Тема 6. Социология личности

1. Какое из приведенных положений соответствует теории зеркального «Я»?

а) «Я» – это мои представления о себе;

б) «Я» – это совокупность представлений о других;

в) «Я» – это совокупность представлений о собственном образе в глазах других;

г. «Я» – это зеркало для других.

2. Определите, каким понятием характеризуется динамический характер статуса:


а) девиация;

б) социальное поведение;

в) роль;

г) малая группа.


3. Ролевой идентификацией называется:

а) дистанцирование от роли;

б) промежуточное положение между статусом и ролью;

в) динамическая сторона статуса;

г. противоречие между статусами;

д. максимальное слияние с ролью.

4. Социальный статус – это


а) профессия или занятие человека;

б) материальный доход человека;

в) социальное положение человека;

г) гражданство.


5. Кто из ученых разработал социальную схему формирования умственных операций в детстве и юности?


а) Э. Эриксон;

б) З. Фрейд;

в) Э. Шпрангер;

г) Ж. Пиаже.


6. Р. Мертон считал, что любая социальная и культурная система состоит из двух основополагающих элементов. Выберите из предложенного эти два элемента.

а) Цели, намерения, интересы, которые определяются данной культурой;

б) Структура социального контроля;

в) Социально одобряемые способы достижения целей;

г) Методы социального контроля.

7. Выберите из предложенных ниже положений то, которое является в полной мере определением социализации.

а) процесс воспитания ребенка;

б) процесс, в ходе которого люди обучаются эффективной совместной деятельности;

в) процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей общества;

г) вхождение индивида в социальный мир.

8. Относятся ли к функциям социализации следующие:

а) введение индивида в мир культуры данного общества;

б) контроль за распределением материальных ресурсов общества;

в) создание условий эффективной совместной деятельности людей;

г) создание норм социальной стабильности и порядка?

9. Чем обусловлена необходимость социализации?

а) биологической конституцией человека;

б) социальными причинами;

в) ни тем, ни другим;

г) и биологическими, и социальными причинами.

10.  Какие этапы проходит социализация? В какой половине жизни человек усваивает больше социальных ролей?

11. Являются ли агентами социализации следующие лица:


а) продавец;

б) диктор ТВ;

в) надзиратель тюрьмы;

г) сержант в армии.


12.  Кто в данный жизненный период является агентом вашей социализации?

13.  Социализируются ли такие литературные персонажи, как Робинзон Крузо и Эдмон Дантес?

14. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы:

а) социализация присуща не только человеку, но и животному;

б) фундамент социализации закладывается в зрелом возрасте;

в) агентами первичной социализации являются учреждения или предприятия.


15. Кто является «значимыми другими» в теории социализации Дж. Мида?


а) ближайшее окружение ребенка;

б) сверстники;

в) общество в целом;


г) церковь.


16. Возникает ли несовпадение статусов в следующих ситуациях

а) когда духовное лицо становится депутатом;

б) когда спортсмен курит;

в) когда депутат едет в автобусе;

г) когда министр занимается коммерческой деятельностью;

д) когда женщина работает на производстве и занимается ведением домашнего хозяйства;

е) когда милиционер продает конфискованное оружие?

17. Определите, относятся ли к аскриптивным следующие статусы:


а) президент;

б) муж;

в) принц;

г) император;

д) тёща;

е) депутат Государственной Думы;

ж) герцог.


18. Термины «я-сам» и «я-меня» предложил


а) Дж. Мид;

б) З. Фрейд;

в) Ч. Кули;

г) Ж. Пиаже.


19. Назовите, к какому статусу – аскриптивному, смешанному, достигаемому – относятся следующие:


а) олимпийский чемпион;

б) академик;

в) студент;

г) дочь кинозвезды;

д) безработный;

е) инженер;

ж) женщина;

з) миллиардер.


20. Согласно Т. Парсонсу любая роль может быть описана с помощью пяти характеристик: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация, мотивация. Используя данные характеристики, сравните между собой следующие роли:


а) преподаватель и студент;

б) профессор и сосед;

в) врач и пациент.


21. Из перечисленных суждений укажите те, которые являются правильными.

а) социальная роль – определенная позиция в социальной структуре общества;

б) один человек обладает множеством статусов;

в) человек имеет вдвое больше ролей, чем групп, к которым он принадлежит;

г) роли связаны между собой системой прав и обязанностей;

д) индивид, обладающий высоким статусом в одной иерархии, автоматически получает высокие статусы в других иерархиях;

е) социальный статус – положение индивида в малой группе;

ж) пол и национальность характеризуют предписываемый статус;

з) главный статус - это наиболее характерный для индивида статус, с которым он себя идентифицирует;

и) ролевой набор – совокупность статусов, ассоциируемых с конкретной социальной ролью.

22. Что является признаками предписанного статуса?


а) Национальность;

б) Социальное происхождение;

в) Образование;

г) Квалификация.


23. Соотнесите между собой признаки и представителей теорий социализации.

а) развитие личности – нравственное совершенствование индивида;

б) на каждой стадии развития человек преодолевает определенный кризис;

в) развитие личности осуществляется через познание чего-то нового;

г) личность формируется через отражение в сознании человека мыслей и чувств других людей о нем;

д) личность формируется через игру.


1) Дж. Мид;

2) З. Фрейд;

3) Э. Эриксон;

4) Ж. Пиаже;

5) Л. Колберг;

6) Ч. Кули.


24.  Правильны ли следующие суждения:

а) социальные статусы взаимодействуют между собой;

б) социальные отношения связывают между собой статусы;

в) индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие;

г) личные статусы связаны между собой социальными отношениями.

25.  Механизм регуляции поведения индивидов и групп, включающий нормы и санкции, называется:


а) социальный контроль;

б) социальный порядок;

в) социальная справедливость;

г) социализация;

д) конформизм.


26.  В каком случае статус безработного будет приписываемым?

27.  В чем отличие между прирожденными и приписываемыми статусами? Какие из приведенных статусов являются приписываемыми:


а) падчерица;

б) сын;

в) русский;

г) отец;

д) девочка;

е) принц.


28. Какие условия необходимы для существования социальной роли?


а) социальные нормы;

б) социальные отношения;

в) социальные действия;

г) экспектации (ожидания).


29. Чем отличаются понятия – дистанцирование от роли и сокращение межстатусной дистанции? Приведите примеры.

30. Какие из перечисленных ниже норм относятся к:


а) нормам-правилам;

б) нормам-ожиданиям.


1) Уплата налогов;

2) Вежливость по отношению к другим;

3) Выполнение учебной программы;

4) Порядочность;

5) Соблюдение трудовой дисциплины;

6) Воспитание детей.

31. Удовлетворение каких потребностей (по А. Маслоу) было недоступно Робинзону Крузо?

32. Расположите перечисленные группы потребностей в восходящем порядке: экзистенциальные, духовные, физиологические, престижные, социальные.

33. Какие из перечисленных потребностей относятся к


а) экзистенциальным;

б) социальным;

в) духовным;

г) физиологическим;

д) престижным.


1) В воспроизводстве населения;

2) В гарантированной занятости;

3) В хорошем здоровье;

4) В успехе;

5) В самопожертвовании;

6) В отдыхе;

7) В страховании от несчастных случаев;

8) В продвижении по службе;

9) В жилье;

10) В заботе о других людях;

11) В безопасности на улицах;

12) В общении;

13) В любви и дружбе;

14) В посещении театра.


34.  В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Сопоставьте их.

Понятие Определение понятия
1) Социальный статус а) Статус, в котором человек рожден, или который назначается ему по прошествии времени
2) Роль б) Социальное положение человека в обществе
3) Главный статус в) Совокупность всех статусов данного человека
4) Достигаемый статус г) Динамическая характеристика статуса
5) Личный статус д) Положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам
6) Статусный набор е) Статус, который человек получает благодаря своим собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо благодаря удаче и везению
7) Приписываемый статус ж) Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие

 

35.  Распределите статусы в соответствии с понятиями в таблице:

Личный статус Социальный статус
   
   

Статусы: продавец, любимый сын, старший сын, сантехник, рыцарь, ябеда, министр.

36.  Дайте общее название группам статусов:


а) русский, принц, мужчина;

б) россиянин, безработный;

в) любимец женщин, красотка, лжец;

г) преподаватель, студент, врач.


37.  Приведите примеры художественных фильмов, произведений художественной литературы, содержащих в названии один или более статусов, охарактеризуйте статусы по видам. Напр., х/ф «Любимая женщина механика Гаврилова» – статусы – любимая женщина (личный), механик (достигнутый).

38.  Назовите права, обязанности и статусные символы следующих статусов: президент, жена, священник.







































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: