Практическое занятие 3
Основные течение, имена и тенденции современной поэзии
В середине 1980-х годов на смену монолитности советского культурного пространства приходит расслоение русской поэзии на разнородные поэтические течения. На рубеже веков (и это типологически общие явления) формируется новое поэтическое сознание, которое, по аналогии с Серебряным веком, многие критики предлагают называть «Бронзовым веком» русской поэзии. В искусстве рубежа веков всегда активизируются авангардистские формы художественного сознания, которые противопоставляют себя классической традиции.
Вопросы:
1. Черты «рубежного сознания» в авторских представлениях о мире и человеке в данных стихотворениях.
2. Найти и выявить источники и художественные функции цитат в стихотворениях разных поэтов.
3. Определить традиционные и новые формы выражения лирического сознания в произведениях поэтов рубежной эпохи.
4. Тема поэта и поэзии в стихотворениях данных поэтов.
I
|
|
Поэтический авангард
1. Рок-поэзия конца 1980-1990-х годов представлена такими именами, как Виктор Цой, Игорь Тальков, А. Башлачев, А. Непомнящий, Веня Дркин (А. Литвинов), Ю. Шевчук. В рок-поэзии, как и в авторской песне, взаимодействуют вербальное, музыкальное и визуальное представление текста. Но по значимости на первый план выходит вербальный, смысловой уровень поэтического произведения. Одна из главных тем – борьба против «вторичной смерти» – уничтожения исторической и национальной памяти. «Звезда по имени Солнце» В. Цоя, «Тетрадь старого генерала», «Я вернусь» И. Талькова, «День победы» Вени Дркина — лучшие произведения этого периода.
(Все песни можно найти в интернете и послушать)
2. П оэзия постмодернизма конца 1980-1990-х годов представлена рядом поэтических течений, отражающих постутопическое состояние общества и рожденных процессом деконструкции советской идеологии. Происходитпереосмысление модернистских мироощущений и перевод в постмодернистский ключ. Само лирическое «я» уходит на второй план, главное - его языковые и культурные реакции. «Прежде всего – язык», то есть не «мы владеем языком», а «язык владеет нами» (Вл..Кулаков).
метаметафористы (метареалисты — по терминологии М. Эпштейна): И. Жданов, А. Парщиков, А. Еременко;
Иван Жданов
Но больно видеть, что душа поката,
окружена экранами сплошными,
где что-то происходит подставное,
и ничего не видно из-за них.
Смерть подражает очертаньям жизни,
И речь в проказу вбита запятыми,
И непривычно видеть эти тени
от внутреннего солнца в нас самих.
концептуалисты(иронисты): Д.А. Пригов, Л. Рубинштейн, Вс. Некрасов, Т. Кибиров, М. Сухотин, В. Кальпиди, А.Новиков;
|
|
Дмитрий Александрович Пригов (1940-2007)
Надо честно работать, не красть
И коррупцией не заниматься
Этим вправе вполне возмутиться
Даже самая милая власть
Потому что когда мы крадем
Даже если и сеем и пашем
То при всех преимуществах наших
Никуда мы-таки не придем
А хочется
куртуазные маньеристы: В. Степанцов, К. Григорьев, А. Добрыкин, Д. Быков, А. Бардодым.
А. Бардодым
Мне приносят этим летом
Телеграмму почтальон:
«Срочно требую поэта
К новой жертве. Аполлон».
Я проверил — все ли дома?
Все. Но пишут мне опять:
«В семь хороним домового.
Приезжайте. Будем ждать».
Еле скрыл свое волненье.
Вдруг депеша, словно гром:
«Помню чудное мгновенье.
Все подробности письмом».
неоархаисты: Максим Амелин
Максим Амелин
Эти бездонные ночи в июле.
О!
Ты вопрошаешь: - Меня обманули?
– Да,- отвечаю, - но как!
Лучше не спрашивай. Долго во власти
сам обаяния их
я находился, и на тебе, здрасьте, -
проза испортила стих.
Поэты, не входящие в группы и течения:
Борис Рыжий (1974-2001)
Так не вышло из меня поэта,
и уже не выйдет никогда.
Господа, что скажете на это?
Молча пьют и плачут господа.
Пьют и плачут, девок обнимают,
снова пьют и все-таки молчат,
головой тонически качают
матом силлабически кричат.
II
Неоклассическая поэзия ( Олег Чухонцев, Геннадий Русаков, Ю. Кублановский, Сергей Гандлевский, А.Кушнер и др.) призвана была противостоять тотальной иронии постмодернизма и восстановить иерархию ценностей, сохранить в поэзии взаимоотношение человека и мира, а в поэтике — вернуть лиризм и смысловую определенность слова. «Движение навстречу новой искренности становится магистральным», «Бог, ни с чем не сравнимая эстетическая величина, должна вернуться в поэзию» - таковы общие выводы критиков той эпохи. Поэта классической традиции определяет его отношение к языку и вере, опора на традицию.
Сергей Гандлевский
Не сменить ли пластинку? Но родина снится опять.
Отираясь от нечего делать в вокзальном народе,
Жду своей электрички, поскольку намерен сажать
То ли яблоню, то ли крыжовник.
Сентябрь на исходе.
Снится мне, что мне снится, как еду по длинной стране
Приспособить какую-то важную доску к сараю.
Перспектива из снов – сон во сне, сон во сне,
Сон во сне.
И курю в огороде на корточках, время теряю.
И по скверной дороге еду восвояси с шести
Узаконенных соток на жалобный крик электрички.
Вот ведь спички забыл, а вернуться –
не будет пути,
И стучусь наобум, чтобы вынесли – как его –
спички.
И чужая старуха выходит на низкий порог
И моргает, и шамкает будто она виновата,
Что в округе ненастье и нету проезжих дорог,
А в субботу в Покровском у клуба сцепились
ребята,
В том, что я ошиваюсь по свету дурак дураком
На осеннем ветру с незажженной своей сигаретой,
Будто только она виновата и в том и в другом,
И во всем остальном, и в несчастии родины этой.
III
Духовная поэзия – особое течение, обозначившееся в 1990-е годы и представленное такими именами, как О.Николаева, С.Аверинцев, О. Седакова, А. Солодовников, Л. Миллер, Людмила Колодяжная, Вениамин Блаженный, иеромонах Василий (Росляков), протоиерей Геннадий Заридзе и другие. Для светского сознания характерно определение духовности исключительно через противопоставление материальным, вещественным ценностям. Светское сознание напрямую связало духовность и культуру, ибо первостепенную роль в формировании, развитии и удовлетворении духовных потребностей человека играет культура. Для христианского сознания всякий человек духовен по самому факту его сотворения по Образу и Подобию Божьему, а духовность традиционно понимается как незримая связь человека с Богом, укрепляемая в вере и возможная благодаря тому, что человек имеет бессмертную душу. Доминирующая тема духовной поэзии — странствие человека как странствие души, то приближающейся к Богу, но удаляющейся от Бога, тема духовного поиска как поиска Бога и самого себя в сложном современном мире. Главные источники цитации - Священное Писание (Ветхого и Нового Заветов), псалмы, притчи.В духовной поэзии отражается особая логика православного сознания, лежащая вне рационализма, основанная на «нравственности внутреннего состояния мыслящего духа» (И.В. Киреевский).
|
|
Олеся Николаева
Улицы, улицы, улицы — в огне.
Эти улицы - во мне, и огонь — во мне:
скоро город загорится, пригородом полыхнет...
А сгорит — так от меня отдохнет.
Потому что я живу - на весу,
а так много истоптала дорог,
А на исповедь тот пепел снесу -
так простит меня священник и Бог.
Потому что мое сердце — в крови,
в ранах, терниях, волчцах и рубцах.
А признаюсь я в пристрастной любви -
тот же город обрету на небесах.
Тот же город, но в сиянии ином,
в несгораемом прохладном огне.
А на башенке, в окне слюдяном
кто-то ждет и улыбается мне.
Александр Солодовников (1893-1974)
На Пасхе
Хоть он теперь не богомолен,
Наш заблудившийся народ,
И звон умолкших колоколен
Его к молитве не зовет,
Но голос сердца изначальный
В его душе еще звучит
И в светлый день первопасхальный
«Христос Воскресе» говорит.
Тогда, покорный древним силам,
В распах кладбищенских ворот
Идет народ к родным могилам,
Идет, идет, идет, идет.
И на могилах теплит свечи
И крошит хлеб, и кормит птиц,
И молится, и чает встречи
С заветным сонмом милых лиц.
|
|
Тот голос сердца не заглушишь!
Его ничем не истребить.
И каждый, кто имеет уши,
Достоин веровать и жить.
Иеромонах Василий (Росляков) (1960 -1993)
Засмейтесь – больше не могу
О жизни рассуждать беспечно,
К любой иконе подойду
Грошовую поставить свечку.
Старинный золотой оклад,
Глаза закрывши, поцелую,
Из слов, пришедших невпопад,
Молитву сочиню простую.
И ничего, что я стою
Запуган собственною речью.
К другой иконе подойду,
Еще одну поставлю свечку.
Прот. Геннадий Заридзе
Любовь
Что такое любовь?
Это чувство, которое движет вселенной.
Что такое любовь?
То, что Бога подвигло к творенью всего.
Что такое любовь?
Это то, что не требует ценности бренной.
Что такое любовь?
Это жертва добра от добра твоего.
Если любишь – ты щедр,
Ты отзывчив, не судишь и ты независтлив.
Если любишь – ты щедр
Доверять, милосердствовать и помогать.
Если любишь – ты щедр,
Терпишь все, в своих действиях ты не корыстлив.
Если любишь – ты щедр,
Не стремишься себе благодарность стяжать.
От любви – новый мир
На душе и в сознаньи твоем воцарится.
От любви – новый мир
Без претензий, амбиций, гордыни и лжи.
От любви – новый мир,
Не тщеславится, верит, ничем не кичится.
От любви Сам Господь
На Кресте за тебя Свою жизнь положил.