Первая попытка международно-правового оформления интеграционных процессов в сфере обеспечения коллективной безопасности на постсоветском пространстве была предпринята в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). В преамбуле Устава СНГ прямо указывается на необходимость развития сотрудничества между государствами-участниками «в обеспечении международного мира и безопасности, а равно в целях поддержания гражданского мира и межнационального согласия».
Эти положения получили свое развитие в разд. III Устава СНГ «Коллективная безопасность и военно-техническое сотрудничество». Основной задачей в этой сфере является проведение согласованной политики в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительство Вооруженных Сил и поддержание безопасности в Содружестве (ст. 11 Устава).
Ст. 12 Устава СНГ предусматривает порядок действий государств — участников СНГ в случае угрозы миру и безопасности в регионе либо в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств — участников СНГ. В этих случаях они «незамедлительно приводят в действие механизм взаимных консультаций в целях координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы». Эти меры могу включать в себя даже проведение миротворческих операций[4] и использование вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в порядке ст. 5 Устава ООН[5]. Интересно, что такие меры могут приниматься не только Советом глав государств СНГ (высшим органом СНГ по вопросам обороны и охраны внешний границ), но и отдельными заинтересованными государствами — участниками СНГ с учетом их национального законодательства (ч. 2 ст. 12 Устава СНГ).
|
|
Отдельно в Уставе СНГ говорится об охране внешних границ. Ст. 13 Устава предусматривает обязанность каждого государства-участника принимать надлежащие меры по обеспечению стабильного положения на внешних границах государств-участников Содружества. На основе взаимного согласия государства-участники координируют деятельность Пограничных войск и других компетентных служб, которые осуществляют контроль и несут ответственность за соблюдение установленного порядка пересечения внешних границ государств-участников.
Рассмотренные выше положения обусловили и организационную структуру СНГ. Как уже отмечалось, высшим органом СНГ в сфере обеспечения международного мира и безопасности является Совет глав государств (ст. 14 Устава СНГ). В частности, в соответствии со ст. 18 Устава СНГ он правомочен в любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности в СНГ, рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы его урегулирования.
|
|
Своеобразный «второй эшелон» образуют органы Совета глав государств:
1) Совет министров обороны государств-участников СНГ (СМО СНГ) — основной орган СНГ по вопросам военной политики и военного строительства. Создан Решением Совета глав государств СНГ от 14 февраля 1992 г. В настоящее время правовую основу его деятельности составляет Положение о СМО СНГ от 15 апреля 1994 г., закрепляющее функции, структуру, состав и организацию деятельности СМО СНГ. Его основные функции: координация военного сотрудничества государств — участников СНГ; рассмотрение концептуальных подходов к вопросам военной политики и военного строительства государств — участников СНГ; выработка предложений по вопросам реализации усилий государств — участников СНГ, направленных на предотвращение вооруженных конфликтов; рассмотрение проектов договоров (соглашений) и других документов по вопросам обороны и военного строительства, выработка предложений по сближению правовых актов в области военного строительства;
2) Совет командующих Пограничными войсками, ответственный за взаимодействие по вопросам охраны внешних границ государств — участников СНГ и обеспечение стабильного положения на них (ст. 31 Устава СНГ). Создан Решением Совета глав государств СНГ[6] от 6 июля 1992 г. Основные функции: разработка и рассмотрение концептуальных подходов к обеспечению охраны внешних границ и экономических зон с учетом интересов всех государств — участников СНГ; координация деятельности пограничных войск государств — участников СНГ по вопросам, требующим совместных действий; подготовка предложений и проектов документов; рассмотрение проектов договоров (соглашений) по пограничным вопросам для принятия решений Советом глав государств или Советом глав правительств СНГ; рассмотрение и разработка предложений по вопросам оперативной и мобилизационной подготовки, подготовки и переподготовки офицерских кадров, военно-научных исследований, технического и тылового обеспечения пограничных войск государств — участников СНГ. Для обеспечения выполнения возложенных на Совет командующих Пограничными войсками функций создан его постоянный рабочий орган — Координационная служба (Соглашение Совета глав правительств СНГ от 9 октября 1992 г.).
В силу ст. 15 Устава СНГ конкретные вопросы военно-политического сотрудничества государств-участников регулируются специальными соглашениями.
Наиболее общий, программный документ — это Соглашение о Концепции военной безопасности государств-участников СНГ от 9 октября 1992 г. Кроме того, регулярно принимаются Концепции военного сотрудничества государств — участников СНГ[7].
Основной пример военного сотрудничества — Соглашение о создании объединенной системы противовоздушной обороны (ПВО) государств — участников СНГ (1996), юридически оформившее существование доставшейся в наследство от СССР системы ПВО[8]. В развитие положений этого документа Соглашение об организации действий дежурных по ПВО сил государств — участников СНГ при получении информации о захвате (угоне) воздушного судна от 3 сентября 2011 г., утвердившее в частности, Положение о порядке таких действий.
Для повышения эффективности защиты внешних границ государств- участников 26 августа 2005 г. Решением Совета глав государств СНГ утверждена Концепция согласованной пограничной политики государств — участников СНГ. Также заключено Соглашение о взаимодействии пограничных войск государств — участников СНГ при возникновении кризисных ситуаций на внешних границах от 17 мая 1996 г. Нормы этого соглашения получили развитие в Протоколе об утверждении Положения об организации взаимодействия пограничных и иных ведомств государств — участников СНГ в оказании помощи при возникновении и урегулировании (ликвидации) кризисных ситуаций на внешних границах от 5 октября 2007 г. (далее — Протокол от 05.10.2007 г.). Кроме того, 2 сентября 2011 г. было принято Протокольное решение о дополнительных мерах для укрепления пограничной безопасности на внешних границах государств — участников СНГ.
|
|
Еще одно направление нормативного регулирования — стандартизация в военно-технической сфере и обеспечение совместимости технических устройств, используемых вооруженными силами государств-участников. Например, 3 ноября 1995 г. были заключены два соглашения: Соглашение об организации работ по межгосударственной стандартизации вооружения и военной техники[9] и Соглашение о сотрудничестве по обеспечению единства измерений в вооруженных силах государств — участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации[10]. В дальнейшем были заключены Соглашение о сотрудничестве в области военного обеспечения вооруженных сил государств — участников СНГ от 30 мая 2012 г., Соглашение об организации связей взаимодействия в интересах управления вооруженными силами государств — участников СНГ от 6 марта 998 г., приняты Концепция совместного военно-научного сопровождения эксплуатации авиационной техники военного назначения в государствах — участниках СНГ и Концепция создания совместной (объединенной) системы связи вооруженных сил государств — участников СНГ[11]. Также действует учрежденная Решением Совета глав государств СНГ от 7 октября 2002 г. Программа военнотехнического сотрудничества государств — участников СНГ.
Кроме того, приняты меры по сближению программ подготовки военнослужащих: 13 ноября 1992 г. было заключено Соглашение о развитии сотрудничества в области подготовки военных кадров.
|
|
[1] Калугин А. Высшие органы управления НАТО // Зарубежное военное обозрение. 2009. № 11, С. 52-55.
[2] То есть всех операций, не направленных на реализацию положений Вашингтонского договора о коллективной самообороне.
[3] Данный документ направлен на развитие и укрепление возможностей ОБСЕ в вопросах поддержания мира, предотвращения конфликтов и формирования общего и неделимого пространства безопасности.
[4] Такие операции действительно проводились, например операция по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта (в соответствии с Решением Совета глав государств СНГ об использовании коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта от 22.08.1994 г.).
[5] В дальнейшем был даже разработан Модельный закон об участии государства-участника СНГ в миротворческих операциях (принят в Санкт-Петербурге 17.04.2004 г. Постановлением № 23-6 на 23-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ).
[6] Содружество. 1992. № 6.
[7] В настоящее время действует Концепция военного сотрудничества государств — участников СНГ до 2020 г. (утверждена Решением Совета глав государств 16.10.2015 г.).
[8] К сожалению, это пока единственный пример реально существующей оборонительной системы СНГ. Тем не менее функционирует Координационный комитет по вопросам ПВО при СМО СНГ, ежегодно проводятся военно-штабные тренировки с органами управления и дежурными силами объединенной системы ПВО с реальным обозначением воздушной обстановки, раз в два года — совместные тактические учения войск ПВО.
[9] Содружество. 1995. № 3. С. 69—78. Действует в ред. Протокола о внесении изменений и дополнений от 16.03.2001 г.
[10] Действует в ред. Протокола о внесении изменений и дополнений от 21.05.2010 г.
[11] Утверждены Решением Совета глав государств СНГ от 18.09.2003 г.