Обеспечение военно-политической интеграции на универсальном уровне

ДОКЛАД

на тему:

Правовая основа военно-политической интеграции

 

                                                                                   Студента 2 курса группы 10-мЮРз18-4

Белавина Марка Андреевича

                                                            

  Санкт-Петербург 2020

Содержание

Введение. 2

1 Правовая основа военно-политической интеграции. 3

1.1 Обеспечение военно-политической интеграции на универсальном уровне. 3

1.2 Правовое регулирование военно-политической интеграции в трансатлантическом регионе 7

1.3 Правовое регулирование военно-политической интеграции в Европе. 10

1. 4 Правовое регулирование интеграционных процессов на постсоветском пространстве. 13


Введение

 

Вторая половина XX — начало XXI в. характеризуются активным развитием интеграционных процессов, протекающих практически во всех сферах общественной жизни. Сращивание национальных хозяйств, проходящее в рамках общемировой тенденции усиления международного разделения труда, ведет к экономической интеграции. Политические катаклизмы, наиболее яркие примеры которых — две мировые войны, подчеркнули необходимость политической интеграции, в частности в сфере обороны, для предотвращения ужасов войны в будущем.

Проблема предотвращения новой глобальной войны, которая может привести к уничтожению всего человечества, решалась и решается на разных уровнях. На глобальном уровне за обеспечение мира и безопасности отвечает наиболее значимая для всего международного права организация, наделенная самыми широкими полномочиями, — ООН. На межрегиональном уровне активно функционирует военно-политическая организация — НАТО. На региональном уровне в Европе действуют Европейский союз, ряд международных войсковых формирований и др.

Наиболее значима для международно-правового регулирования Организация Объединенных Наций.

В данной работе  будут рассмотрены те аспекты деятельности ООН, которые имеют непосредственное отношение к международно-правовому сотрудничеству государств по вопросам обеспечения безопасности.




Правовая основа военно-политической интеграции

Обеспечение военно-политической интеграции на универсальном уровне

 

ООН играет роль главного инструмента международного регулирования, а ее структура стала основным политико-правовым механизмом для сотрудничества государств в вопросах мировой политики.

В качестве основных целей Организации Устав ООН ставит, в частности, такие цели, как «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» и «быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей».

Свою системообразующую роль в организации европейской безопасности ООН выполняет двумя способами:

1) посредством формирования современного международного права и стандартов международно-политического поведения государств;

2) через деятельность Совета Безопасности ООН, который правомочен принять к рассмотрению любой вопрос, затрагивающий интересы международного мира и безопасности, и может принимать обязательные для государств-членов решения, в том числе по принуждению к миру (включая использование силы).

Закрепление в Уставе ООН важнейших принципов международного права, в соответствии с которыми в силу ст. 2 Устава ООН и должны действовать все государства-члены, стало важнейшим вкладом ООН в международно-правовое регулирование. Именно в соответствии с этими принципами решаются вопросы обеспечения безопасности, строится военное сотрудничество государств, осуществляются операции, связанные с применением военной силы, как на глобальном, так и на региональном уровне.

Кроме того, ООН часто выступает международной площадкой, в рамках которой происходит согласование наиболее значимых для всего мирового сообщества документов. В качестве примера можно привести Международный договор о торговле оружием (МДТО; International Arms Trade Treaty) — юридически обязывающий документ, регулирующий рынок вооружения. Документ, обобщающий опыт многих стран и региональных международных организаций по правовому регулированию торговли вооружениями, 24 декабря 2014 г. вступил в законную силу.

Другим направлением ООН в сфере поддержания мира и безопасности стала деятельность Совета Безопасности. Для быстрых и эффективных действий в таких случаях государства — члены ООН возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и дают согласие на то, что Совет Безопасности действует от их имени. Именно от такой поддержки государств-членов зависит эффективность его деятельности. В противном случае неспособность Совета Безопасности договориться о применении силы может подтолкнуть к таковому без его мандата, что серьезно подорвет авторитет международного права в целом.

Для успешного выполнения возложенных на Совет Безопасности функций он наделяется правотворческими полномочиями. В частности, как представительный орган всех членов ООН (п. 1 ст. 24 Устава) Совет Безопасности вправе принимать юридически обязательные решения, выполнение которых должно обеспечиваться усилиями государств — членов Совета Безопасности ООН. При этом такие решения являются обязательными для государств вне зависимости от их участия в обсуждении и их позиции при голосовании (за исключением постоянных членов), что превращает Совет Безопасности в эффективный инструмент международно-правового регулирования, особенно в сфере поддержания мира и безопасности.

Совет Безопасности наделен исключительным правом определять, существует ли в мире угроза агрессии, осуществляется ли она на практике, какие меры необходимы для сохранения мира и обеспечения международной безопасности. Именно Совет Безопасности вправе выносить решения о проведении операций с использованием вооруженных сил ООН, а также решать вопросы, связанные с созданием и использованием вооруженных сил ООН, такие как определение задач и функций вооруженных сил, их состава и численности, структуры командования этими силами, сроками их пребывания в районах проводимых операций, вопросы руководства этими операциями, а также вопросы порядка их финансирования.

При этом, несмотря на солидные полномочия в сфере применения силы при урегулировании конфликтов, основной упор делается на использование мирных средств, а не силы.

Вооруженное принуждение применяется в ответ на вооруженное насилие, а средства принуждения «выступают в роли орудия принуждения. При этом принуждение в международном праве представляет собой не насилие, а одно из средств реализации права». Поэтому оно должно быть правомерным как по основанию и целям, так и по средствам реализации. Правомерность же определяется в первую очередь на основе принципов международного права, среди которых особое значение имеет принцип неприменения силы или угрозы силой. Правомерное применение принуждения возможно лишь в одном случае — когда оно является мерой реализации ответственности в ответ на международно-противоправное деяние.

Группой высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам в 2004 г. в докладе «К безопасному миру: наша общая ответственность» был предложен ряд критериев для принятия решений, санкционирующих вмешательство и применение силы — речь идет о случаях геноцида и других массовых убийств, этнических чистках или серьезных нарушениях международного гуманитарного права, которые суверенные государства не смогли или не пожелали предотвратить. При этом применение силы рассматривается как крайнее средство, когда другие не привели к успеху, а последствия применения силы не должны быть хуже, чем последствия бездействия.

Правовые основания для такого вмешательства были обозначены резолюцией Совета Безопасности ООН в 2006 г. В ней отмечалось: «Умышленные нападения на гражданских лиц и других лиц, пользующихся защитой, и совершение систематических вопиющих и широкомасштабных нарушений международного гуманитарного права и норм в области прав человека в условиях вооруженного конфликта могут представлять собой угрозу международному миру и безопасности». В этой связи Совет Безопасности подтвердил «свою готовность рассматривать такие ситуации и при необходимости принимать надлежащие меры».

Деятельность, направленную на реализацию таких мер, можно разделить на два аспекта:

1) право Совета Безопасности применять вооруженные силы для осуществления своих решений об устранении угрозы миру или любого его нарушения. Эти меры реализуются на основании гл. VII Устава ООН «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии»;

2) деятельность по поддержанию мира, т. е. операции вооруженных сил без применения оружия, за исключением случаев самообороны, осуществляемые с согласия основных воюющих сторон и предназначенные для наблюдения за соблюдением соглашения о перемирии.

Операции, связанные с активным применением силы, регулируются положениями гл. VII. Она обеспечивает ООН и соответствующими организационными структурами, и механизмом формирования военного контингента.

Согласно гл. VII Устава ООН, Совет Безопасности уполномочен принимать действия доступными вооруженными силами после того, как сочтет, что принудительные меры невоенного характера, предусмотренные ст. 41, могут оказаться или оказались недостаточными. После констатации существования угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии Совет Безопасности большинством не менее девяти голосов, включая голоса всех постоянных членов, принимает решение о применении вооруженных сил.

Согласно Уставу ООН, государства обязуются предоставить Совету Безопасности по его требованию вооруженные силы, помощь и необходимые средства обслуживания, включая право прохода в соответствии со специальным соглашением, заключенным между Советом Безопасности и соответствующим государством. Вооруженные силы ООН, наделенные правом использовать оружие и принуждение в отношении государств, комплектуются не из добровольцев на контрактной основе, а из национальных контингентов стран — членов ООН, сохраняющих национальный характер, подчиняющихся уставным положениям, действующим в национальных вооруженных силах. Командующих также назначают посылающие государства, и лишь общий командующий вооруженными силами, предоставляемыми в распоряжение Совета Безопасности, назначается Советом.

Правовой статус миротворческих сил ООН определяется соглашением между ООН и принимающим государством. В соответствии с этим соглашением после принятия Советом Безопасности решения об учреждении операции принимающее государство обязано содействовать осуществлению мандата операции. Для ускорения процесса заключения таких соглашений Секретариатом ООН было разработано типовое соглашение о статусе вооруженных сил, которое может служить основой для заключения таких соглашений с конкретными странами. Данное соглашение было представлено генеральным секретарем ООН на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 23 мая 1991 г. В соглашении о статусе подтверждается международный характер операций ООН по поддержанию мира в качестве вспомогательного органа ООН и определяются привилегии и иммунитеты, права и льготы, а также функции операции ООН по поддержанию мира и ее участников.

Для содействия Совету Безопасности в решении вопросов, связанных с действиями в отношении угрозы миру, нарушения мира актами агрессии, на основании ст. 47 Устава был создан Военно-штабной комитет (ВШК), в состав которого входят начальники штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представители. Задачи ВШК: консультирование Совета по военнополитическим вопросам; оказание помощи в военном планировании и управлении; консультирование Совета по вопросам разоружения.

Операции по поддержанию мира включают в себя миссии наблюдателей и вооруженные силы по поддержанию мира, хотя последние зачастую подменяют своими действиями применение вооруженных сил для осуществления решений об устранении угрозы миру или любого его нарушения. Однако применение вооруженных сил по поддержанию мира позволяло избегать блокирования системы коллективной безопасности ООН, предусмотренной гл. VII ее Устава возникающего вследствие разногласий между постоянными членами Совета Безопасности.

Практически все известные классификации подразделяют эти операции на три вида:

1) использующие преимущественно несиловые методы действий вооруженных сил: наблюдение, различные формы контроля, направленные на подкрепление политических и дипломатических усилий по прекращению и урегулированию конфликта;

2) сочетающие политические методы с операциями вооруженных миротворческих контингентов, не ведущих боевых действий;

3) проводимые с применением силовых методов, в том числе боевых действий, для принуждения к миру в сочетании с политическими усилиями или без них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: