1. Кратко охарактеризуйте программу проведения социологического исследования по предложенной преподавателем (или выбранной самостоятельно) теме, используя следующий план:
ü Установите сроки проведения и возможного заказчика данного исследования. Оцените стоимость выполняемой работы.
ü Дайте описание проблемной ситуации в рамках темы. Составьте эксплоративную и нормативную модели исследования.
ü Определите объект и предмет исследования, проведите системный анализ выбранного объекта.
ü Выделите цель исследования.
ü Сформулируйте гипотезу.
ü Определите выборку (вид, объем).
ü Выберите методы проведения исследования.
ü Определите время, место и сроки сбора первичной информации.
Темы для проведения исследования: «Трудоустройство выпускников технического вуза», «Молодежь на рынке труда», «Рабочий класс в ХХI в.» и др.
2. Выберите из предложенных верные утверждения:
а) социологическое исследование начинается с составления анкеты;
б) заключительный этап социологического исследования – выработка рекомендаций;
|
|
в) анализ документов бывает включенным и невключенным;
г) выборочная совокупность всегда больше генеральной;
д) наблюдение – самый распространенный метод в социологии;
е) в социологической анкете всегда необходимо указывать Ф. И. О.;
ж) открытые вопросы легче обрабатывать на компьютере;
з) один и тот же вопрос можно сделать как открытым, так и закрытым.
3. Ошибкой репрезентативности называется:
а) отклонение от выборочной совокупности;
б) отклонение от генеральной совокупности;
в) операционализация понятий;
г) неверная постановка гипотез.
4. Что подразумевает термин «выборка»?
а) Отбор объективной информации;
б) выбор методов исследования;
в) отбор респондентов.
5. В чем состоит сущность социометрии как метода прикладного социально-психологического исследования?
а) Изучение социальных взаимоотношений в социальных группах;
б) целенаправленное систематическое отслеживание и фиксирование социальных фактов;
в) изучение возможного поведения масс.
6. Среди пяти пар приведенных ниже гипотез укажите «лишнюю» пару:
а) гипотезы-основания и гипотезы-следствия;
б) гипотезы основные и неосновные;
в) первичные и вторичные гипотезы;
г) конструктивные и деструктивные гипотезы;
д) описательные и объяснительные гипотезы.
7. Укажите лишние функции программы социологического исследования:
а) прогностическая функция;
б) научно-познавательная;
в) проектирующая;
г) научно-организационная.
8. Среди перечисленных ниже критериев надежности шкал укажите лишний:
а) дискретность;
|
|
б) обоснованность;
в) устойчивость;
г) точность и правильность.
9. В перечне видов эксперимента найдите неправильный ответ:
а) натурный;
б) контролируемый;
в) «ex-post-facto»;
г) «якобы до - после»;
д) мысленный;
е) лабораторный;
ж) полевой.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ [1]
Анкета – набор вопросов, позволяющий респонденту верить, что у него есть мнения, а социологу - верить, что у него будут знания.
Аномия – во времена возникновения полисов в Древней Греции - "беззаконие", во времена возникновения СНГ - просто "беспредел".
Аттитьюд (социальная установка) – готовность к новому социальному действию под влиянием устаревшего социального опыта.
"Белые воротнички" – "интеллигенция" в западном мире, где для того, чтобы называться интеллигентом, не обязательно переживать за судьбы вселенной - достаточно ежедневно менять рубашки.
Бюрократия – аппарат управления, которому в гонке за социальными благами удалось оторваться от народа.
Выборка - респонденты, которых удалось отобрать для опроса вместо тех, кого следовало отбирать.
Гипотеза – недостаточно обоснованное предположение, которое побуждает квалифицированного социолога к подготовке исследований, а неквалифицированного - к подготовке публикаций.
Гражданское общество – общество, создав которое, гражданин осознает, что не oн должен служить государству, а государство - ему.
Девиации – противозаконные или аморальные действия, отклоняющиеся от нормального поведения в обществе в той же мере, что и благородные поступки; в отличие от последних, девиации довольно часто остаются безнаказанными.
Депривация социальная – ограниченный доступ к социальным благам для низших слоев общества при неограниченном - для высших.
Досуг – время для свободной самореализации, когда человек наконец-то способен сделать то, чего от него безуспешно добиваются на работе.
Интеллигенция – социальный слой, приговоренный к высшей мере образования.
Конформист – человек, для которого заблуждение тем ближе к истине, чем опаснее его опровергать.
Малоимущие – социальный слой, которому в результате приватизации досталось только его собственное имущество.
Маргиналы – люди, застрявшие между низким и высоким социальным положением, поскольку первое - ниже их потребностей, а второе - выше способностей.
Массовые опросы – метод познания, широкое распространение которого свидетельствует о том, что массовое невежество дает социальной науке больше фактов, чем индивидуальное знание.
"Наклеивания ярлыков" теория – социологическая теория, объясняющая природу девиантного поведения: назвали "вором" - будет вором, назвали "негодяем" - будет негодяем; практическая слабость теории состоит в том, что иначе их никак и не назовешь.
Нация – народ, испытывающий неразделенную любовь к своему государству.
Неравенство социальное – главный источник общественного прогресса, стимулирующий людей к социальной активности: одних к тому, чтобы подняться наверх, а других - к тому, чтобы не опуститься вниз.
Нормы социальные – рамки поведения, внутри которых люди бегают за поощрениями, а вне - от санкций.
Преступность – необходимая, по убеждению Э. Дюркгейма, часть общественной жизни, направляющая социальный гнев против тех, кто законы преступает, и отвлекающая от тех, кто законы принимает.
Репрезентативность – волшебное слово, способное мнение случайно опрошенных людей превращать в общественное мнение.
Социализация – последовательный процесс введения, размешивания и растворения индивида в обществе.
Социологизм – принципиальная позиция, основанная на признании автономии социальной реальности, за изучение которой деньги следует платить только социологам (активно оспаривается представителями других общественных и гуманитарных наук).
|
|
Социология – наука, убеждающая в том, что даже если в обществе невозможно жить, то его вполне можно изучать.
Социология права – наука, отвечающая на два взаимосвязанных вопроса: почему люди создают законы и почему их не придерживаются.
Средний класс – класс, наиболее заинтересованный в социальном согласии, поскольку при социальных конфликтах ему достается и сверху и снизу.
Статус социальный – индивид минус индивидуальность.
Стратификация социальная – разделение общества на верхние и нижние слои, при котором нижним кажется, что верхние сидят у них на горбу, а верхним - что нижние путаются у них под ногами.
Ценность – полезная часть окружающего нас мира, отсутствие которой вызывает страх, что не получишь, а наличие - страх, что потеряешь.