Формирование и применение железнодорожных тарифов и провозных плат на перевозку грузов

 

Тарифы на перевозку грузов по российским железным дорогам определяются на основе единых принципов формирования структуры тарифа и методов определения основных его составляющих.

Концепцией структурной реформы, проводимой на российской железной дороге, определены следующие основополагающие принципы ценообразования на транспорте - в монопольном секторе осуществляется государственное регулирование тарифов, а в конкурентном секторе их поэтапная либерализация.

Введенный в действие в 2003 г. новый Прейскурант № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами» построен на следующих принципах:

1. С целью создания конкурентных условий в сфере железнодорожных перевозок грузов впервые в отечественной теории и практике тариф разделен на две составляющие: за использование инфраструктуры и локомотивной тяги железных дорог и за использование вагонов железных дорог.

2. Пересмотрена зависимость тарифных ставок от расстояния перевозок. Тарифы на дальнее расстояние перевозки снижены, а на короткое расстояние - повышены.

3. Тарифы дифференцированы в зависимости от размера партии перевозимого груза и типа используемых грузовых вагонов.

4. Снижены минимальные весовые нормы на ряд грузов.

В целом при построении грузовых тарифов используются следующие признаки их дифференциации.

1. По расстоянию перевозки (классификация тарифных ставок по поясам дальности). Сеть железных дорог разбита на 127 групп расстояний от 0 до 11900 км.

2. По видам подвижного состава (универсальные вагоны; специализированные вагоны: вагоны-термосы, цистерны, рефрижераторные вагоны, багажные пассажирские вагоны для перевозки грузов, контрейлеры (автопоезда, полуприцепы), сцепы вагонов, транспортеры, думпкары, цементовозы и др.; контейнеры универсальные и специализированные; подвижной состав на собственном железнодорожном ходу).

3. По родам грузов. Перевозимая по железной дороге разновидность грузов сгруппирована в 222 наименования, подразделяемых на 3 класса:

- 1-й класс - сырьевые грузы в количестве 36 наименований;

- 2-й класс - продукция ведущих перерабатывающих отраслей в количестве 78 наименований;

- 3-й класс - прочие грузы в количестве 78 наименований.

4. По видам отправок тарифы подразделяются: на повагонные отправки, контейнерные, мелкие отправки, потонные.

5. По видам сообщения выделяют тарифы:

- в прямом железнодорожном, смешанном сообщении и непрямом международном сообщении через российские порты;

- в прямом железнодорожном сообщении и непрямом международном сообщении через пограничные станции Российской Федерации.

6. По видам собственности подвижного состава: парк ОАО «РЖД», парк собственный или арендованный.

7. По типу колеи тарифы устанавливают: для магистральных линий с широкой и узкой колеей, перевозки грузов по колее Сахалинской железной дороги (специальные тарифы).

8. Прочие условия перевозок. Отдельно устанавливаются тарифы для перевозок, связанных с переадресовкой грузов, при перевозке опасных, негабаритных грузов и для прочих условий.

Тарифы на железнодорожном транспорте в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте» устанавливаются на основе затрат и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности.

В основе формирования тарифов на перевозку лежит ее себестоимость, специфика формирования которой по видам перевозок и операциям перевозочного процесса влияет на уровень тарифа. Исходя из чего при формировании тарифов на перевозки применяется двухставочная модель тарифов, имеющая раздельные ставки за начально-конечные и движенческие операции, опирающаяся на гиперболическую зависимость себестоимости перевозок от их дальности. При этом достигается примерно одинаковая рентабельность при перевозках на различные расстояния.

Необходимость деления себестоимости перевозок по операциям перевозочного процесса для целей ценообразования вызвана тем, что эти виды затрат различно зависят от расстояния перевозки. Расходы по начально-конечным операциям в отдельно взятой перевозке единовременны и не зависят от дальности следования. Расходы по движенческой операции будут тем больше, чем на более дальнее расстояние осуществляется перевозка.

В свою очередь, себестоимость изменяется обратным образом в зависимости от дальности. При изменении расстояния перевозки себестоимость движенческой операции остается неизменной, а себестоимость начально-конечной операции увеличивается при снижении дальности следования и уменьшается при ее росте.

В зависимости от конкретно возникающих ситуаций перевозочного процесса используются виды грузовых тарифов, которые включают плату:

1) за пробег груженых и порожних вагонов, локомотивов и другого оборудования на железнодорожном ходу общего парка, либо собственных вагонов с локомотивами РЖД;

2) использование инфраструктуры РЖД при пробеге поездных формирований с собственными вагонами и локомотивами;

3) использование инфраструктуры РЖД при пробеге собственных локомотивов своим ходом;

4) пробег вагонов и локомотивов общего парка с собственными локомотивами.

Прибыль, включаемая в тариф, должна устанавливаться на таком уровне, чтобы обеспечить железнодорожной отрасли реализацию следующих задач:

- обеспечивать установленный уровень расчетов с государственным бюджетом по налоговым обязательствам;

- создавать накопления для научно-технического и технологического развития отрасли;

- обеспечивать минимальный уровень социальной защиты и стимулирования работников железнодорожного транспорта.

При формировании прибыли, включаемой в тарифы на железнодорожные перевозки, большое значение имеет система государственного регулирования этих тарифов. Данное регулирование направлено на устранение монопольного влияния отрасли на перевозки по сети железных дорог, расширения доступности этого вида услуг для свободного предпринимательства, а также гарантирования социальной доступности железнодорожных перевозок.

При определении провозной платы за грузовые перевозки основанием для тарификации является накладная на перевозку, в которой указываются станции отправления и назначения, род груза, вид отправки и общий вес грузовой отправки.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: