Прот. Геннадий Заридзе

Практическое занятие 3

Основные течение, имена и тенденции современной поэзии

       В середине 1980-х годов на смену монолитности советского культурного пространства приходит расслоение русской поэзии на разнородные поэтические течения. На рубеже веков (и это типологически общие явления) формируется новое поэтическое сознание, которое, по аналогии с Серебряным веком, многие критики предлагают называть «Бронзовым веком» русской поэзии. В искусстве рубежа веков всегда активизируются авангардистские формы художественного сознания, которые противопоставляют себя классической традиции.

Вопросы:

1. Черты «рубежного сознания» в авторских представлениях о мире и человеке в данных стихотворениях.

2. Найти и выявить источники и художественные функции цитат в стихотворениях разных поэтов.

3. Определить традиционные и новые формы выражения лирического сознания в произведениях поэтов рубежной эпохи.

4. Тема поэта и поэзии в стихотворениях данных поэтов.

I

Поэтический авангард

 

1.    Рок-поэзия конца 1980-1990-х годов представлена такими именами, как Виктор Цой, Игорь Тальков, А. Башлачев, А. Непомнящий, Веня Дркин (А. Литвинов), Ю. Шевчук. В рок-поэзии, как и в авторской песне, взаимодействуют вербальное, музыкальное и визуальное представление текста. Но по значимости на первый план выходит вербальный, смысловой уровень поэтического произведения. Одна из главных тем – борьба против «вторичной смерти» – уничтожения исторической и национальной памяти. «Звезда по имени Солнце» В. Цоя, «Тетрадь старого генерала», «Я вернусь» И. Талькова, «День победы» Вени Дркина — лучшие произведения этого периода.

(Все песни можно найти в интернете и послушать)

 

2. П оэзия постмодернизма конца 1980-1990-х годов представлена рядом поэтических течений, отражающих постутопическое состояние общества и рожденных процессом деконструкции советской идеологии. Происходитпереосмысление модернистских мироощущений и перевод в постмодернистский ключ. Само лирическое «я» уходит на второй план, главное - его языковые и культурные реакции. «Прежде всего – язык», то есть не «мы владеем языком», а «язык владеет нами» (Вл..Кулаков).  

 

метаметафористы (метареалисты — по терминологии М. Эпштейна): И. Жданов, А. Парщиков, А. Еременко;

Иван Жданов

Но больно видеть, что душа поката,

окружена экранами сплошными,

где что-то происходит подставное,

и ничего не видно из-за них.

Смерть подражает очертаньям жизни,

И речь в проказу вбита запятыми,

И непривычно видеть эти тени

от внутреннего солнца в нас самих.

 

концептуалисты(иронисты): Д.А. Пригов, Л. Рубинштейн, Вс. Некрасов, Т. Кибиров, М. Сухотин, В. Кальпиди, А.Новиков;

Дмитрий Александрович Пригов (1940-2007)

Надо честно работать, не красть

И коррупцией не заниматься

Этим вправе вполне возмутиться

Даже самая милая власть

 

Потому что когда мы крадем

Даже если и сеем и пашем

То при всех преимуществах наших

Никуда мы-таки не придем

     А хочется

 

куртуазные маньеристы: В. Степанцов, К. Григорьев, А. Добрыкин, Д. Быков, А. Бардодым.

А. Бардодым

Мне приносят этим летом

Телеграмму почтальон:

«Срочно требую поэта

К новой жертве. Аполлон».

 

Я проверил — все ли дома?

Все. Но пишут мне опять:

«В семь хороним домового.

Приезжайте. Будем ждать».

 

Еле скрыл свое волненье.

Вдруг депеша, словно гром:

«Помню чудное мгновенье.

Все подробности письмом».

неоархаисты: Максим Амелин    

Максим Амелин

Эти бездонные ночи в июле.

О!

Ты вопрошаешь: - Меня обманули?

– Да,- отвечаю, - но как!

 

Лучше не спрашивай. Долго во власти

сам обаяния их

я находился, и на тебе, здрасьте, -

проза испортила стих.

Поэты, не входящие в группы и течения:

Борис Рыжий (1974-2001)

Так не вышло из меня поэта,

и уже не выйдет никогда.

Господа, что скажете на это?

Молча пьют и плачут господа.

 

Пьют и плачут, девок обнимают,

снова пьют и все-таки молчат,

головой тонически качают

матом силлабически кричат.

          

II

Неоклассическая поэзия ( Олег Чухонцев, Геннадий Русаков, Ю. Кублановский, Сергей Гандлевский, А.Кушнер и др.) призвана была противостоять тотальной иронии постмодернизма и восстановить иерархию ценностей, сохранить в поэзии взаимоотношение человека и мира, а в поэтике — вернуть лиризм и смысловую определенность слова. «Движение навстречу новой искренности становится магистральным», «Бог, ни с чем не сравнимая эстетическая величина, должна вернуться в поэзию» - таковы общие выводы критиков той эпохи. Поэта классической традиции определяет его отношение к языку и вере, опора на традицию.

Сергей Гандлевский

Не сменить ли пластинку? Но родина снится опять.

Отираясь от нечего делать в вокзальном народе,

Жду своей электрички, поскольку намерен сажать

То ли яблоню, то ли крыжовник.

                                                   Сентябрь на исходе.

Снится мне, что мне снится, как еду по длинной стране

Приспособить какую-то важную доску к сараю.

Перспектива из снов – сон во сне, сон во сне,

                                                       Сон во сне.

И курю в огороде на корточках, время теряю.

И по скверной дороге еду восвояси с шести

Узаконенных соток на жалобный крик электрички.

Вот ведь спички забыл, а вернуться –

                                                       не будет пути,

И стучусь наобум, чтобы вынесли – как его –

                                                       спички.

И чужая старуха выходит на низкий порог

И моргает, и шамкает будто она виновата,

Что в округе ненастье и нету проезжих дорог,

А в субботу в Покровском у клуба сцепились

                                                           ребята,

В том, что я ошиваюсь по свету дурак дураком

На осеннем ветру с незажженной своей сигаретой,

Будто только она виновата и в том и в другом,

И во всем остальном, и в несчастии родины этой.

 

III

       Духовная поэзия – особое течение, обозначившееся в 1990-е годы и представленное такими именами, как О.Николаева, С.Аверинцев, О. Седакова, А. Солодовников, Л. Миллер, Людмила Колодяжная, Вениамин Блаженный, иеромонах Василий (Росляков), протоиерей Геннадий Заридзе и другие. Для светского сознания характерно определение духовности исключительно через противопоставление материальным, вещественным ценностям. Светское сознание напрямую связало духовность и культуру, ибо первостепенную роль в формировании, развитии и удовлетворении духовных потребностей человека играет культура. Для христианского сознания всякий человек духовен по самому факту его сотворения по Образу и Подобию Божьему, а духовность традиционно понимается как незримая связь человека с Богом, укрепляемая в вере и возможная благодаря тому, что человек имеет бессмертную душу. Доминирующая тема духовной поэзии — странствие человека как странствие души, то приближающейся к Богу, но удаляющейся от Бога, тема духовного поиска как поиска Бога и самого себя в сложном современном мире. Главные источники цитации - Священное Писание (Ветхого и Нового Заветов), псалмы, притчи.В духовной поэзии отражается особая логика православного сознания, лежащая вне рационализма, основанная на «нравственности внутреннего состояния мыслящего духа» (И.В. Киреевский).

Олеся Николаева

Улицы, улицы, улицы — в огне.

Эти улицы - во мне, и огонь — во мне:

скоро город загорится, пригородом полыхнет...

А сгорит — так от меня отдохнет.

 

Потому что я живу - на весу,

а так много истоптала дорог,

А на исповедь тот пепел снесу -

так простит меня священник и Бог.

 

Потому что мое сердце — в крови,

в ранах, терниях, волчцах и рубцах.

А признаюсь я в пристрастной любви -

тот же город обрету на небесах.

 

Тот же город, но в сиянии ином,

в несгораемом прохладном огне.

А на башенке, в окне слюдяном

кто-то ждет и улыбается мне.

 

Александр Солодовников (1893-1974)

На Пасхе

Хоть он теперь не богомолен,

Наш заблудившийся народ,

И звон умолкших колоколен

Его к молитве не зовет,

Но голос сердца изначальный

В его душе еще звучит

И в светлый день первопасхальный

«Христос Воскресе» говорит.

Тогда, покорный древним силам,

В распах кладбищенских ворот

Идет народ к родным могилам,

Идет, идет, идет, идет.

И на могилах теплит свечи

И крошит хлеб, и кормит птиц,

И молится, и чает встречи

С заветным сонмом милых лиц.

Тот голос сердца не заглушишь!

Его ничем не истребить.

И каждый, кто имеет уши,

Достоин веровать и жить.

Иеромонах Василий (Росляков) (1960 -1993)

Засмейтесь – больше не могу

О жизни рассуждать беспечно,

К любой иконе подойду

Грошовую поставить свечку.

 

Старинный золотой оклад,

Глаза закрывши, поцелую,

Из слов, пришедших невпопад,

Молитву сочиню простую.

 

И ничего, что я стою

Запуган собственною речью.

К другой иконе подойду,

Еще одну поставлю свечку.

Прот. Геннадий Заридзе

Любовь

 

Что такое любовь?

Это чувство, которое движет вселенной.

Что такое любовь?

То, что Бога подвигло к творенью всего.

Что такое любовь?

Это то, что не требует ценности бренной.

Что такое любовь?

Это жертва добра от добра твоего.

 

Если любишь – ты щедр,

Ты отзывчив, не судишь и ты независтлив.

Если любишь – ты щедр

Доверять, милосердствовать и помогать.

Если любишь – ты щедр,

Терпишь все, в своих действиях ты не корыстлив.

Если любишь – ты щедр,

Не стремишься себе благодарность стяжать.

 

От любви – новый мир

На душе и в сознаньи твоем воцарится.

От любви – новый мир

Без претензий, амбиций, гордыни и лжи.

От любви – новый мир,

Не тщеславится, верит, ничем не кичится.

От любви Сам Господь

На Кресте за тебя Свою жизнь положил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow