Уровни налоговой системы РФ

Практическое задание №3

                Сущность налоговой системы РФ, ее уровни и принципы       налогообложения.

Налоговая система — совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны. Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Налоговая система как сложное финансовое явление формируется на достаточно высоком уровне социально-экономической организации общества и раскрывается в разных аспектах.

 

Уровни налоговой системы РФ

 

В Налоговом кодексе РФ устанавливается трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги. Кроме того, НК определяет специальные налоговые режимы.

Федеральные налоги:

— налог на добавленную стоимость;

— налог на доходы физических лиц;

— налог на прибыль организаций;

— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

— водный налог;

— налог на добычу полезных ископаемых;

— акцизы и государственные пошлины.

 

 

Региональные налоги:

— транспортный налог;

— налог на игорный бизнес;

— налог на имущество организаций.

 

Местные налоги:

— земельный налог;

— налог на имущество физических лиц (единственный налог, не отраженный в НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ также упоминаются налог с продаж и единый социальный налог, но по состоянию на конец 2012 года они не действуют.

 

Под специальными налоговыми режимами понимаются:

— система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

— упрощенная система налогообложения;

— система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

— система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

 

Принципы налогообложения.

К основным принципам налогообложения относятся:

1.Законности налогообложения

Данный принцип является общеправовым и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (часть 3 статьи 55 Конституции РФ). Налогообложение является ограничением права собственности, закрепленного в статье 35 Конституции РФ, но ограничением законным, т. е. основанным на законе и, в широком смысле, направленным на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). Налоговый Кодекс РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (пункт 1 статьи 3 НК РФ).

 

2. Всеобщности налогообложения

В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются по общему правилу для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовымтребованиям (например, земельный налог по общему правилу уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.

3. Равенства налогообложения

Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (часть 1 статьи 19 Конституции РФ). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в части 1 пункта 2 статьи 3 Налогового Кодекса РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных

(принадлежность или непринадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо непринадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе),религиозных и иных различий между налогоплательщиками. Норма части 2 пункта 2 статьи 3 Налогового Кодекса РФ запрещает установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависимости от формы собственности (государственная - федеральная, собственность субъектов РФ, муниципальная или частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала. Исключения из этого принципа направлены на защиту публичных и экономических интересов общества (и государства), они содержатся в части 3 пункта 2 статьи 3 Налогового Кодекса РФ: при ввозе товара в Российскую Федерации из-за рубежа допустимо установление особых;видов пошлин либо дифференцированных ставок пошлин в зависимости от страны происхождения товара.

4. Справедливости налогообложения

В Российской Федерации до принятия первой части Налогового Кодекса РФ данный принцип первоначально был сформулирован в пункте 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией РФ принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 статьи 6 и статьи 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов». Впоследствии данный принцип нашел свое закрепление и в пункте 1 статьи 3 Налогового Кодекса РФ, правда, в несколько преломленном виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «... При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости». То есть налоги должны быть справедливыми. При этом справедливость налогов и налогообложения понимается сквозь призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».

5. Взимание налогов в публичных целях

Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран. Она прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира (в США — в конституциях большинства штатов). Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества»[3].

6. Установление налогов и сборов в должной правовой процедуре

Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит статье 57, части 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации), а в ряде государств — специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.

7. Экономического основания налогов (сборов)

Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами — не быть произвольными). В соответствии спунктом 3 статьи 3 Налогового Кодекса РФ «налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

8. Презумпции толкования в пользу налогоплательщика всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в пункте 7 статьи 3 Налогового Кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

9. Определенности налоговой обязанности

В соответствии с указанным принципом (закреплен в пункте 6 статьи 3 Налогового Кодекса РФ) акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

10. Единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики

Данный принцип является конституционным, он закреплен в части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, пункте 3 статьи 1 Гражданского Кодекса РФ и пункте 4 статьи 3 Налогового Кодекса РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается установление налогов, и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации, и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств.

 

 

11. Принцип единства системы налогов и сборов

Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унификации налоговых изъятий собственности. Как указано в абзаце 4 пункта 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в статьях 34 и 35 Конституции Российской Федерации, с обеспечением принципа единства экономического пространства, с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: