоны. Зона отставания, опережения и прилипания.
На входе в очаг деформации наблюдается явление отставания, то есть скорость вращения валков больше скорости прокатываемого металла, на выходе из него – явление опережения, то есть окружная скорость валков меньше скорости прокатываемого металла, но согласно законам механики должна существовать зона перехода от участков замедления к участкам ускорения. Зона прилипания является переходной зоной от зоны отставания к зоне опережения, то есть скорость прокатываемого металла в этой зоне равна окружной скорости валков
Градацией раздела зоны отставания и зоны опережения служит критическое или нейтральное сечение, которое характеризуется углом. Угол, определяющий положение нейтрального сечения, называется нейтральным, или критическим.
Опережение и отставание, как относительные величины, определяются в процентах. Величина опережения находится в пределах от десятых долей процента до нескольких процентов.
Опережение определяется по формулам:

где
скорость полосы на выходе из очага деформации,
;
окружная скорость валков,
.
| 60 |
|
радиус валков, мм;
толщина металла после прокатки, мм
нейтральный угол, рад.
Нейтральный угол определяется по формуле:

металла в валки и выхода из валков можно определить по формуле:

определения опережения
| а |
|
| Рисунок 11 – Определение опережения опытным путём. |
|
|
| a |
|
|
| a |
|
|
|
После прокатки на полосе остаются отпечатки, расстояние между которыми равно
. Измерив величины
подсчитывают величину опережения по формуле:

| 61 |
Определите величину опережения при прокатке.
Таблица 29 - Исходные данные
| № варианта | Толщина полосы до прокатки, , мм | Диаметр валков, D, мм | Коэффициент трения, f | Относительное обжатие, , % |
| 1 | 50 | 300 | 0,3 | 20 |
| 2 | 80 | 300 | 0,3 | 20 |
| 3 | 100 | 500 | 0,35 | 25 |
| 4 | 120 | 500 | 0,36 | 25 |
| 5 | 130 | 650 | 0,38 | 25 |
| 6 | 150 | 650 | 0,4 | 26 |
| 7 | 180 | 850 | 0,42 | 26 |
| 8 | 200 | 850 | 0,45 | 27 |
| 9 | 250 | 950 | 0,46 | 30 |
| 10 | 300 | 950 | 0,47 | 30 |
| 62 |
Задача
При прокатке заготовки толщиной
160 мм на непрерывном заготовочном стане коэффициент трения составил f = 0,56, относительное обжатие
20%. Определите опережение, если диаметр валков
D = 630мм.
Дано:
160 мм f = 0,56 20% D = 630 мм. |
Решение:
1) Определяем толщину полосы после прокатки

2) Определяем абсолютное обжатие

3) Определяем угол трения

4) Определяем угол захвата

5) Определяем нейтральный (критический) угол

6) Определяем опережение

При прокатке заготовки опережение составило 3%.
| 63 |
Определить толщину полосы до и после прокатки. Уширением в расчётах пренебречь.
Таблица 30 - Исходные данные
| № варианта | Опережение, , % | Скорость валков, | Скорость полосы на входе в валки, | Абсолютное обжатие, , мм |
| 1 | 2,0 | 2,5 | 2,0 | 25,0 |
| 2 | 2,1 | 2,7 | 2,0 | 30,0 |
| 3 | 2,2 | 3,0 | 2,2 | 30,0 |
| 4 | 2,3 | 3,2 | 2,2 | 35,0 |
| 5 | 2,4 | 3,5 | 2,8 | 40,0 |
| 6 | 2,5 | 4,0 | 3,0 | 40,0 |
| 7 | 3,0 | 4,5 | 3,5 | 60,0 |
| 8 | 4,0 | 5,0 | 4,0 | 80,0 |
| 9 | 5,0 | 5,5 | 4,5 | 90,0 |
| 10 | 7,0 | 5,6 | 4,0 | 100,0 |
| 64 |
Задача
Опережение при прокатке полосы составляет
10%, окружная скорость валков
= 2
, скорость полосы в плоскости входа её в валки
= 1,2
. Определить толщину полосы до и после прокатки, если абсолютное обжатие
= 2,3 мм.
Дано:
10% = 2 = 1,2 = 2,3 мм |

Решение:
1) Определяем скорость выхода металла из валков
2) Определяем коэффициент вытяжки

3) Определяем толщину полосы до прокатки






4) Определяем толщину полосы после прокатки

Толщина полосы до прокатки 
| 65 |
Задача №1
Перед прокаткой на валках диаметром D = 600 мм был набит керн, расстояние между отпечатками на прокатанной полосе
1900 мм. Определите величину опережения.
Задача №2
При прокатке стального листа на стане с диаметром валков D = 500 мм
с толщиной
12 мм, с обжатием
4 мм, скорость валков
= 9
. Определить нейтральный угол, если скорость полосы на выходе
10
.
Задача №3
При прокатке полосы толщиной
12 мм с обжатием
2 мм опережение составило
3%. Определить коэффициент трения при прокатке, если диаметр валков D = 350 мм.
Задача №4
При прокатке заготовки на непрерывном заготовочном стане опережение составило
3%. Определить коэффициент трения при прокатке, если диаметр валков D = 630 мм, исходная высота раската
160 мм, относительное обжатие
20%.
Задача №5
Опережение при прокатке полосы с начальной толщиной
5 мм, составляет
10%. Окружная скорость валков равна
2
, скорость полосы в плоскости входа ее в валки
= 1,2
. Определить толщину полосы после прокатки.
Задача №6
Опережение равно
10%, окружная скорость валков
2
, скорость полосы в плоскости входа её в валки
1,1
. Определить коэффициент вытяжки.
Задача №7
При прокатке заготовки толщиной
320 мм на стане с диаметром валков D = 570 мм, угол захвата составил
260, а нейтральный угол
80. Определить опережение.
Задача №8
При прокатке полосы нейтральный угол составил
20, скорость валков
5
, скорость выхода металла из валков
5,15
. Определить диаметр валков, если толщина полосы после прокатки составила
15 мм.
| 66 |
При прокатке стального листа на стане 500 с толщины
12 мм, с обжатием
4 мм, скорость валков составила
9
. Определить нейтральный угол, если скорость полосы на выходе
10
.
| 67 |
, мм
, %
, %
, мм 





