Общие принципы природопользования. Экологические права и обязанности граждан

Активное воздействие человека на окружающую среду стало причиной возникновения и развития в большинстве стран мира новой отрас­ли права — права охраны окружающей среды. Оно получило название экологического права. В отличие от многих известных вам отраслей, развитие которых длилось столетиями (например, уголовного права), экологическое право сформировалось стремительно, буквально за несколь­ко десятилетий прошлого века, и продолжает совершенствоваться ныне. Главная его задача — решение проблем охраны окружающей среды.

       ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРА­ВА. Экологическое права – совокупность пра­вовых норм, которые регулируют общественные отноше­ния, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды. Эту область (сферу) общественных отношений принято называть экологическими отношени­ями.

       Не любые отношения, которые складываются при вза­имодействии человека и общества с окружающей средой, можно отнести к экологическим. Например, по земле и воде может проходить граница между государствами или субъектами государства. По поводу этой части земли и воды между государствами или субъектами складывают­ся определённые (порой весьма напряжённые) отношения. Их, конечно же, нельзя назвать экологическими. Это тер­риториальные отношения, которые регулируются нормами государственного права.

       Экологи­ческие отношения имеют свою специфику: это отношения по использованию, а также по охране окружающей среды (как оборотной стороне её использования).

       Окружающая среда — главный объект экологического права. Закон «Об охране окружающей сре­ды» (ООС) определяет её как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

       Обратите внимание: понятие природная среда (или при­рода) охватывает как собственно природные, так и природ­но-антропогенные объекты. Компонентами природной среды являются земля, недра, почва, вода, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое про­странство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Природный объект трактуется в законе как естественная экологиче­ская система, природный ландшафт и составляющие его элементы, сохранившие свои природные свойства. Природ­но-антропогенный объект характеризуется как природный объект, изменённый в результате воздействия человека, или же объект, созданный человеком, но обладающий свойства­ми природного (искусственные посадки, сады, лесополосы и т. д.). Антропогенный объект — это объект, созданный человеком и не обладающий свойствами природных объек­тов (здания, дороги, инженерные сети и т. д.).

       Экологическое право имеет комплексную структуру — объединяет нормы природоресурсного и природоохранного права. Первое интегрирует правовые нормы, регулирую­щие отношения по рациональному использованию природ­ных ресурсов — земли, воды, леса и т. д., отсюда и его название; второе объединяет специальные нормы, регули­рующие охрану окружающей среды. А в целом нормы обе­их отраслей составляют единую отрасль — экологическое право, которое нередко именуют суперотраслью. Подчерк­нём, что структурные компоненты экологического права нельзя рассматривать в отрыве друг от друга: нормы, регу­лирующие использование, и нормы, регулирующие охрану, действуют одновременно. Например, земля одновременно используется и охраняется.

       К источникам экологического права относят все право­вые акты, в которых содержатся нормы, регулирующие экологические отношения. Таких актов много. По юри­дической силе (вспомните, как определяется юридическая сила нормативно-правового акта) весь массив экологиче­ских нормативных актов (экологического законодательства) можно разделить на конституции, законы и подзаконные акты. Среди множества законов, регулирующих экологические отношения, особую роль играет упомянутый закон об ООС.

       В основе экологического права лежат определённые принципы, закреплённые в законе об ООС. Главный из них выражает смысл всего экологиче­ского законодательства: соблюдение права человека на бла­гоприятную окружающую среду.

       ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖА­ЮЩУЮ СРЕДУ. Это право принадлежит к числу общече­ловеческих ценностей, естественных прав человека и граж­данина, затрагивающих самые основы его бытия, связан­ные с поддержанием материальных и духовных условий жизни.

       Одним из основных международных документов по во­просам экологии является Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992). В качестве принципа № 1 Декларация провозгласила: «Забота о людях занимает центральное ме­сто в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой».

       Конституция ДНР закрепила экологические права граждан: три самостоятельных, но неразрывно связанных между собой экологических права человека и гражданина: 1) на благоприятную окружающую среду, 2) на достоверную инфор­мацию о её состоянии и 3) на возмещение ущерба, при­чинённого здоровью или имуществу экологическим право­нарушением.

       В законе об ООС благоприятная окружающая среда – среда, «качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов». Учёные-экологи объясняют, что среда является благопри­ятной, если её состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве нормативам, касающимся её чистоты (незагрязнённости), ресурсоёмкости (неисчерпа­емости), видового разнообразия и эстетического богатства.

       Объективно человек не может не воздействовать на окружающую среду — не извлекать минеральных ресур­сов, не забирать воду, не выбрасывать загрязняющие ве­щества и т. д. Проблема заключается в том, чтобы были установлены научно обоснованные пределы (нормы) такого воздействия. С этой целью экологическое право предусма­тривает так называемое экологическое нормирование, т. е. закреплённые в правовых документах показатели предель­но допустимого воздействия на среду.

       Основным документом, закрепившим требования по эко­логическому нормированию, является закон об ООС. В гла­ве «Нормирование в области охраны окружающей сре­ды» определена система экологических нормативов, в ко­торую входят: нормативы качества окружающей среды, нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды (ПДВ) и нормативы допу­стимого изъятия природных ресурсов. Понятно, что про­анализировать всю систему экологического нормирования здесь невозможно, да и не нужно. Важно уяснить главное: цель экологического нормирования — обеспечить экологи­ческую безопасность.

       Коротко поясним: научно обоснованные нормативы ка­чества — это нормативы предельно допустимых концентра­ций (ПДК) вредных веществ (например, ПДК двуокиси азо­та в атмосфере воздуха не должны превышать 0,085 мг/м3). Нормативы ПДВ устанавливают предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов веществ и микроорганиз­мов для различных источников воздействия на окружаю­щую среду. А нормативы допустимого изъятия природных ресурсов (ископаемых, водных, земельных, лесных, живот­ного мира и т. д.) устанавливаются с целью предупредить их истощение.

       Право на информацию также является основополагаю­щим правом личности и провозглашается во Всеобщей де­кларации прав человека. Это право закреплено в Консти­туции, а также в ряде законов, и прежде всего в законе об ООС.

       Информация как юридическое понятие — это сведе­ния о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. До­стоверной информацией о состоянии окружающей среды являются сведения, которые отражают реальное, неис­кажённое состояние окружающей среды. Такой инфор­мацией в первую очередь располагают государственные органы, имеющие специальные полномочия в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

       Право на информацию конкретизируется также в законе «Об информации, информационных тех­нологиях и защите информации». Этот закон устанавли­вает, во-первых, что пользователи информации (это могут быть организации, а также граждане) обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам (за исключением информации с ограниченным доступом). Во-вторых, что на органы государственной власти и местного самоуправления возлагается обязан­ность создавать доступные для каждого информационные ресурсы и в пределах своей компетенции осуществлять информационное обеспечение пользователей. Закон запре­щает ограничивать доступ к информации о чрезвычайных ситуациях, которая необходима для обеспечения безопас­ности граждан.

       Для тех, кто внимательно изучал отечественную исто­рию, не секрет, что в нашей стране долгие годы процесс распространения информации был под тотальным кон­тролем государства. Получение гражданами достоверной информации нередко полностью исключалось. К числу самых вопиющих примеров можно отнести сокрытие вла­стями информации о крупнейшей в нашей истории аварии на складе радиоактивных веществ производственного объ­единения «Маяк» под Челябинском в 1957 г. Население своевременно не предупредили. Сегодня трудно подсчитать число погибших и пострадавших от радиации. Их тысячи. История повторилась в 1986 г. в Чернобыле, когда власти почти неделю скрывали информацию о взрыве на одном из реакторов АЭС. Задержка привела к увеличению числа жертв радиоактивного излучения. Такова трагическая пла­та за нарушенные права человека.

       Конституция установила ответствен­ность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

       СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ. ЭКО­ЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Закон об ООС за­крепляет за гражданами возможность различными способами защищать своё право на здоровую окружающую среду. Каждый из нас имеет право участвовать в созда­нии общественных объединений, занимающихся охраной окружающей среды; обращаться в органы власти с жало­бами, заявлениями и предложениями; принимать участие в собраниях, митингах и т. д. по охране окружающей сре­ды. Более того, все мы имеем право предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причинённого окружающей среде.

       Право граждан на судебный иск — это наиболее мощное средство защиты. Причём, если гражданин не удовлетво­рён решением суда общей юрисдикции, он может подать жалобу в суд более высокой инстанции. Исчерпав все за­конные средства защиты прав в ДНР, гражданин имеет право обращаться в Европейский суд по правам человека.

       Право на возмещение ущерба, причинённого здоро­вью или имуществу экологическим правонарушением, от­носится к наиболее важным способам защиты права на благоприятную окружающую среду. Порядок возмещения ущерба, причинённого экологическими правонарушениями, регулируется прежде всего законом об ООС. В отношении здоровья и имущества человека в этом документе применя­ется понятие «вред». Под вредом понимается любое умале­ние (ущемление, нарушение) материального или нематери­ального блага, в том числе жизни и здоровья. Ключевым принципом нашего законодательства можно считать поло­жение о том, что вред, причинённый здоровью и имуще­ству граждан негативным воздействием окружающей среды (а также в результате хозяйственной и иной деятельности), подлежит возмещению в полном объёме.

  А теперь посмотрим на проблему прав с другой сторо­ны. Вполне очевидно, что без определённых экологических обязанностей нельзя обеспечить экологические права. Конституция и весь комплекс экологического законодательства обязывают каждого гражданина охранять природу, бережно использовать природные богатства.

       Если смотреть широко, эту обязанность можно опреде­лить и как правовую, и как моральную. Для цивилизован­ного человека забота о природе — это проявление общей культуры и вместе с тем моральный долг перед живущими и будущими поколениями. Нарушение же установленных законодательством обязанностей влечёт применение мер юридической ответственности.

       Экологические правонарушения являются одной из глав­ных причин деградации окружающей среды. Количество таких правонарушений настолько велико, что многими оценива­ется как угроза национальной безопасности. В ходе прове­рок ежегодно выявляется 10—12 тыс. нарушений водного законодательства (в основном незаконный сброс сточных вод в реки, озёра, моря); около 400 тыс. нарушений пра­вил рыболовства; около 70 тыс. нарушений правил охраны животного мира; более 40 тыс. нарушений правил охраны недр и т. д. В результате качество среды постоянно сни­жается. Достаточно указать, что большая часть населения России сегодня употребляет воду, не отвечающую стандар­там.

       Число ежегодных лесных пожаров, возникающих по вине человека, доходит до 40 тыс. Представьте себе хотя бы на минуту, что испытывает живая природа, животные, птицы, тысячами погибающие в огне пожаров, учинённых людьми. Число нарушений правил охоты, охраны живот­ного мира измеряется десятками тысяч, а правил рыбо­ловства — сотнями тысяч. И это только случаи, выявлен­ные органами прокуратуры. На самом же деле, по мнению специалистов, экологических правонарушений значительно больше.

       Экологическое правонарушение является разновидно­стью противоправного поведения, т. е. всегда представляет собой нарушение экологического законодательства. Это и есть его основной признак.

       Любое экологическое правонарушение — это виновное действие (скажем, незаконная порубка леса, запрещённая ловля рыбы и т. д.) или бездействие (невыполнение, напри­мер, правил охраны недр и т. д.). Оно обязательно причиня­ет вред окружающей среде или здоровью человека и поэто­му является общественно опасным. Таким образом, экологи­ческое правонарушение можно определить как общественно опасное вредное виновное деяние, нарушающее нормы законодательства об охране окружающей среды. Есть и другие определения, но суть здесь отражена достаточно точно.

       Законодательство, предусматривающее меры эколого­правовой ответственности, весьма обширно. Назовём лишь некоторые нормативные акты. Прежде всего это закон об ООС. В статье 75 закреплено несколько видов ответствен­ности: имущественная (гражданско-правовая), дисципли­нарная, административная и уголовная.

       Административная ответственность за нарушения законодательства об охране окружающей среды преду­смотрена прежде всего Кодексом об административ­ных правонарушениях (КоАП). Меры дисциплинарной ответственности установлены в Трудовом кодексе. Меры уголовной ответственности — в Уголовном кодек­се (УК). В Гражданском кодексе (ГК) сфор­мулированы положения о возмещении вреда, причинённого имуществу юридического лица. Здесь же указывается, что несовершеннолетние от 14 до 18 лет несут ответственность за причинённый вред «на общих основаниях».

       Экологические правонарушения по виду (форме) юриди­ческой ответственности, как и все правонарушения, под­разделяются на проступки и преступления. Разница определяется степенью вреда, нане­сённого окружающей среде и здоровью людей.

       Между двумя видами правонарушения проходит тончайшая, порой труд­ноуловимая граница. Экологические правонарушения не исключение. Насколько порой трудно увидеть эту грани­цу, можно заключить из простого сравнения составов пра­вонарушений. Так, согласно КоАП, уничтожение ред­ких и находящихся под угрозой уничтожения животных относится к числу административных правонару­шений, т. е. проступков. А за незаконную охоту, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба предусмотрена уголовная ответствен­ность.

  Существует, конечно, возможность достаточно точно определить искомую границу — через суд. Но зачем же доводить дело до суда?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: