Административная ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности. Она выражается в административном наказании, применяемом к тому, кто совершил административное правонарушение.
Многие административные правонарушения похожи на преступления (неповиновение работникам полиции, мелкое хулиганство и др.), но они представляют меньшую опасность для общества, чем преступления. Поэтому и взыскания за них не столь суровы, как уголовные наказания.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административные наказания, которые могут применяться к нарушителям, также перечислены в КоАПе. Самое мягкое — предупреждение. Самое распространённое — штраф: для граждан — до 25, для должностных лиц — до 50, для юридических лиц — до 1000 МРОТ. А иногда (при валютных, таможенных и некоторых других правонарушениях) для должностных лиц — до 200, для юридических лиц — до 5000 МРОТ. Указано также возмездное изъятие или конфискация предмета нарушения (например, партия контрабандных сигарет), лишение специального права (например, водительских прав). Возможен административный арест (например, до 15 суток за мелкое хулиганство), выдворение за пределы ДНР (незаконных мигрантов) и др. Заметим, что, кроме предупреждения и штрафов, все другие наказания назначаются только судом.
Мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях отведена отдельная глава в КоАПе. Одна из этих мер называется доставление. (Например, пьяного скандалиста в отделение.) Следующим назовём административное задержание, т. е. кратковременное ограничение свободы. Оно допускается до 3 часов и лишь иногда до 48 (нарушение границы, по делам, где может быть назначен арест, и др.). По просьбе задержанного в кратчайшие сроки уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учёбы, а также защитник. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей либо законных представителей обязательно. Предусмотрен также личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, документов. Эти действия производятся при участии понятых. Применяется и медицинское освидетельствование, например на состояние опьянения. (Иначе как доказать, что нарушитель был пьян?)
Участники производства по делам об административных правонарушениях и их права определяются КоАПом аналогично УПК. Помимо органа, рассматривающего дело, это прежде всего нарушитель, без которого вообще не может быть дела. Ему предоставляются права, аналогичные правам обвиняемого по УПК, — знакомиться с делом, приглашать адвоката, заявлять ходатайства. Он должен быть обязательно оповещён о месте и времени разбирательства и т. д. Другой важнейший участник — потерпевший, которому действиями нарушителя причинён вред. К участию в производстве привлекаются и такие известные вам по УПК категории, как свидетели, эксперты, понятые, переводчики. Может участвовать и прокурор, но это случается лишь в особо сложных или значимых делах.
Поводом к возбуждению дела может быть непосредственное обнаружение проступка. (Например, инспектор ГИБДД остановил пьяного водителя.) Поводом является и получение заявления или сообщения. При обнаружении нарушения должен быть составлен протокол, что и является возбуждением дела. Учитывая значимость протокола для дела, закон подробно регламентирует его содержание (дата и место, сведения о составляющем протокол, нарушителе, свидетелях, время и место события нарушения, статья КоАПа, устанавливающая ответственность, объяснения нарушителя или его законных представителей, если он несовершеннолетний, и др.). Нарушителю и другим участникам производства разъясняются их права и обязанности по КоАПу, о чём делается запись в протоколе. Протокол подписывается составившим его и лицом, в отношении которого возбуждено дело. (Учтите, что протокол служит основным документом при последующем разбирательстве дела.) Протокол не составляется при малозначительных нарушениях (например, безбилетный проезд).
Виды административных наказаний следующие:
• предупреждение (выражается в официальном порицании физического или юридического лица);
• административный штраф (может выражаться в величине, кратной: минимальному размеру оплаты труда, либо стоимости предмета административного правонарушения, либо сумме неуплаченных налогов и сборов, либо сумме незаконной валютной операции);
• возмездное (т. е. с возмещением его стоимости) изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
• конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
• лишение специального права, предоставленного физическому лицу (в виде права управления транспортным средством, права охоты и т. д.; срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет);
• административный арест (на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток);
• административное выдворение за пределы Донецкой Народной Республики иностранного гражданина или лица без гражданства;
• дисквалификация (заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и т. д.).
Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Остальные виды административных наказаний могут устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополнительных наказаний.
Среди органов, которым подведомственны дела об административных правонарушениях (которые так или иначе применяют соответствующие санкции), выделяются:
• судьи;
• комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
• органы внутренних дел;
• органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;
• налоговые органы;
• таможенные органы;
• военные комиссары;
• органы рыбоохраны
• и многие другие органы и должностные лица. Дело об административном правонарушении должно рассматриваться в присутствии лица, привлекаемого к ответственности.
Незаконные действия по привлечению к административной ответственности могут быть обжалованы в вышестоящие инстанции или прокурору.