Виды цен, применяемых на железнодорожном транспорте

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I»

(ФГБОУ ВО ПГУПС)

 

Кафедра «Логистика и коммерческая работа»

 

 

Доклад по дисциплине

«Коммерческо-правовое обеспечение грузовых перевозок»
на тему:
Принципы формирования, применения и регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки

 

 

Выполнил студент группа УПП-706 __________________ подпись, дата Макаров Д.В.
       
Руководитель   __________________ подпись, дата к.т.н., доцент Егорова Н.Ю.

 

Санкт-Петербург

2020



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………….……………….....3

1. Виды цен, применяемых на железнодорожном транспорте……………….5

2. Формирование и применение железнодорожных тарифов и провозных плат на перевозку грузов………………………………………………………………8

3. Государственное регулирование тарифов на грузовом железнодорожном транспорте………………………………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы…………………………………………...24


 


ВВЕДЕНИЕ

В условиях развития рыночной экономики и высокой степенью изменчивости окружающей среды, в которой главной целью стало получение максимальной прибыли при минимуме затрат, не могло не затронуть сферу транспортных услуг и ее тарифную политику.

Одним из главных условий рациональной организации деятельности транспорта и его прибыльности является грамотное, качественное и планомерное формирование цен на транспортные услуги, а там, где невозможно создание конкурентной среды, проведение взвешенной тарифной политики государства.

На транспорте существует особая форма системы ценообразования на его продукцию – тарифы на перевозки. На построение тарифов оказывает влияние технологическая особенность транспортного производства.

Транспортный тариф - это плата за услуги по перемещению. Его роль в деятельности того или другого вида транспорта транспортного предприятия трудно переоценить, поскольку от уровня тарифов зависит прибыльность, а значит, и финансовая стабильность, выживаемость в конкурентной борьбе. В рыночной экономике существуют как свободные тарифы, складывающиеся в зависимости от спроса и предложения, так и фиксированные. Последние применимы в основном к естественным монополиям. Если говорить о свободных тарифах, то они являются результатом противостояния спроса и предложения. Спрос определяется его величиной на потребность в перемещении. Он, в свою очередь, зависит от масштабов национального производства, доходов и платежеспособности клиентуры, уровня действующих тарифов. Платежный спрос отражает поведение потребителей.

В результате формирования современного рынка транспортных услуг, роль транспортных тарифов повышается. В связи с этим актуальна информация, связанная с происходящими изменениями в уровне транспортных тарифов, в количественных и качественных характеристиках тарифных систем.

Целью данной работы является изучение принципов формирования, применения и регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в Российской Федерации.

Реализация выше изложенной цели обусловила необходимость решения следующего ряда задач:

- рассмотреть тарифы, применяемые на железнодорожном транспорте;

- изучить формирование и применение железнодорожных тарифов и провозных плат на перевозку грузов;

- выделить принципы государственного регулирования тарифов на грузовом железнодорожном транспорте.



ВИДЫ ЦЕН, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

В основе ценообразования на транспорте, как впрочем, и в других отраслях экономики, лежит закон стоимости. Согласно этому закону цена производимой транспортной продукции (услуги), т. е. изменение местоположения грузов, устанавливается в соответствии с количеством и качеством затраченного на это перемещение общественно необходимого труда. Однако ценообразование на железнодорожном транспорте в силу особенностей транспортной продукции (услуги) имеет свою специфику.

Железнодорожный транспорт представляет собой сложное многоотраслевое хозяйство, нормальное функционирование которого возможно лишь при согласованном взаимодействии всех его звеньев. Помимо основного звена, осуществляющего транспортные перевозки, в работе железных дорог и их отделений, функционируют звенья, состоящие из предприятий и производственных подразделений подсобно-вспомогательной деятельности.

Продукция подсобно-вспомогательных подразделений создается как для нужд железнодорожного транспорта, так и для реализации внешним потребителям.

Таким образом, исходя из специфики функционирования железнодорожной отрасли, при реализации транспортной продукции, в зависимости от выпустившего ее звена, ее вида и назначения, на железнодорожном транспорте применяют следующие виды цен.

Тарифы на железной дороге представляют собой цены плат и сборов, взимаемых за перевозки грузов, пассажиров, почты, грузобагажа и другие услуги транспорта. Укрупнено тарифы дифференцируются по видам перевозок: грузовые, пассажирские, почтовые, багажные.

В настоящее время на российском железнодорожном транспорте действуют единые государственные тарифы на перевозки грузов, пассажиров, багажа и т. д., определяемые на основе законодательно утвержденных прейскурантов. Но, в процессе протекания поэтапной реформы и развития системы рыночных отношений на железнодорожном транспорте, данные тарифы могут быть дифференцированы по степени свободы их использования на договорные или рыночные.

Для внутренних взаиморасчетов за перевозки, выполняемые каждой дорогой, в системе ОАО «РЖД» используются внутрипроизводственные цены (доходные ставки). Данные цены учитывают затраты дорог на выполнение перевозок и минимальный размер прибыли, необходимой дорогам для решения социальных задач и выполнения делегированных Центральным аппаратом ОАО «РЖД» расчетов по налоговым обязательствам и инвестиционным проектам.

Экономический смысл внутрипроизводственных цен заключается в том, чтобы поставить в равные экономические условия отделения и предприятия железной дороги, выровнять их рентабельность, определить границы обоснованных отклонений индивидуальных затрат от среднеотраслевых. Использование внутрипроизводственных цен позволяет устранить колебания рентабельности отдельных видов услуг (продукции) внутри отрасли, определить эффективность продукции, работ, услуг и проанализировать перспективы их дальнейшего развития.

Стоит отметить, что с развитием системы внутрипроизводственных от

ношений в ОАО «РЖД», для взаиморасчетов по перевозкам между железными дорогами и ОАО «РЖД», будет использоваться система не удельных (доходных ставок), а абсолютных трансфертных денежных потоков.

Для расчетов за продукцию вспомогательной деятельности предприятий железнодорожного транспорта используют два вида цен:

- внутрипроизводственные цены (тарифы), регулируемые департаментами Центрального аппарата ОАО «РЖД», утверждаются начальником отделения, а на продукцию, реализуемую предприятиям других железных дорог - начальником дороги.

- отпускные цены (тарифы) на продукцию предприятий подсобно-вспомогательной деятельности, реализуемую сторонним (внешним) потребителям, устанавливают самостоятельно. При этом отпускные цены (тарифы) подразделяют:

- на договорные (тарифы);

- свободные (рыночные) (тарифы).

Стоит отметить, что в процессе выполнения основной деятельности железной дороги по перевозке грузов, грузовладельцы, как правило, нуждаются в оказании им ряда дополнительных услуг, тарифы, на осуществление которых также являются договорными. Это могут быть услуги по выполнению транспортно-экспедиционных операций, дополнительных (с особыми условиями выполнения) погрузочно-разгрузочных операций, работ, связанных с дополнительным обслуживанием грузов в пути следования.

Кроме того, железнодорожные предприятия основной деятельности также могут производить продукцию для внутреннего и внешнего потребления на договорных условиях ее оплаты, в частности:

- ремонт подвижного состава, находящегося на балансе ОАО «РЖД», и собственного парка операторских компаний;

- обслуживание путевых устройств железнодорожного транспорта общего и необщего пользования и т. д.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: