ФИО студентки: Уразбаева Елена Викторовна
ЗБ-РНО- 31
Тема. Английская социально-бытовая повесть и роман в детском чтении. Диккенс и роман воспитания. Оливер Твист.
Развитие реалистической литературы в Англии. Школа Диккенса.
Как ведущее направление реализм утверждается в английской литературе в 30-40-е годы XIX в. Своего расцвета он достигает во второй половине 40-х годов. В 30-40-е годы выступают такие замечательные романисты, как Диккенс, Теккерей, сестры Бронте, Гаскелл, поэты-чартисты Джонс, Линтон и Масси.
В истории Англии 30-40-е годы XIX в. - это период напряженной социальной и идеологической борьбы.
Политическая атмосфера в стране особенно накалилась в 1846-1847 гг., т. е. в канун европейских революций 1848 г. Во второй половине 40-х годов выступила замечательная плеяда чартистских поэтов и публицистов. Стихи поэтов-чартистов звали к классовой борьбе, к международной солидарности рабочих; они отличались большой социальной глубиной и политической страстностью. Новаторство чартистской поэзии проявилось в создании образа пролетария-борца, сознающего свои классовые интересы.
|
|
Широкую известность получили стихи сочувствующих чартизму поэтов, писавших о бесчеловечной эксплуатации детского и женского труда на ткацких фабриках. К их числу относятся знаменитый «Плач детей» (The Cry of the Children, 1843) Э. Баррет-Браунинг[1] и «Песнь о рубашке» (The Song of the Shirt, 1844) Томаса Гуда. Т. Гуд изобразил непосильный труд швеи, проводящей всю жизнь за машиной.
В 40-е годы были созданы лучшие произведения английского критического реализма. Именно в это время выходят романы «Домби и сын» Диккенса, «Ярмарка тщеславия» Теккерея, «Джен Эйр» и «Шерли» Шарлотты Бронте, «Мэри Бартон» Элизабет Гаскелл. Жанр романа прочно завоевывает себе популярность. Диккенс и Теккерей, сестры Бронте и Гаскелл помогли своим современникам задуматься над коренными проблемами эпохи, раскрыли перед ними глубину социальных противоречий. Со страниц их романов страшными глазами смотрели нищета и страдания народа. И не «старая добрая Англия», а страна, раздираемая противоречиями, была изображена в их книгах. Собственно, это была не одна Англия, а две - Англия богатых и Англия бедных.
Ведущей тенденцией в развитии образования последнего периода стало стремление к
гуманизации. При этом педагогическая теория и практика, ориентируясь на гуманистические ценности, все более обнаруживают тенденцию движения к идеалам истинной образованности, культуры и интеллигентности человеческой личности.
В то же время гуманистическая направленность – это наиболее яркая и доминирующая черта педагогического наследия выдающегося английского мыслителя, педагога, политического и общественного деятеля, социального реформатора Чарльза Диккенса (1812-1870), который известен в нашей стране лишь только как выдающийся английский писатель.
|
|
Ч. Диккенс, справедливо считающийся одним из основателей гуманистической педагогики Нового времени, – это крупнейший теоретик педагогики своего времени, значимость научно- педагогического наследия которого высоко оценивается западными специалистами наряду с концепциями Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Герберта и др.
Он является первым в истории английской педагогики ученым, разработавшим
оригинальную педагогическую теорию, ориентированную на многоаспектную гуманизацию системы образования. Педагогическое наследие английского мыслителя охватывает широкий спектр педагогических проблем: целей, задач, форм, методов и средств воспитания и обучения.
Следует отметить тот факт, что, несмотря на теоретическую и практическую значимость
концепции Ч. Диккенса, изучение его педагогической теории и деятельности в отечественной педагогической историографии никогда не составляло предмета отдельного, специализированного исследования.
Вместе с тем педагогическое учение Чарльза Диккенса относится к классике мировой
педагогической мысли XIX в., высоко оцениваемой в свое время передовыми российскими педагогами: К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым и др.
Педагогические взгляды Чарльза Диккенса являются глубоко гуманистическими и
христианскими по своей сущности, и, соответствующим образом, концепция воспитания
английского мыслителя в своих идейных началах является религиозной. «Правильное гуманное воспитание – это и есть христианство» – отметил в статье «О воспитании» английский писатель.
При этом педагогические воззрения Ч. Диккенса на предмет воспитательного процесса
испытывали влияние фрэбелевских идей и теории свободного воспитания.
Цели воспитания в педагогическом наследии Диккенса во многом антагонистичны
официально признаваемым морально-этическим доктринам Викторианской эпохи, проникнутой, по словам писателя, «духом средневекового обскурантизма и ханжества» [6. P. 34].
Таким образом, в педагогическом наследии Диккенса первостепенными задачами
воспитательного процесса в школе и семье называется задача привития истинных моральных и нравственных ценностей, а также «воспитание настоящего человека, а не джентльмена» в противоположность традиционному английскому воспитанию XIX в. Неподдельная «любовь к Богу», духовность и гуманизм – это основные критерии воспитанного человека, согласно Диккенсу: «Воспитать человека – это значит помочь в развитии человеческого сердца».
Центральный пункт воспитания по Диккенсу – это зависимость нравственного облика
подрастающего поколения от особенностей среды и воспитания, в том числе он отмечал особую важность воспитания в семье, значение в ней нравственной атмосферы, ее изначальное влияние на характер ребенка.
Основной принцип воспитания по Диккенсу составляет «сочувствие» (comprehen-sion),
которое противопоставляется принуждению (compulsion). «Сочувствие» Диккенс определяет как «…истинное почтение индивидуальной индивидуальности» и как «… совершенное, почтительное, внимательное сочувствие к робкой молодой душе с тем, чтобы правильно сформировать её новые качества» [Цит. по: 9, 64]. Принуждение, таким образом, в любой форме губит истинную индивидуальность ребенка.
Диккенс категорично полагает, что в воспитании ребенка большее значение имеет семейное, домашнее воспитание, чем школьное. Дети – это самая богатая радость для родителей, но существует большая ответственность родителей за воспитание своих детей. Понятие «домашнее воспитание» в педагогическом наследии Ч. Диккенса часто именуется «материнское воспитание».
|
|
Данные дефиниции в его работах часто синонимизируются. Писатель полагал, что главным воспитателем ребенка, особенно в первые три года его жизни, является мать. В то же время Диккенс указывал на необходимость особого «материнского образования», а именно обязательного обучения за государственный счет будущей матери вопросам медицины, педиатрии, педагогики и психологии.
В целом педагогическая теория Ч. Диккенса явилась дальнейшим развитием
концептуальных подходов к демократизации и гуманизации образования XIX в., подходов
систематизированных, обобщенных и адаптированных к проблематике развития общества эпохи индустриальной революции.