Формирование государственной политики в области регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и рассмотрение предложений по ее совершенствованию осуществляются Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте.
Государственное регулирование тарифов на грузовые железнодорожные перевозки осуществляется в целях:
а) достижения баланса интересов субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте и потребителей их услуг;
б) защиты экономических интересов потребителей услуг организаций железнодорожного транспорта, снижения народно - хозяйственных затрат и обеспечения доступности услуг железнодорожного транспорта для потребителей;
в) развития конкурентной среды на рынке транспортных услуг;
г) обеспечения устойчивого и экономически эффективного функционирования организаций железнодорожного транспорта;
д) создания у организаций железнодорожного транспорта экономических стимулов к снижению себестоимости перевозок и повышению качества транспортного обслуживания, а у потребителей услуг организаций железнодорожного транспорта - к улучшению транспортных свойств грузов и оптимизации транспортных связей.
|
|
Государственное регулирование тарифов на грузовые железнодорожные перевозки основывается на следующих принципах:
а) применение на всей территории Российской Федерации единой структуры и системы построения тарифов, обеспечивающих возмещение экономически обоснованных затрат и получение прибыли;
б) распределение эксплуатационных расходов по видам перевозок на основе соответствующих методик;
в) обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам железнодорожного транспорта, в том числе к его инфраструктуре;
г) установление для всех грузоотправителей (грузополучателей) единых правил тарификации особых условий грузовых железнодорожных перевозок;
д) обеспечение гласности принятия решений по вопросам регулирования тарифов, в том числе установления уровня тарифов, их изменения и правил применения;
е) соответствие системы построения тарифов рыночным условиям
хозяйствования (переход по мере развития рыночных отношений и конкуренции от тарифов, регулируемых государством, к договорным тарифам на перевозки);
ж) ведение раздельного учета затрат в естественно монопольном и потенциально конкурентном секторах транспортных услуг;
з) ограничение перекрестного субсидирования одних видов перевозок за счет других.
5. Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и включают в себя в том числе плату за пользование инфраструктурой железных дорог, подвижным составом федерального железнодорожного транспорта.
|
|
6. Правила предоставления исключительных (учитывающих особые условия перевозок) тарифов на грузовые железнодорожные перевозки утверждаются Правительством Российской Федерации. Предоставление исключительных (учитывающих особые условия
перевозок) тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в случаях, не предусмотренных указанными правилами, а также в индивидуальном порядке не допускается.
7. Принятие решения об изменении предельного уровня тарифов на грузовые железнодорожные перевозки производится на основе мониторинга основных ценообразующих факторов, в том числе объемов грузовых перевозок и их особенностей; расходов организаций железнодорожного транспорта, в том числе расходов на выплату заработной платы, оплату сырья и материалов, накладных расходов; конъюнктуры товарных рынков и рынка транспортных услуг; амортизационных отчислений; потребности в средствах на обслуживание привлеченного капитала, развитие производства и финансирование за счет прибыли других обоснованных расходов; объемов государственной поддержки, налогов и других платежей.
8. Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации утверждает обязательные для исполнения всеми субъектами естественной монополии на железнодорожном транспорте нормативно - методические документы по вопросам государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.11.2001 N 777)
9. Для принятия решения об установлении (пересмотре) регулируемых тарифов представляются следующие материалы:
а) расчет величины предлагаемого уровня тарифов;
б) сводные бухгалтерские балансы Министерства путей сообщения Российской Федерации;
в) изменения затрат по элементам расходов, включая их постатейное обоснование, исходя из: установленного законодательством Российской Федерации состава затрат; норм и нормативов затрат; прогнозируемого изменения цен на продукцию (услуги), потребляемую организациями железнодорожного транспорта; мероприятий по повышению эффективности использования производственного персонала организаций железнодорожного транспорта;
г) обоснование прогнозируемого размера прибыли;
д) планы капитальных вложений;
е) сравнительные данные по элементам затрат и размеру прибыли за предыдущие 3 года.
10. Материалы представляются по форме, устанавливаемой Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства с учетом параметров, включаемых в бухгалтерскую, статистическую и иную отчетность.
11. Материалы, представленные для обоснования необходимости изменения тарифов, с заключениями федеральных органов исполнительной власти, ответственных за информационно - аналитическое обеспечение деятельности Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте, рассматриваются Комиссией в установленном порядке в течение 30 дней со дня их получения.
12. Государственное регулирование тарифов на грузовые железнодорожные перевозки осуществляют в пределах своей компетенции Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации и Министерство путей сообщения Российской Федерации на основании решений Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте путем (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.11.2001 N 777) утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня; контроля за правильностью применения утвержденных в установленном порядке тарифов или их предельного уровня.
|
|
13. Введение в действие тарифов осуществляется в следующем порядке:
во внутригосударственном сообщении (в том числе на перевозки экспортно - импортных грузов по территории Российской Федерации, за исключением перевозок грузов в прямом международном сообщении и транзита по территории Российской Федерации) - решением соответствующего правления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, утверждаемым Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.11.2001 N 777) в прямом международном сообщении, а также при транзите по территории Российской Федерации - актами Министерства путей сообщения Российской Федерации.
14. При установлении сроков введения новых тарифов на грузовые железнодорожные перевозки должна учитываться необходимость доведения информации о них до потребителей услуг субъектов естественных монополий на транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации.
15. Контроль за правильностью применения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки осуществляется Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.11.2001 N 777)
16. Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации осуществляет методическое руководство деятельностью субъектов естественных монополий по вопросам государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и анализ практики такого регулирования, а также дает разъяснения по вопросам государственного регулирования тарифов на указанные перевозки в пределах своей компетенции.
Федеральным Законом “О естественных монополиях” от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ определен перечень субъектов естественной монополии на транспорте, сформулированы основные правовые и организационные положения.
|
|
В соответствии с Законом РФ “О естественных монополиях” обязательному государственному регулированию подлежат железнодорожные перевозки в том числе и грузовые.
Тарифное регулирование — один из основных блоков в системе государственного регулирования в сфере транспорта. Механизм ценового регулирования — понятие комплексное, включающее в себя не только периодическое корректирование общего уровня тарифов по монопольным субъектам транспорта, но и совершенствование тарифных систем, вопросы управления тарифообразованием на федеральном и региональном уровнях, методы текущего регулирования и многие другие составляющие, направленные на коренное улучшение функционирования и взаимодействия видов транспорта как составных частей транспортной системы России.
Выделение субъектов транспорта — естественных монополистов — как сферы государственного регулирования, следует рассматривать как новый качественный подход к государственному регулированию на транспорте, в том числе и в области тарифов.
Состояние дел в области государственного ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий на транспорте следует признать неудовлетворительным. Отсутствие эффективного регулирования и контроля на федеральном и региональном уровнях не способствует эффективности работы транспортной инфраструктуры, устранению затратной практики хозяйствования, сдерживает повышение качества работы транспортной системы России. Основная причина заключается в отсутствии элементарных организационных предпосылок для проведения этой актуальной и масштабной государственной работы.
Валовый затратный метод индексации грузовых тарифов железнодорожного транспорта малоэффективен и вреден по существу, так как не устраняет, а лишь создает новые перекосы в уровне тарифов по основным видам работ и группам грузов; противозатратные функции регулирования не реализуются.
Из-за высокого уровня железнодорожных тарифов, например, разумный выбор эффективного применения автомобильного и железнодорожного транспорта с экономической точки зрения потерял свое значение, так как железнодорожный транспорт на всех расстояниях неконкурентен при перевозке практически всех грузов, кроме массовых навалочных. Это приводит к излишним необоснованным затратам на транспорт и отражается на конечных ценах.
Тарифы на перевозки в труднодоступные районы на федеральном уровне не регулируются. Транспортные терминалы как объекты регулирования не рассматриваются и тарифная политика в этой части не определена.
Необходимо рассмотрение проблемы в комплексе и принятие конструктивных решений по исправлению ситуации.
Число субъектов транспорта, подлежащих обязательному регулированию, насчитывает несколько сот, поэтому необходимо активное участие региональных органов управления, методическое и организационное координирование всей работы, а также научное обеспечение для выработки новых качественных методов государственного регулирования деятельности субъектов монополии на транспорте.
В переходный период транспорт должен рассматриваться как особо приоритетная отрасль и стимулятор развития производства и предпринимательства. Эффективное регулирование тарифов должно развивать специфические преимущества железнодорожного транспорта, содействовать экономичной его работе, усиливать его роль в национальной транспортной системе.
Главные недостатки действующего порядка регулирования железнодорожных тарифов заключаются в валовом затратном подходе, в неразделенности экономики грузовых и пассажирских перевозок, в наличии больших объемов перекрестного субсидирования грузовых и пассажирских перевозок, в использовании узкой информационной базы прошлых периодов, в слабой мотивации участников процесса регулирования в повышении эффективности этого процесса.
Высокий уровень тарифов во многом определяется тем, что высвобождена и бездействует большая часть производственных фондов, сложились неблагоприятные тенденции в изменении производительности выполнения транспортной работы; возросла затратная роль “вторичной инфраструктуры” (социальной, производственной, подсобной), а железные дороги не проявляют достаточной коммерческой заинтересованности в снижении затрат.
Регулирование транспортных тарифов должно комплексно учитывать народнохозяйственные и отраслевые условия, должно быть направлено на усиление функций тарифов в условиях эффективной экономики, учитывать процессы разгосударствления и приватизации в сфере транспорта.
Государственные органы должны регулировать и контролировать тарифы железнодорожного транспорта, особенно в тех условиях транспортного рынка, когда существует монополия на перевозки грузов, так как изменение тарифов на перевозки существенно влияет на масштаб цен. В тех видах услуг, где перевозки могут выполняться конкурирующими видами транспорта или транспортными предприятиями, эффективно свободное тарифообразование на перевозки и услуги железнодорожного транспорта. С помощью государственного регулирования и развития систем тарифов на транспорте должны решаться следующие задачи: — сохранения целостности государства, единого экономического пространства и подъема экономики;
— обеспечения устойчивого финансового положения транспортных отраслей как важного элемента жизнеобеспечения общества;
— согласования коммерческих интересов государства, предприятий с интересами клиентов и общества в целом;
— обеспечения противозатратности и обоснованности регулируемых тарифов за счет использования экономических и финансовых нормативов по видам и технологиям перевозок, учета условий работы и эффекта от реализации организационных и технических нововведений, использования в качестве базы расчетов перспективных данных и ПЭВМ для обеспечения вариантных расчетов;
— соответствия структуры тарифов и методов определения его составляющих рыночным условиям хозяйствования; отражения в уровне нормативной себестоимости планируемых изменений цен, заработной платы, амортизации и других факторов; — обеспечения жесткого контроля за динамикой издержек, особенно направляемых на оплату труда, инвестиции и ремонт.
Главные функции, возлагаемые на тарифы: оптимальное размещение производительных сил на территории страны и эффективное использование ресурсов, рациональное распределение перевозок между видами транспорта и улучшение работы самих транспортных организаций, влияние на снижение затрат и повышение качества выполнения транспортных услуг.
Регулирование тарифов на железнодорожном транспорте должно строиться с учетом перспектив структурной реорганизации, изменения форм собственности, децентрализации в управлении, развития конкуренции, особенностей рынка транспортных услуг в железнодорожном транспорте, степени их монополизации и уровня конкуренции, а также территориального принципа управления в России.
Базовые грузовые тарифы должны отражать движение объективных затрат, потребительские свойства транспортной продукции, ее качество. При определении уровня базовых тарифов на железнодорожном транспорте за основу принимаются объективно необходимые (экономически обоснованные) затраты с учетом рыночных факторов.
В экономически обоснованные включаются дополнительные затраты на повышение качественных параметров работы транспорта. Разукрупнение отправок, повышение скорости продвижения товарных масс, обеспечение сохранности, комплексной механизации и специализации требуют, как правило, увеличения удельных затрат.
Стратегия изменения тарифов во времени в связи с изменением объемов перевозок, оптовых цен, заработной платы и других составляющих, от которых зависит уровень тарифов, не должна допускать скачкообразный характер изменения тарифов.
Целью регулирования является реализация тарифной политики в сферах деятельности естественных монополий на транспорте, стимулирующей их эффективную и качественную работу и обеспечивающей баланс интересов транспорта и потребителей транспортных услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Транспортный тариф - это плата за услуги по перемещению. Его роль в деятельности того или другого вида транспорта транспортного предприятия трудно переоценить, поскольку от уровня тарифов зависит прибыльность, а значит, и финансовая стабильность, выживаемость в конкурентной борьбе.
В рыночной экономике существуют как свободные тарифы, складывающиеся в зависимости от спроса и предложения, так и фиксированные. Последний вид применим в основном к естественным монополиям.
Если говорить о свободных тарифах, то они являются результатом противостояния спроса и предложения. Спрос определяется его величиной на потребность в перемещении. Он, в свою очередь, зависит от масштабов национального производства, доходов и платежеспособности клиентуры, уровня действующих тарифов.
В заключении следует вывод о том, что транспортные тарифы по своей экономической природе являются ценами за услуги по транспортированию грузов. Будучи ценой, транспортные тарифы способствуют рациональному размещению продукции и правильному сочетанию интересов производства и потребления.
Транспортные тарифы, как и любая цена, обладают рядом функций: во-первых, цены выражают затраты труда; во-вторых, оказывают материальное стимулирование развития и совершенствования производства; в-третьих, формируют общественные потребности; в-четвертых, цена обладает распределительной функцией, поскольку через цену идет важный и сложный процесс. Распределения вновь созданной стоимости на нужды производства, потребления и накопления.
Транспортные тарифы также способствуют разрешению важнейших народнохозяйственных задач: рациональному размещению производительных сил в стране; приближению промышленности к источникам сырья, развитию новых районов; рационально распределению грузооборота между различными видами транспорта; полному использованию подвижного состава, ликвидности излишне дальних перевозок, максимальной загрузке пробегов; укреплению хозяйственного расчета на транспорте; развитию экономических связей между районами страны.