Общие сведения о творчестве Чарльза Диккенса (1812 – 1870)

Чарлз Диккенс (1812-1870). Путь Диккенса в английскую литературу был нелегким. Много пришлось ему испытать лишений и невзгод, прежде чем его произведения получили признание. В тридцатых годах 19 в. в английских газетах часто появлялись очерки и фельетоны, подписанные именем Боз. Вскоре стало известно, что Боз – это литературный псевдоним журналиста Чарльза Диккенса. В 1835 г. вышла из печати первая книга Диккенса «Очерки Боза». В нее вошли опубликованные ранее в английских газетах очерки и фельетоны из жизни Лондона. Эта книга имела успех. Диккенсу предложили сочинить смешные подписи к картинкам, посвященным спортивным приключениям нескольких джентльменов. Такие, развернутые до рассказа, сценки положили начало «Посмертным запискам Пиквикского клуба» (1837).
Вслед за написанием «Посмертных записок…» Диккенс приступил к написанию социальных романов – «Приключения Оливера Твиста» (1839), «Жизнь и приключения Николаса Никкльби» (1839), «Лавка древностей» (1941). В этих произведениях автор рассказывает о нищете и страданиях людей. В «Оливере Твисте» писатель повествует о тяжелых испытаниях, выпавших на долю сироты Оливера, который провел свои детские годы в работном доме, затем попал в воровскую школу Фейджина. В этом мире лондонского дна мальчику пришлось столкнуться с многими преступниками, но он случайно встретился с другом своего отца Браунлоу и… его жизнь круто меняется в лучшую сторону.
Следующий роман Диккенса «Жизнь и приключения Николаса Никкльби» продолжает тему социальной несправедливости. На основе конкретных фактов из реальной жизни писатель описывает страшные порядки, царившие в английских школах для бедных детей.

О тяжелом положении английского рабочего люда Диккенс рассказал в цикле «Рождественские рассказы», где автор не только обличает богатых, но и пытается найти компромиссный выход из трудного положения – призывает к благотворительности.
В конце 40-х годов Диккенс создает свое крупнейшее произведение – роман «Домби и сын», где показал величие и падение крупного английского дельца Домби. Этого дельца ничто человеческое, если только оно не касается его доходов, его не волнует. В конце концов, жизненная философия Домби терпит крах.
В последующие годы в творчестве писателя усиливается критическая направленность. В романе «Дэвид Копперфилд» (1859) частично прослеживаются биографические черты из жизни Диккенса. Роман «Тяжелые времена» (1854) показан без усложненной интриги и многопланового развития действия, но зато более четко противопоставлены два враждующих класса – богатых и бедных. В романе «Крошка Доррит» (1856) в сатирическом плане показана бездарность правящих классрв Англии.
До конца своего творческого пути Диккенс всегда оставался верным принципам реализма в своем литературном творчестве.






Образы детей в его романах. «Приключения Оливера Твиста» (1837).

Судьба главного героя. Художественное мастерство Диккенса. Биологическое начало в изображении «генетически непорочного» ребёнка и «исконных преступников».

 «Оливер Твист» - трагическая история мальчика, попавшего в трущобы Лондона. В ней еще много приключенческой романтики, развертывает перед читателем ряд чрезвычайно тяжелых, беспощадно бичующих картин.

Оливер отдают в ученики гробовщику. Этот новый этап его жизни омрачен необходимостью посещать вместе с хозяином дома умерших бедняков, терпеть незаслуженные обиды и оскорбления.

Герой добирается до лондонских трущоб, попадает в воровской притон Фейджина,  «великого растлителя» детских душ. Он кажется таким наивным, когда до самого последнего момента не понимает, чем занимаются его друзья. Он даже не мог подумать, что добрые люди, приютившие его, могут совершить что-то противозаконное. Оливер как истинный христианин видит в людях только хорошее и сам не способен идти против законов не только государства, но и против законов морали. Джек Даукинс и Чарли Бейтс – два ловких плута, воспитанных на улицах Лондона и живущих по закону улицы. Они знают когда и что нужно кричать и когда убегать. Ребята спокойно бросают Оливера, даже привлекают внимание к его «побегу». То, что они такие не их вина, а вина их положения, они считают вполне нормальным жить за счет краж.

Сводный брат Монкс, из-за права на наследство, отдает приказ шайке Фейджина похитить Оливера и воспитать из мальчика преступника.

Но, увы! - никакая грязь не может пристать к Оливеру, мальчику благородных кровей; говоря сегодняшним языком, генетически непорочному ребенку.

Он не боится за свою земную жизнь так, как боится за душу. Оливер не понимает как можно пойти на преступление и считает что должен предотвратить его любой ценой.

Чарльз Диккенс, которому хорошо известно, как бедность, страх и постоянное унижение уродует человека, сознательно делает своего маленького Оливера воплощением прирожденной высокой нравственности и чистоты, которые невозможно запятнать. За свой стойкий характер и непоколебимую веру в нравственную справедливость, в человеческие ценности Оливера щедро награждает судьба – он находит родных и любящих его людей.

Сложность, противоречивость образа Нэнси. Близость Диккенса Ф.М. Достоевскому. «Приключения Оливера Твиста» в России. Оливеры Твисты в произведениях западноевропейских и русских писателей конца ХIХ – начала ХХ вв. (Гектор Мало, Д.В. Григорович, А.И. Свирский и д

Мы встречаем в романе сложный образ Нэнси, перипетии судьбы которой никак не уложишь в «прокрустово ложе» биологической концепции в изображении человека.

Во всей этой банде выделяется лишь Ненси, готовая помочь Оливеру, пусть и нарушая законы преступного мира.

Оливер встречает мистера Браунлоу, находит приют у добрых людей. Даже когда его Ненси вновь привела к Фейджину, он просит только вернуть книги и деньги мистеру Браунлоу, чтобы не потерять доверие, не оказаться вором в его глазах. «Это книги старого джентльмена! - ломая руки, воскликнул Оливер. - Доброго, славного старого джентльмена, который приютил меня и ухаживал за мной, когда я чуть не умер от горячки! О, прошу вас, отошлите их назад, отошлите ему книги и деньги! Держите меня здесь до конца жизни, но отошлите их назад. Он подумает, что я их украл. И старая леди и все, кто был так добр ко мне, подумают, что я их украл!»

Нэнси в чем-то напоминает героинь Ф.М. Достоевского, с их изломанной душой, непредсказуемыми поступками.

В детской литературе появились образы Оливеров твистов французких (Реми и Маттиа из повести Г.Мало «Без семьи»), итальянских (Лука из новеллистической сказки Гвидо Гоццано), российских (Петя из «Переселенцев» Д.В. Григоровича, Санька Рыжик из повести А.И. Свирского), и, конечно же, соотечественников диккенсовского героя. Речь идет о Джимми Бализете, герое книги Джеймса Гринвуда, которого, наряду с Уильямом Теккереем, Шарлотой и Эмилией Бронте, Эдизабет Гаскелл, относят к диккесовской школе реалистического романа.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: