Административные наказания

Административная ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности. Она выражается в административном наказании, применяемом к тому, кто совершил административное правонарушение.

Многие административные правонарушения похожи на преступления (неповиновение работникам полиции, мелкое хулиганство и др.), но они представляют меньшую опасность для общества, чем преступления. Поэтому и взыскания за них не столь суровы, как уголовные наказания.

Административное наказание  является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административные наказания, которые могут приме­няться к нарушителям, также перечислены в КоАПе. Са­мое мягкое — предупреждение. Самое распространённое — штраф: для граждан — до 25, для должностных лиц — до 50, для юридических лиц — до 1000 МРОТ. А иногда (при валютных, таможенных и некоторых других правона­рушениях) для должностных лиц — до 200, для юриди­ческих лиц — до 5000 МРОТ. Указано также возмездное изъятие или конфискация предмета нарушения (напри­мер, партия контрабандных сигарет), лишение специаль­ного права (например, водительских прав). Возможен ад­министративный арест (например, до 15 суток за мелкое хулиганство), выдворение за пределы ДНР (незаконных мигрантов) и др. Заметим, что, кроме предупреждения и штрафов, все другие наказания назначаются только судом.

Мерам обеспечения производства по делам об админи­стративных правонарушениях отведена отдельная глава в КоАПе. Одна из этих мер называется доставление. (На­пример, пьяного скандалиста в отделение.) Следующим назовём административное задержание, т. е. кратковре­менное ограничение свободы. Оно допускается до 3 часов и лишь иногда до 48 (нарушение границы, по делам, где может быть назначен арест, и др.). По просьбе задержан­ного в кратчайшие сроки уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учёбы, а также за­щитник. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей либо законных представителей обязатель­но. Предусмотрен также личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, документов. Эти действия произво­дятся при участии понятых. Применяется и медицинское освидетельствование, например на состояние опьянения. (Иначе как доказать, что нарушитель был пьян?)

Участники производства по делам об административных правонарушениях и их права определяются КоАПом ана­логично УПК. Помимо органа, рассматривающего дело, это прежде всего нарушитель, без которого вообще не может быть дела. Ему предоставляются права, аналогичные пра­вам обвиняемого по УПК, — знакомиться с делом, при­глашать адвоката, заявлять ходатайства. Он должен быть обязательно оповещён о месте и времени разбирательства и т. д. Другой важнейший участник — потерпевший, ко­торому действиями нарушителя причинён вред. К участию в производстве привлекаются и такие известные вам по УПК категории, как свидетели, эксперты, понятые, пере­водчики. Может участвовать и прокурор, но это случается лишь в особо сложных или значимых делах.

Поводом к возбуждению дела может быть непосред­ственное обнаружение проступка. (Например, инспектор ГИБДД остановил пьяного водителя.) Поводом является и получение заявления или сообщения. При обнаружении нарушения должен быть составлен протокол, что и явля­ется возбуждением дела. Учитывая значимость протокола для дела, закон подробно регламентирует его содержание (дата и место, сведения о составляющем протокол, нару­шителе, свидетелях, время и место события нарушения, статья КоАПа, устанавливающая ответственность, объясне­ния нарушителя или его законных представителей, если он несовершеннолетний, и др.). Нарушителю и другим участ­никам производства разъясняются их права и обязанности по КоАПу, о чём делается запись в протоколе. Протокол подписывается составившим его и лицом, в отношении которого возбуждено дело. (Учтите, что протокол служит основным документом при последующем разбирательстве дела.) Протокол не составляется при малозначительных нарушениях (например, безбилетный проезд).

Виды административных наказаний следующие:

предупреждение (выражается в официальном порицании физического или юридического лица);

• административный штраф (может выражаться в величине, кратной: минимальному размеру оплаты труда, либо стоимости предмета административного правонарушения, либо сумме неуплаченных налогов и сборов, либо сумме незаконной валютной операции);

• возмездное (т. е. с возмещением его стоимости) изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

лишение специального права, предоставленного физическому лицу (в виде права управления транспортным средством, права охоты и т. д.; срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет);

• административный арест (на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток);

• административное выдворение за пределы Донецкой Народной Республики иностранного гражданина или лица без гражданства;

дисквалификация (заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и т. д.).

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Остальные виды административных наказаний могут устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополнительных наказаний.

Среди органов, которым подведомственны дела об административных правонарушениях (которые так или иначе применяют соответствующие санкции), выделяются:

• судьи;

• комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

• органы внутренних дел;

• органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;

• налоговые органы;

• таможенные органы;

• военные комиссары;

• органы рыбоохраны

• и многие другие органы и должностные лица. Дело об административном правонарушении должно рассматриваться в присутствии лица, привлекаемого к ответственности.

Незаконные действия по привлечению к административной ответственности могут быть обжалованы в вышестоящие инстанции или прокурору.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: